Виды программ классного руководителя по организации помощи подросткам склонным к суицидам
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является рост суицида среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением юношей и девушек, увеличение числа разводов родителей. По предложению Всемирной организации здравоохранения принято считать 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств. А для Беларуси проблема самоубийства более чем актуальна. Только в минувшем году лишили себя жизни 2666 человек (27,5 человека на 100 тыс. населения) Из них 22 человека – подростки (и это без учета попыток самоубийства!). По критериям ВОЗ, высоким считается уровень суицидов, превышающий 20 человек на 100 тыс. населения. (По материалам газеты «Ва-банк» за 04.09.2008г.) Классному руководителю необходимо проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев суицидов среди учащейся молодежи Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи: ü формирование и развитие коллектива класса; ü создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; ü формирование здорового образа жизни; ü организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; ü защита прав и интересов обучающихся; ü организация системной работы с обучающимися в классе; ü гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; ü формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; ü организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся. Основным направлением профилактики суицида среди учащихся является просвещение родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни. Особое внимание классному руководителю необходимо обращать на суицидальное поведение учащихся: на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида. В рамках проведения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению суицида среди учащейся молодежи классному руководителю целесообразно исследовать причины и особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Алгоритм исследования: 1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на: - несправедливое отношение со стороны родителей; - развод (или супружеские измены) в семье учащегося; - потерю одного из членов семьи; - неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями; - одиночество; - недостаток внимания и заботы со стороны окружающих. 2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на: - реальные конфликты и мотивы его участников; - патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости); - соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств. 3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на: - отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.; - несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; - несправедливые требования к учащемуся; - принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними; - страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок. 4. Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; - своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения; - неадекватную самооценку личностных возможностей; - утрату понимания ценности жизни; - потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства; - отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств"); - состояние переутомления; - паническую боязнь будущего. Работа классного руководителя с ребенком, потерявшего кого-то из близких 1. Наблюдение за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относится надо к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действовать вопреки ребенку. 2. Если ребенок захочет поговорить, педагог дожжен найти время выслушать его. Объясняет ребенку, что он хочет поговорить с ним, выбирает для этого удобное время. При разговоре слушает не только ушами, но и глазами, сердцем. Можно обнять ребенка или взять его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что педагог заботится о нем и в любое время готов помочь ему. Он должен поддержать его желание говорить о родителе и делать это самому. 3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их 4. Классный руководитель должен быть готов к вопросам и всегда быть честным в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Собственные чувства педагога никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка. 5.Показать ребенку, что плакать не стыдно. Если глаза педагога наполнились слезами, скрывать этого не нужно. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Необходимо показать ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое. 6.Никогда нельзя говорить: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не нужно надеяться на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайться сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его». 7. Педагог должен стараться быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждая с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках. Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия. Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду. Что можно сделать для того, чтобы помочь ü Нужно Подбирать ключи к разгадке суицида. ü Принять суицидента как личность. ü Установить заботливые взаимоотношения ü Быть внимательным слушателем ü Не спорить ü Не предлагать неоправданных утешений ü Предложить конструктивные подходы ü Вселять надежду ü Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска ü Обратиться за помощью к специалистам ü Важность сохранения заботы и поддержки
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |