Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа развития педагогов.



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Программа развития педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате анализа психологической литературы по вопросам психолого-педагогических особенностей учителя были выделены основные компоненты: активность, творческое отношение к профессиональной деятельности, особенности самосознания, особенности взаимодействия с окружающими людьми (учениками, учителями), наличие особенной смысловой сферы.

Мы разработали программу, которая в себя включает упражнения на развитие выделенных компонентов. Необходимо отметить, что занятия строятся в виде тренинга, рассчитаны на длительный период.

Цель тренинга: способствовать активному развитию основных психологических особенностей. Основные принципы реализации курса:

1. Принцип самораскрытия

при проведении развивающих занятий данной программы каждый участник имел возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли переживания.

2. Принцип доброжелательности

все взаимоотношения в данной группе должны быть окрашены в теплые, дружные тона. Какие - либо проявления неприязни, агрессии, обидных критических замечаний и других предпосылок нанесения учащимся психических травм должны быть исключены.

3. Принцип добровольной активности

в выполнении всевозможных заданий игр, упражнений принимают все члены развивающей группы. Но это участие достигается не за счет давления и явного принуждения, а за счет поощрения участников.

4. Принцип индивидуального подхода

при проведении занятий необходимо учитывать индивидуально -
психологические особенности педагогов, уровень их возможностей и реальных достижений.

5. Принцип безоценочности

Занятие №1.

Цель: ознакомить педагогов с основными компонентами психолого-педагогической деятельности, четко определить их основные характеристики, определить основные этапы и формы проведения занятий.

Методическое оснащение: листы ватмана, цветные карандаши, таблицы с результатами психологических исследований. План занятия:

♦ Теоретическая часть - ознакомление с основными компонентами психолого-педагогической деятельности.

♦ Обсудить с группой основные характеристики компонентов -
активность, творчество, особенности самосознания, особенности
отношения к другому человеку, способность к рефлексии.

♦ Ознакомление участников тренинга с последними исследованиями по данной проблеме. Совместное обсуждение интересных результатов.

♦ Упражнение на развитие способности к рефлексии: каждый
участник должен отразить настроение, с которым он пришел на
занятие и с каким он уходит, с помощью одних существительных
(прилагательных, наречий, глаголов и т.д.)

Занятие №2.

Цель: ознакомить педагогов с понятием «активность личности», раскрыть основные составляющие уникальности каждого участника группы.

План занятия:

♦ Теоретическая часть - рассмотрение понятия «активность».
Совместное обсуждение основных выводов.

♦ Выполнение упражнений на развитие творческого воображения, с
целью развития активности каждого участника:

Упражнение 1 «Три слова»

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше представлений, включающих предлагаемые слова. Молено менять падежи, дополнять предложение другими словами. Например: озеро, медведь, карандаш - мальчик взял в руки карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере.

Упражнение 2 «Поиск противоположных предметов»

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому - по назначению: внешнему виду, существенным признакам, и т.д.

♦ Упражнения на развитие коммуникативных способностей (коммуникабельность личности, барьеры общения), с последующим обсуждением в группе.

♦ Работа в группах - необходимо составить иерархию ценностей
людям с различной профессией, разного возраста и пола.

♦  Упражнения - релаксации.

Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение направлено на снятые утомления, обретение внутренней стабильности.

Упражнение 2. «Пресс»

Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникшую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

♦ Подведение итогов.

Занятие №3.

Цель: введение участников группы в психологию общения – правила и законы понимания и принятия другого

♦ Начать занятие с того, как все чувствуют себя в начале занятия и предположить свое самочувствие в конце занятия, можно обсудить причины повышения или понижения настроения.

♦ Обсудить понятие «общение», основные характеристики,
проблемы, которые возникают в процессе взаимодействия людей.

♦ Элементы тренинга рефлексивного слушания, с проигрыванием
реальных ситуаций, обсуждение.

♦ Упражнения на развитие навыков общения (с целью
активизировать личный опыт каждого участника).

