Методики исследования.
Изучение психологических особенностей личности педагога проводилось с использованием тестовых методик. Для изучения общих личностных свойств использовали методику «16-факторный опросник Р. Кеттелла». Выбор нами данной методики обусловлен тем, что она дает многогранную информацию о личностных чертах человека. Цель данного опросника, содержащего перечень биполярных показателей, - оценить развитость определенных личностных качеств, составляющих 16 факторов: А - общительность - замкнутость; В - высокий - низкий интеллект; С - эмоциональная стабильность - неустойчивость; Е – конформность - доминантность; F – сдержанность - экспрессивность; G - «высокое - низкое супер-эго»; Н – застенчивость - социальная смелость; J – жесткость - мягкосердечие; L – доверчивость - подозрительность; М – практичность - идеалистичность; N – прямолинейность - дипломатичность; О - уверенность в себе - тревожность; Q1 – консерватизм - радикализм; Q2 - зависимость от группы - самостоятельность в решениях; Q3 - высокий - низкий самоконтроль; Q4 - «высокая-низкая эго-напряженность» Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемому. При обследовании испытуемый заносит в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет» или «не знаю», которым соответствуют буквы «а», «с» и «в». Испытуемым была предъявлена инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых - выяснить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос. При этом, отвечая, Вы можете выбрать один из тех предложенных вариантов ответов, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а», перечеркните в регистрационном бланке крестиком левый квадратик; если Ваш ответ - «в», то средний квадратик; ответу «с» соответствует правый квадратик. Отвечая, помните: - вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности, поэтому представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями; - не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит вам в голову; - старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы - избегайте, насколько это возможно, промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно Вы не можете; - не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд; - не старайтесь своими ответами благоприятное впечатление, Далее испытуемые выполняли задание самостоятельно отмечая в регистрационных бланках варианты выбранных ответов. В результате проведения исследования получаются сырые баллы. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными другими людьми. Также этот перевод необходим для сравнения групповых результатов. Таблицы стандартизации превращают сырые результаты в стены. Балл в стенах распределяется по десяти точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга от 1 до 10, со средним популяции, установленным в 5,5 стена. Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися, а 1 и 10 - крайними случаями. Необходимо более подробно рассмотреть значения 16 факторов. Фактор А. 1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, жестким. 4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия). 7 стенов - направления в сторону повышения: обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия). 8-10 стенов - говорят о склонности к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества. Фактор В. 1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. Предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению). 7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению). 8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях. Фактор С. 1-3 стена - изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий фактор свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам. 4 стена - чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается. 7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый. 8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Большая способность к соблюдению общественных, моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах. Фактор Е. 1-3 стена - уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремиться к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов. 4 стена - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся. 7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый. 8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов. Фактор F . 1-3 стена - неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком. 4 стена - осторожный, серьезный, молчаливый. 7 стенов - безалаберный, импульсивый, веселый, полный энтузиазма. 8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный. Фактор G . 1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. 4 стена - пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным. 7 стенов - сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный. 8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный. Фактор Н. 1-3 стена - застенчивый, уклончивый, держится в стороне. Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1 -2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него. 4 стена - застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий. 7 стенов - авантюрный, социально-смелый, спонтанный. 8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально-напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности. Фактор I . 1 -3 стена - практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, самодовольный. Руководя группой, заставляет работать ее на практической основе. 4 стена - сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности. 7 стенов - слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный. 8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях. Фактор L . 1-3 стена — склонен к свободе от тенденции к ревности, приспособляемый, веселый. 4 стена - доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый 7 стенов - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману. 8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в Фактор М. 1-3 стена - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично. 4 стена - практичный, тщательный, конвенпиальный, управляем внешними реальными обстоятельствами. 7 стенов - само удовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый. 8-10 стенов - независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующюю роль в отношении других. Нельзя считать, что люди ему не нравяться, он просто не нуждается в их согласии и поддержке. Фактор Q 3. 1-3 стена - не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным. 4 стена - внутренне не дисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция). 7 стенов - контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу. 8-10 стенов - имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, упрям. Фактор Q 4. 1-3 стена - склонен к расслабленности, уравновешенности, 4 стена - расслабленный (ненапряженный), нефрустированный. 7 стенов - напряженный, фрустированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокое энергетическое напряжение). 8-10 стенов - склонен к напряженности, возбудимости.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |