Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов опытно-экспериментальной работы



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Результаты исследований школьной успеваемости младших подростков с ЗПР показывают, что каждый четвертый ученик характеризуется низким уровнем развития, испытывает трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика, имеет повышенный риск школьной дезадаптации.

Обнаружено:

42,5% младших подростков с ЗПР характеризуются неустойчивостью, большой отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте;

36,7% детей недостаточно владеют развитием зрительно-двигательной координации, развитием мелкой моторики руки;

25,1% детей испытывают трудности в элементарных математических представлениях;

30% учащихся отличаются недостаточностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире, узким уровнем восприятия.

Существенным недостатком восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств.

Все исследователи клинических проявлений ЗПР отмечают, что у этих детей есть недостатки ив мыслительной деятель­ности. Это отчетливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач, в овладении навыками письма и чтения.

По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характери­зуются сниженным уровнем познавательной активности.Это про­является в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего подростка продолжают походить на дошкольников-«почемучек» - они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пас­сивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большин­ства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуаль­ному усилию. Очень отчетливо видна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности у детей с ЗПР, это проявляется при решении наглядно-практических задач типа головоломок.

Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: ана­лизом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием.

Анализ объектов у детей с ЗПР отмечается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого дети с ЗПР выде­ляют почти в два раза меньше предметов из окружающей дейст­вительности, чем нормальные дети такого же возраста. Деятель­ность детей с ЗПР при анализе зрительно воспринимаемых объек­тов недостаточно целенаправленна, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организа­ции собственной целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает за­медленно и так же ее перерабатывает, а для более полного вос­приятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в пре­дельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышле­ние недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свер­нутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая уто­мляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой шко­лы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

В массовой школе такой ребенок впервые начинает осозна­вать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувст­во неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Обучение на второй ступени (V-IX классы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема мате­риала в них).

После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обу­чение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее обра­зование.

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуали­зированной. При этом важно учитывать неравномерность проявле­ний познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятель­ности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуж­дающие активность ребенка,пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного мате­риала и методы обучения.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо соче­тать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В случаях тяже­лой задержки психического развития для них должны быть созда­ны специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в зна­ниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить за­ново учебный материал и дать дополнительные упражнения; зна­чительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, допол­нительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны рабо­тать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, инте­рес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких де­тей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократ­ные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психиче­ского развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учеб­ной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

При обучении детей с задержкой в психическом развитии весь­ма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке ра­боты вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в па­мяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с задержкой психического раз­вития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают зада­ния с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкрет­ные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желатель­но давать им доступные инструкциипо отдельным звеньям.

Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятель­ности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за про­движением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению сомати­ческого и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обуче­нию дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается на­бором базовых учебных предметов, которые составляют инвари­антную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позво­ляет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требо­ваний к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекци­онно-развивающего обучения проводятся в соответствии с требо­ваниями, указанными в вариативных программах (Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекцион­но-развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996). Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на инди­видуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря. Но могут быть и занятия предметной направленности - подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.

Коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. При изучении ребенка обращается внимание на состоя­ние различных сторон его психической деятельности - памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные ха­рактеристики, как отношение к учению, другим видам деятельно­сти, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодо­левать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для ко­торых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, на­оборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения вы­являются запас знаний и представлений, умений и навыков учени­ков, пробелы в усвоении ими программного материала по отдель­ным ранее пройденным учебным разделам. Выделяются ученики, которые по сравнению с одноклассниками отличаются особой за­медленностью восприятия нового материала, отсутствием пред­ставлений, являющихся базой для усвоения нового материала, на­пример несформированностью представлений и понятий, связан­ных с пространственными и количественными отношениями, труд­ностями установления логических связей и взаимозависимостей и т.п. Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивиду­альных особенностей учащихся позволяет планировать перспекти­вы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия прово­дит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой психи­ческого развития, обучающиеся в классах выравнивания и специ­альных школах, зачислены, как правило, в группы продленного дня, то во время индивидуальных занятий с учениками работает воспитатель.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обяза­тельных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трех учеников, у которых обнаружены оди­наковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельно­сти. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытываю­щим особые затруднения в обучении. Периодически на индивиду­альные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вслед­ствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состоя­ний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаски­вания», формального, механического подхода, должно быть мак­симально направлено на развитие ученика. На занятиях необхо­димо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, исполь­зование условно-графических схем и т.п. создают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравни­вать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и пред­ложения различной структуры; осмысления учебных и художест­венных текстов; развития навыков планирования собственной дея­тельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с помо­щью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, пред­ставленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.).

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недо­статочно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть стро­ку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочи­танного и т.п.

 

Заключение Таким образом, процесс социальной адаптации выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы,самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.

 

 

Приложение

 

 

Приложение А



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)