♦  Ознакомить учителей с техниками развития творческого воображения у учащихся.

♦  Обсуждение результатов занятия, вынесение решения о главных
проблемах общения между учителями и учениками.

Занятие №4.

Цель: активные методы разрешения педагогических конфликтов.

♦ Рассмотреть понятие «педагогический конфликт»

♦ Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика

♦ Обучение участников занятия игровым методам решения
педагогических конфликтов (Н.В. Самоукина)

♦ Дать представления о происходящих изменениях в самосознании
во время постоянных конфликтов и невозможности
конструктивно их решить (самооценка, уровень притязаний).

♦ Тренировка навыков разрешения конфликтов на конкретных ситуациях, которые выделились в процессе занятия самими участниками

♦ Обсуждение результатов тренинга.

Занятие №5.

Цель: рассмотреть положение «моя жизнь - мой выбор, и я ответственен за него».

♦ Обсуждение вопроса - кто ответственен за свою жизнь (сам
человек, или обстоятельства).

♦ Обсуждение «безвыходных» ситуаций с точки зрения первого пункта.

♦ Ознакомление участников тренинга с особенностями самосознания, выполнение методик на диагностику самосознания (личностный дифференциал, незаконченные предложения, методика Лири и др.).

♦ Обсуждение результатов тестирования.

♦ Упражнения, направленные на развитие активности в трудных,
необычных ситуациях педагогического плана. Ролевые игры.

Занятие №6.

Цель: подведение итогов тренинга.

♦ Обсуждение тем и упражнений, которые понравились, которые
нет.

♦ Групповое обсуждение основных вопросов, касающихся
основных психологеских особенностей личности педагога (активность,
творчество, особенности самосознания, навыки конструктивного взаимодействия, система ценностей)

♦ Повторение удачных упражнений, обсуждение.

♦ Обмен собственным опытом об изменениях которые произошли
или не произошли в ходе прохождения тренинга

♦ Обсуждение ситуаций, где необходимо проявлять активность, где
творчество, где необходима работа с собой, где с окружающими.

♦ Обмен мнениями.

♦ Ознакомление со списком литературы, где можно найти
необходимые упражнения и тренинги.

22.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

23.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М, 1965.

24.Гоноболин Ф.Н. очерки психологии советского учителя. М.,

1951.

25.Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 1997. 26. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика

личности. Псков. 1994. 27.3импяя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева

Л.А. Педагогическое общение как процесс решения

коммуникативных задач// Психолого - педагогические

проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А.

Бодалева, В.Я. Ляудис. М., 1980. 28.Забранная С.Д. Методические указания к психолого

педагогическому изучению детей - имбецилов. М., 1979. 29. Занков Л.В. Некотороые вопросы развития личности учителя

вспомогательной школы. М., 1988.

ЗО.Зеш арник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. 31.3абрамная И.А. Педагогическая психология. М, 2000 32.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. ЗЗ.Кан-Калик В.А. учителю о педагогическом общении. М., 1987. 34.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

35. Сластенин В.А. профессиональная культура учителя. М,1993

36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической
деятельности. Л., 1970.

37.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 38.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

39.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.,
1985.

40.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.
Л., 1967.

41.Кыверялг. А.А. Методы исследования в профессиональной

педагогике. Таллин. 1980. 42.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы

психологии. М., 1984.

43.Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 44.Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 45.Ломов   Б.Ф.   Общение   как   проблема   общей

психологии//Методологические проблемы    социальной

психологии. М., 1975. 46.!У1аркелова Т.В. автореферат: Субъектность как фактор

успешности педагогической деятельности офицеров. 47.[Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Приложение.

Таблица 1. Значения 16 личностных факторов олигофренопедагогов

(в сырых баллах).

