Тема 4. Финансы организаций здравоохранения
1) Здравоохранение, как отрасль социальной сферы 2) Характеристика направлений функционирования организаций здравоохранения 3) Расходы бюджета на здравоохранение, их виды и структура 4) Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения 5) Организация финансового планирования в здравоохранении Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранять и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства. В соответствии с законом о здравоохранении – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Здравоохранение рассматривается как отрасль национальной экономики. Рассматривают его функции. Здравоохранение выполняет следующие функции: · Оказание населению квалифицированной медицинской помощи · Оказание населению медико-социальной помощи · Осуществление социальной профилактики – осуществление мероприятий по охране здоровья населения, оздоровления окружающей среды, формирование навыков здорового образа жизни, планирование семьи. · Информационная функция – проведение постоянного наблюдения за здоровьем населения с учетом влияния различных факторов. В РБ конституцией закреплено право на бесплатное медицинское обслуживание. Одним из направлений является создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения. Обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарствами Приоритетность мер профилактической направленности, развитие первичной медицинской помощи Ответственность органов государственного управления, местных распорядительных и исполнительных органов за состояние здоровья населения и другие принципы. В РБ система здравоохранения включает: · Государственные учреждения здравоохранения · Негосударственные учреждения здравоохранения · ИП, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность Структура органов управления системой здравоохранения РБ представлена: Министерство здравоохранения РБ Управление здравоохранением обл исполкомов и комитет мингорисполкома по здравоохранению. 2. функционирование здравоохранения осуществляется по следующим направлениям: · Лечебно-профилактическая помощь – комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья граждан, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию. Медицинская помощь включает первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным и самым доступным видом медицинской помощи и оказывается гражданам в поликлиниках, медико-санитарных здрав пунктах, на станциях скорой помощи, аптечными учреждениями. Скорая медицинская помощь – один из важнейших видов внебольничной помощи, которая оказывается специализированными медицинскими учреждениями, станциями скорой медицинской помощи, больницами. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Она может осуществляться в поликлиниках, а также в больничных учреждениях. Лечебно-профилактическая помощь может осуществляться по следующим направлениям: амбулаторно-поликлиническая помощь, которая в РБ оказывается 80% населения. Стационарная медицинская помощь – оказывается в специализированных медицинских учреждениях. Актуальным направлением лечебно-профилактической помощи является диспансеризация, которая направлена на снижение заболеваемости по определенным видам заболеваний, раннее выявление и активное наблюдение за больными, сохранение трудоспособности граждан. · Охрана здоровья матери и ребенка – совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану здоровья граждан, позволяющих женщинам совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, а также сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В РБ это направление является частью государственной политики. Эту деятельность осуществляют в родильных домах, поликлиниках, женских консультациях. Охрана здоровья детей и подростков осуществляется через сеть государственных детских учреждений. В рамках осуществления финансовой политики производится финансирование президентской программы «Дети Беларуси». · Санитарно-эпидемиологическая служба – осуществляется системой специализированных государственных учреждений по санитарному надзору, по проведения санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Деятельность этой службы регулируется специальным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» основным учреждением в этой системе является республиканский центр гигиены и эпидемиологии. Структурное подразделение которого функционирует на областном, городском и районном уровне. · Санаторно-курортное лечение – является частью системы медицинской реабилитации граждан, осуществляется в санаториях, санаториях-профилакториях. В национальной экономике республики образовалась новая отрасль – санаторно-курортное хозяйство, которое кроме санаториев включает учреждения сферы отдыха и туризма. · Лекарственное обеспечение населения – производится через фармацевтическую сеть. Управление фармацевтической сетью осуществляет белорусская республиканское производственное объединение «Фармация». Включаются государственные, частные аптеки и аптечные пункты. Актуальным направлением в рамках этой деятельности является приобретение и реализация отечественных лекарств, развитие импортозамещающих лекарств. · Медицинская наука и образование – связано с обеспечением отрасли медицинскими кадрами. 