Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины суицида. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Причины суицида. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Педагоги часто считают, что у всех учеников к подростковому возрасту выработан защитный рефлекс неприятия учительских назиданий.

Всегда ли прав учитель?

Публикации в Российских и Казахстанских СМИ заставляют задуматься.

В статье «Прости меня, мама!» газеты «Экспресс К» (30.03.04г.) описаны две школьные истории, произошедшие в Карагандинской области.

Страшные истории о детях, не желающих огорчать мам своими двойками и переживаниями. Явно что-то не ладится в отношениях «педагог и ученик», если дети предпочитают лучше умереть, чем идти на урок.

Случается это, по-видимому, от того, что дети попадают в двойные «тиски». С одной стороны, учитель требует от ребенка успеваемости и хорошего поведения, любой ценой, с другой - родители создают у детей установку «не огорчать» взрослых, чем формируют чувство вины и собственных детей, если те вдруг все-таки возьмут и «огорчат».

Не с каждым учителем ребенок хочет делиться своими проблемами. У нас в школе есть педагоги, которые работают с личностью ребенка, тактично и кропотливо, используя метод убеждения, ситуацию успеха и т.д. Немало в нашей школьной жизни бывает случаев, когда педагог просто обязан извиниться перед ребенком, не говоря уже о том, что мы все стоим на защите прав ребенка. Не стесняйтесь, попросите извинения, ребенок поймет Вас.

Но простить учителю насмешки, оскорбления, он не сможет. Да и с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее.

Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.

Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.

В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.

Указанная категория совершает самоубийства, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. В предсуицидальном периоде у подростков выявляются различные варианты депрессивных состоянии и ситуационных реакций.

Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:

• нежелание вызвать отрицательные переживания у близких;

• чувство долга к родителями;

• представление о греховности, позорности самоубийства,

• боязнь физических страданий;

• любовь к жизни.

Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ города. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.

Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.

Все же надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе.

Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета , либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.

И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов.

Вот некоторые общие закономерности возникновения этой проблемы.

Темп индустриализации. В настоящее время с развитием промышленности происходит занижение человеческого фактора. С проникновением компьютерных технологий в индустрию все меньше места остается живому человеку. Как результат, все меньше возможности самореализоваться, то, в свою очередь, может привести к вариантам девиации.

Урбанизация порождает неизбежные проблемы больших городов, как-то:

• подчас трудно найти работу,

• невозможно элементарно уединиться,

• экономическая нестабильность,

• нарушение привычных жизненных стереотипов под воздействием экономических и социальных проблем и преобразований,

• ослабление роли традиционных социальных институтов в регламентации взаимоотношений поколений и отдельных людей.

Как мы видим из общих закономерностей, все они напрямую связаны с взаимоотношениями личности и общества. Поэтому естественно, что любое колебание в социуме вызывает новый всплеск девиаций.

Давайте рассмотрим предпосылки, ведущие к возникновению интересующей нас проблемы:

1.  Социальная апатия.

Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.

2.  Снижение ценности человеческой жизни.

Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).

3.  Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования
творческой и витальной активности.

Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник - невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.

Основные мотивы суицидального поведения у подростков:

1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание,
любовь);

2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;      

4. чувство мести, злобы, протеста;

5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6. страх наказания;

7. избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

Поводом суицида могут послужить:

— развод родителей;

— болезнь или смерть близких;  

— в одиночество в семье;

— оскорбление другими членами семьи.

1.  Конфликты, связанные с состоянием здоровья:

— психические заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);

— « соматические заболевания;

— онкологические заболевания;

— «инфекционные заболевания (СЕИД, венерические заболевания);

— в уродство (как правило, приобретенное).

2.  Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:

— боязнь уголовной ответственности;

— опасение другого наказания или позора.

3. Конфликты, возникающие в учебных заведениях.

Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.

Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.

 Кто подвержен суициду. Группы риска наиболее подвержены суициду. В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.

1. Наследственные суициды.

Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.

2. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).

Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

3. Дети-инвалиды.

Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.

4. Трудные подростки

Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

5. Беспризорники.

Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

6. Неформальные группы.

В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции.

Что толкает подростка на самоубийство? Можно ли утверждать, что те, кому удается лишить себя жизни, действительно хотели умереть, а те, кому эта попытка не удалась, просто хотели привлечь к себе внимание? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо проанализировать не только факторы суицидального поведения самоубийства в конкретных случаях, а также обозначить группы риска детей, склонных к суициду. Но самое главное, рассмотреть различные способы профилактической работы с учителями, социальными педагогами и психологами, родителями и детьми. Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности.

Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)

« Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;

• Высокая степень нарциссического самопознания;

• Независимость и осознание себя;

• Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников,
потребность вписаться в группу;

• Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;

• Пик эгоизма;

• Сильная застенчивость;

• Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с
риском;

• Частое ощущение, что тебя никто не понимает.

Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)

• Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного
пола;

• Возможность абстрактно мыслить и планировать;

• Сильное влияние культуры сверстников;

• Попытка определить свои возможности, желания;

• Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных
решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;

• Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.

Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.

Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.

Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.

Способы суицида.

• Отравления лекарственными препаратами.

• Отравления бытовой химией.

• Порезы вен и повешения.

• Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с единственной жертвой - фактически суициды.


 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1 Диагностика суицидального поведения.

 

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От, так называемых, "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями,38% ответили, что их из школы выгнали.

Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по породу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

    Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. 

        

Наше исследование решает следующие задачи:

1. Выявить подростков склонных к суициду из числа опрошенных.

2.Установить факторы, причины суицида и предрасположенность к нему.

 3. Разработать программа профилактики суицидального поведения,  направленную на преодоление различных проявлений суицидальной склонности у подростков, посредством профилактической помощи.

    

 Эмпирическими задачами явились:

1.Разработать комплексную методику оценки суицида в подростковом возрасте.                                                                  
     2. Проанализировать различия в проявлениях суицида у подростков с разной социальной направленностью.

3. Выявить связь различных проявлений суицида с ценностной структурой и личностными особенностями подростков с разной социальной направленностью.
  Для достижения поставленных эмпирических задач мы использовали  проективная методика. Предназначенная для экспресс-диагностики структуры мотивационной сферы личности с помощью смысловой проекции. Сфера применения: индивидуальное консультирование, работа с неблагополучными подростками, профилактика суицидов.

Для более точного выявления суицидента мы использовали три методики, которые нам давали общую психологическую картину коллектива класса.

В основе первой методики "Прогноз суицидальных намерений" лежит приём свободной тематической классификации многозначных стимулов - пословиц. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Стимульный материал состоит из 82 фраз. Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определённый балл мотивационной теме. Полученные показатели могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д. Литературные источники: В. Войцех, А. Кучер, В. Костюкевич. «Противостоять и предотвратить» М. 2000

Вторая методика представляет собой фрагмент теста А.Е.Личко «Определение акцентуаций характера у подростков». Она измеряет склонность подростков к одиночеству. Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.

 

Третей методикой Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Разработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Причины суицида. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины суицида. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)