 

№ ABCEFGH1 LMNOQQQQ 1. 20 19 19 19 10 17 18 11 10 17 14 12 19 19 18 13 2. 17 18 16 17 12 12 20 11 9 13 15 22 16 12 12 10 3. 12 17 18 17 16 20 18 16 12 8 18 19 16 18 16 11 4. 18 16 18 18 15 19 17 14 16 9 20 14 18 18 17 13 5 15 12 19 15 11 16 15 14 14 15 18 17 20 18 15 15 6 16 20 17 19 12 19 19 17 12 12 17 9 16 15 20 18 7 15 10 18 17 16 16 19 9 14 16 16 10 18 20 14 11 8 16 18 16 22 19 17 22 13 10 17 8 14 19 24 17 14 9 12 16 16 16 11 19 18 19 10 17 9 20 11 18 17 12 10 12 16 9 18 13 18 18 14 11 12 19 11 18 16 19 16 11 19 19 19 19 17 18 18 17 13 18 19 15 15 19 20 13 12 12 15 19 20 18 22 17 13 16 16 16 9 13 13 17 9 13 15 21 16 19 23 17 15 21 15 10 19 12 17 17 16 19 14 16 18 17 17 19 20 19 11 10 13 8 17 19 20 18 9 15 12 14 18 22 18 18 16 18 9 12 11 8 22 18 17 8

 


Таблица 2. Значение 16 личностных факторов учителей общеобразовательных школ (сырые баллы).

 

№ ABCEFGHILMNOQQQQ 1. 12 11 11 9 17 14 20 13 15 16 15 12 16 18 18 8 2. 21 8 13 12 12 12 22 11 17 14 13 19 13 9 15 19 3. 19 11 11 11 12 16 16 15 15 8 17 15 16 18 12 16 4. 11 9 9 14 11 12 14 16 14 11 12 14 14 9 13 12 5 16 8 18 12 10 9 15 14 17 10 18 16 16 13 16 9 6 16 10 19 19 12 9 22 13 14 19 11 19 17 16 18 24 7 18 9 22 10 13 16 19 19 11 1С 17 10 18 12 14 11 8 16 18 11 8 17 12 15 16 14 17 8 17 17 9 18 9 9 17 16 15 12 11 16 18 17 15 10 9 15 17 11 17 15 10 9 14 9 18 9 15 18 14 16 13 12 11 13 10 12 16 11 14 15 16 19 16 13 16 16 16 14 15 18 22 15 16 12 12 9 10 16 17 14 12 13 15 15 16 16 9 19 13 20 19 13 13 11 14 12 13 10 17 14 16 16 19 14 17 11 15 10 14 14 8 15 17 15 10 16 18 16 11 18 13 15 14 23 17 15 19 16 18 20 16 16 18 15 19 12 13 18 20 13 17 11
№ ABCEFGHI LMNOQQQQ 1. 8977467357647986 2. 69663383447 10 6543 3. 2977887671886975 4. 7 777764  10 1 10 57976 5 4577565476878976 6 4 67377674826798 7 4 10 7 7 8 6 7 4 4 7 8 3 7 10 5 5 8 4 166 10 69457857 10 76 9 2 766577757392975 10 2 11677454347887 11 79779776 10 8965996 12 2 77 10 964 10 7823673 13 4 66 10 65985943878 14 4566 10 88355377 10 83 15 2577 10 76744529972 Cp.ap. 4.1 6.8 6.6 6.2 7.2 6.6 6.8 4.9 6.8 5.1 6.9 5.2 6.0 8.4 7.1 5.2

 

№ ABCEFGHI LMNOQQQQ 1. 2923948 4 97746883 2. 8145532 10 5583268 3. 7324566591866847 4. ,3 16434684553255 5. 4 3754154 10 3975673 6. 4 7951 9 48848688 10 7. 7 9 94667753837585 8. 4922935687375293 9. 6755467693365576 10. 1619357495546447 11. 3669946695789775 12. 1368634597827679 13. 3345626497956563 14. 315872 7949456 10 7 15. 777 10 9675 10 4588675 Cp.ap. 4.0 4.8 4.5 6.2 6.0 3.4 6.4 5.1 8.7 4.8 6.3 5.6 5.8 5.4 7 5.6

 

 



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Программа развития педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа развития педагогов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)