3. расходы бюджета на здравоохранение Согласно действующей в РБ функциональной классификации расходов бюджета, расходы организаций здравоохранения включают: · Финансирование оказываемых медицинских услуг · финансирование централизованных закупок медикаментов и мед оборудования · финансирование санаторно-курортных услуг · финансирование государственного санитарно-эпидемиологического надзора · финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения. · Финансирование прикладных научных исследований и научно-технических разработок. · Прочее. Эти расходы группируются в: · Финансирование медицинской помощи гражданам (83.2%) · Финансирование санитарно-эпидемиологического надзора (2.5%) · Прикладные научные исследования (0.8%) · Прочее (13.5%) Доля расходов на здравоохранение характеризуется следующими данными:
По требованиям ВОЗ уровень расходов на здравоохранение от ВВП должен составлять не менее 5%, иначе система не получает должного финансового обеспечения. В соответствии с программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы, установлена доля ВВП, направляемая на финансирование здравоохранения не менее 7%. 4. финансовые ресурсы учреждений здравоохранения – это денежные доходы, поступления, которые находятся в собственности и в распоряжении организаций здравоохранения, аккумулируются в определенных фондах денежных средств и используются на осуществление текущей деятельности и на развитие организаций здравоохранения. Основными видами финансовых ресурсов являются: бюджетные средства, доходы от оказания платных услуг населению, благотворительные взносы и благотворительная помощь. Исходя из соотношения различных видов финансовых ресурсов в системе здравоохранения выделяют 3 базовые модели финансирования: · государственная модель финансирования (на основе модели Бевериджа). В рамках данной системы финансовые ресурсы на здравоохранение формируются за счет перераспределения бюджетных средств, аккумулируемых посредством налогообложения. Основное преимущество этой модели в гарантированной государством медицинской помощи населению, установленный конституцией. · Бюджетно-страховая (система Бисмарка). Финансовые ресурсы за счет обязательных взносов, уплачиваемых организациями и гражданами в специальные фонды страхования здоровья, которые установлены законодательно. Размеры страховых взносов зависят от платежеспособности организаций и граждан. Те граждане, которые не имеют доступа к страховым фондам охватываются государственной гарантией минимальной медицинской помощи. · Частнопредпринимательская модель – платная медицина, при которой финансовые ресурсы аккумулируются за счет реализации платных медицинских услуг, а также средств добровольного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг производится в соответствии с тарифами. В основу построения системы финансирования РБ заложена концепция сочетающая преимущественно государственное финансирование предоставления мед услуг и привлечение дополнительных средств и внебюджетных источников, а также доходов от оказания платных услуг частными организациями и работниками. Все виды финансовых ресурсов можно сгруппировать следующим образом: · По отношению к национальной экономике: 1. Внутренние источники финансирования – в зависимости от статуса субъекта, осуществляющего финансирование различают государственные (средства республиканского бюджета, средства местных бюджетов, средства ФСЗН) и негосударственные финансовые ресурсы (средства организаций от оказания платных услуг государственными организациями здравоохранения, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные взносы и пожертвования) 2. Внешние источники финансирования – безвозмездная международная помощь, не связанная с государственным заимствованием. Нормативы расходов выполняют функции основного социального стандарта в области здравоохранения. Кроме норматива бюджетной обеспеченности законодательно установлены и другие нормативы, например: обеспеченность врачами общей практики, участковыми врачами, обеспеченности койками, аптеками, бригадами скорой помощи, специальным автомобилями, нормативы санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения. На основе данных нормативов разрабатываются территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и определяются соответствующие объемы финансирования. Дополнительно видом финансовых ресурсов являются доходы от оказания платных услуг. В соответствии с положением платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи. Стоимость платных услуг определяется в соответствии с законодательством. Тарифы на платные медицинские услуги формируются на основе плановой себестоимости всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли. Норматив рентабельности – не более 30%. 5. смотри государственный бюджет.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |