Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие развития социальной адаптации детей младшего подросткового возраста с ЗПР



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие развития социальной адаптации детей младшего подросткового возраста с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Данная система разработана для младших подростков с ЗПР, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это задания различного содержания, направленные на формирование у младшего подростка основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что спо­собствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планировани­ем (задания № 8, 9, 10, 11 можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 - на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.

БЛОК 1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нару­шениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной веду­щей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекоменду­ются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот ма­териал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, синкинезии, гиперкинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

БЛОК 2

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процес­се деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У де­тей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

 

БЛОК 3

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разра­ботаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ре­бенка умений оперировать сенсорными эталонами.

БЛОК 4

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций - анализа, син­теза; 2)развитие умений сравнивать и обобщать.

К 10 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него долж­ны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отста­лые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети, имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими уме­ниями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, - только психологами и дефектологами.

 

 

Задание 1. Продолжи узор.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор. Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.

Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.


            Задание 6а. Зачеркни звездочки. Задание 6б. Зачеркни сердечки.

.

Цель: развитие внимания.

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки. Время выполнения 2 мин. По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку. Педагог должен обязательно похвалить тех детей, которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркнутыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в сле­дующий развсе выполнят это задание хорошо. При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции пе­дагога.

Задание 7а. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

 


Задание 7б. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картиноки рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недо­стающие детали.

Ответ: Кактус, хвост, узор на горшочке.

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник.

Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочке.

Задание 9а. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.

Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квад­ратиках поставь номера.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на само­го маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Ответ: 3, 1, 2.

Задание 11. Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась са­мый большой квадрат и самый маленький треугольник.

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометри­ческие формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.

Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ори­ентировки на листе бумаги.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)

Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой - другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.

Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)

Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)

После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры. Педагог мо­жет усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

Задание 12а. Зачеркни лишнее. Объясни свой выбор.

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя - морковь (так как все остальное - фрукты).

Задание 126. Зачеркни лишнее. Объясни свой выбор.

Ответ: лишние - бананы (так как все остальное - овощи).


Задание 13. Раскрась лишнее животное.

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».

Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на кар­тинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так ре­шили.

Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).

Задание 14а. Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры

Задание 146. Дорисуй нужную фигуру

Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) раз­витие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)

Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хва­тает в этом ряду? (Круга.)

Задание 15. Вставь нужную картинку. В пустой клеточке напиши номер.

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, ус­танавливать связи между предметами.

Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).

- Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).

Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (пра­вое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.

- Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номе­ра, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого яблока)?

Ответ: Яблоко под номером 2.




2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие развития социальной адаптации детей младшего подросткового возраста с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие развития социальной адаптации детей младшего подросткового возраста с ЗПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)