Программа развития педагогов.
В результате анализа психологической литературы по вопросам психолого-педагогических особенностей учителя были выделены основные компоненты: активность, творческое отношение к профессиональной деятельности, особенности самосознания, особенности взаимодействия с окружающими людьми (учениками, учителями), наличие особенной смысловой сферы. Мы разработали программу, которая в себя включает упражнения на развитие выделенных компонентов. Необходимо отметить, что занятия строятся в виде тренинга, рассчитаны на длительный период. Цель тренинга: способствовать активному развитию основных психологических особенностей. Основные принципы реализации курса: 1. Принцип самораскрытия при проведении развивающих занятий данной программы каждый участник имел возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли переживания. 2. Принцип доброжелательности все взаимоотношения в данной группе должны быть окрашены в теплые, дружные тона. Какие - либо проявления неприязни, агрессии, обидных критических замечаний и других предпосылок нанесения учащимся психических травм должны быть исключены. 3. Принцип добровольной активности в выполнении всевозможных заданий игр, упражнений принимают все члены развивающей группы. Но это участие достигается не за счет давления и явного принуждения, а за счет поощрения участников. 4. Принцип индивидуального подхода при проведении занятий необходимо учитывать индивидуально - 5. Принцип безоценочности Занятие №1. Цель: ознакомить педагогов с основными компонентами психолого-педагогической деятельности, четко определить их основные характеристики, определить основные этапы и формы проведения занятий. Методическое оснащение: листы ватмана, цветные карандаши, таблицы с результатами психологических исследований. План занятия: ♦ Теоретическая часть - ознакомление с основными компонентами психолого-педагогической деятельности. ♦ Обсудить с группой основные характеристики компонентов - ♦ Ознакомление участников тренинга с последними исследованиями по данной проблеме. Совместное обсуждение интересных результатов. ♦ Упражнение на развитие способности к рефлексии: каждый Занятие №2. Цель: ознакомить педагогов с понятием «активность личности», раскрыть основные составляющие уникальности каждого участника группы. План занятия: ♦ Теоретическая часть - рассмотрение понятия «активность». ♦ Выполнение упражнений на развитие творческого воображения, с Упражнение 1 «Три слова» Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше представлений, включающих предлагаемые слова. Молено менять падежи, дополнять предложение другими словами. Например: озеро, медведь, карандаш - мальчик взял в руки карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере. Упражнение 2 «Поиск противоположных предметов» Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому - по назначению: внешнему виду, существенным признакам, и т.д. ♦ Упражнения на развитие коммуникативных способностей (коммуникабельность личности, барьеры общения), с последующим обсуждением в группе. ♦ Работа в группах - необходимо составить иерархию ценностей ♦ Упражнения - релаксации. Упражнение 1. «Внутренний луч» Упражнение направлено на снятые утомления, обретение внутренней стабильности. Упражнение 2. «Пресс» Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникшую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. ♦ Подведение итогов. Занятие №3. Цель: введение участников группы в психологию общения – правила и законы понимания и принятия другого ♦ Начать занятие с того, как все чувствуют себя в начале занятия и предположить свое самочувствие в конце занятия, можно обсудить причины повышения или понижения настроения. ♦ Обсудить понятие «общение», основные характеристики, ♦ Элементы тренинга рефлексивного слушания, с проигрыванием ♦ Упражнения на развитие навыков общения (с целью ♦ Ознакомить учителей с техниками развития творческого воображения у учащихся. ♦ Обсуждение результатов занятия, вынесение решения о главных Занятие №4. Цель: активные методы разрешения педагогических конфликтов. ♦ Рассмотреть понятие «педагогический конфликт» ♦ Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика ♦ Обучение участников занятия игровым методам решения ♦ Дать представления о происходящих изменениях в самосознании ♦ Тренировка навыков разрешения конфликтов на конкретных ситуациях, которые выделились в процессе занятия самими участниками ♦ Обсуждение результатов тренинга. Занятие №5. Цель: рассмотреть положение «моя жизнь - мой выбор, и я ответственен за него». ♦ Обсуждение вопроса - кто ответственен за свою жизнь (сам ♦ Обсуждение «безвыходных» ситуаций с точки зрения первого пункта. ♦ Ознакомление участников тренинга с особенностями самосознания, выполнение методик на диагностику самосознания (личностный дифференциал, незаконченные предложения, методика Лири и др.). ♦ Обсуждение результатов тестирования. ♦ Упражнения, направленные на развитие активности в трудных, Занятие №6. Цель: подведение итогов тренинга. ♦ Обсуждение тем и упражнений, которые понравились, которые ♦ Групповое обсуждение основных вопросов, касающихся ♦ Повторение удачных упражнений, обсуждение. ♦ Обмен собственным опытом об изменениях которые произошли ♦ Обсуждение ситуаций, где необходимо проявлять активность, где ♦ Обмен мнениями. ♦ Ознакомление со списком литературы, где можно найти 22.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 23.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М, 1965. 24.Гоноболин Ф.Н. очерки психологии советского учителя. М., 1951. 25.Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 1997. 26. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков. 1994. 27.3импяя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач// Психолого - педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М., 1980. 28.Забранная С.Д. Методические указания к психолого педагогическому изучению детей - имбецилов. М., 1979. 29. Занков Л.В. Некотороые вопросы развития личности учителя вспомогательной школы. М., 1988. ЗО.Зеш арник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. 31.3абрамная И.А. Педагогическая психология. М, 2000 32.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. ЗЗ.Кан-Калик В.А. учителю о педагогическом общении. М., 1987. 34.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 35. Сластенин В.А. профессиональная культура учителя. М,1993 36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической 37.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 38.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 39.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 40.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. 41.Кыверялг. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин. 1980. 42.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 43.Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 44.Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 45.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 46.!У1аркелова Т.В. автореферат: Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицеров. 47.[Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Приложение. Таблица 1. Значения 16 личностных факторов олигофренопедагогов (в сырых баллах).
Таблица 2. Значение 16 личностных факторов учителей общеобразовательных школ (сырые баллы).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |