Вопрос показателей традиционно и справедливо считается непростым: не все качественные процессы «переводятся» на язык количества (а показатели – это количественное выражение состояния системы) и, наоборот, некоторые числовые параметры могут не быть существенными или указывать на существенную причину, лежащую за пределами интересующего явления и если говорящую о чем-либо, так это о «несобственных» свойствах явления.
В нашем случае ситуация кажется более простой. У нас уже выделены интегральные параметры результатов работы и развития культурной сферы и один, их также интегрирующий. Это «эффективность». Можно и нужно оценивать эффективность каждой отдельной функциональной и предметной области культурной сферы (например, область производства ценностей, а в ней – театров или концертных организаций), но также и эффективность результатов деятельности каждого конкретного учреждения культуры. Существо показателей от масштаба того множества объектов, к которым они применяются, не зависит.
Задача наша несколько упрощается, хоть и делается внутренне тавтологичной оттого, что требуемые показатели эффективности реализации Концепции оказываются также… показателями эффективности. Так и есть, и никакой логической ошибки: эффективность реализации Концепции, придуманной и предложенной для увеличения социальной эффективности культурной сферы, и будет измеряться этой самой (желанной) эффективностью. Если она оказывается недостижимой, если показатели ее не улучшаются, значит, и сама Концепция не эффективна (помешавшие ее реализации объективные обстоятельства не в счет - не считаются «уважительными причинами»: она их была обязана учесть, а не они ее).
Основные показатели эффективности развития сферы культуры Свердловской области
Оценка эффективности деятельности учреждений по производству культурных ценностей
Оценка эффективности деятельности учреждений по сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей
Оценка эффективности институционального развития (институциональной политики)
Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства
1
2
3
4
5
Количество производимых, распространяемых и/или потребляемых культурных ценностей
число показанных спектаклей/концертов, в том числе для детей и юношества
- число мероприятий, или культурных событий, за год;
- число единиц хранения в фонде, число (процент) единиц хранения, задействованных в каждом мероприятии и программе на год в целом;
- число новых единиц хранения, приобретенных за год;
- число отреставрированных/ утраченных памятников;
- число памятников, включенных в активную культурную деятельность;
- число приватизированных памятников
- рост/снижение численности учреждений культуры за год;
- число негосударственных институций, в том числе открытых за отчетный год;
- число новых институций, открытых при поддержке органов управления культурой;
- число заключенных с небюджетными институциями соглашений о партнерстве и совместно проведенных и планируемых проектов (мероприятий);
- общее число проведенных всеми учреждениями культурных событий и произведенных культурных продуктов (соответственно, государственными, муниципальными и небюджетными) за год, отдельно – детских и юношеских, отдельно в электронной и виртуальной форме
- численность обучающихся в ДШИ учреждениях СПО
учреждениях ВПО за учебный год (в сравнении с предыдущим учебным годом);
- доля учащихся ДШИ в численности учащихся общеобразовательных школ (%);
- число одаренных детей, ставших учащимися ДШИ благодаря целенаправленной работе;
- число одаренных детей, пользующихся различными видами материальной поддержки управлений культуры;
- число заканчивающих ДШИ в отношении к числу поступивших (%);
- число ДШИ на 1 тысячу (10 тыс.) детей школьного возраста населенного пункта;
- число ДШИ в отношении к числу населенных пунктов (%)
Разнообразие (ассортимент)
число премьер/ постановок концертов в год, в том числе детских, количество жанров, авторов (отечеств/зарубеж., классика/современность, традиционное/новаторское, авангардное)
- число видов (жанров) мероприятий, их тем (предметных областей транслируемой информации), частота обновления постоянной экспозиции;
- численность видов работы с посетителями и с объединениями любителей;
- число видов детских мероприятий, номенклатура электронных услуг (компьютерных и сетевых)
- рост/снижение номенклатуры видов культурной деятельности и ассортимента оказываемых населению культурных услуг за год;
- содержательное (предметно-тематическое) и функциональное разнообразие мероприятий и продуктов, в том числе произведенных государственными, муниципальными и небюджетными учреждениями;
- отдельно – для детей и юношества; отдельно – в электронной и виртуальной форме
- число видов искусств, которым обучают в ДШИ;
- число видов музыкальных специальностей (инструментов);
- число художественных специальностей в образовательных учреждениях СПО;
- число художественных специальностей в образовательных учреждениях ВПО
Качество
- измеряется соотношением положительных/отрицательных отзывов а) публики, в том числе в сетях, б) экспертов/художественных критиков, плюс уровень публикаций, наличие приглашений для показа в других местах, просьб повторить исполнение сразу («бисы») или специально, продолжительность оваций (раньше в театре: число поднятий занавеса);
- просьба об интервью для СМИ, премии и награды
- измеряется культурно-ценностным качеством темы и содержательностью (информационно-смысловой емкостью) мероприятия, квалификацией привлеченных научных консультантов и др. специалистов, изданием материалов к событию (каталогов, буклетов, рекламной продукции) и их качеством, откликами посетителей (книга отзывов, форум и письма на сайте) и оценками экспертов;
- наличием виртуальной презентации учреждения и события
- информационно-познавательная, гражданская, нравственная, мировоззренческая, эстетико-художественная и практическая ценность произведенных учреждениями культуры продуктов и событий;
- уровень сервиса, конкурентоспособность на рынке культурных ценностей и услуг;
- оценка их потребителями и специалистами (по результатам мониторингов и выборочных экспертиз), СМИ, конкурентами
- число детей, поступивших в ДШИ/колледжи, как одаренные и продолжившие обучение на более высоком уровне специального образования;
- число учащихся/студентов, участвовавших в местных, региональных, российских международных конкурсах;
- число учащихся/студентов – призеров/лауреатов конкурсов/фестивалей;
- число закончивших ДШИ (колледжи, вузы) к числу поступивших на этот курс (%);
- число выпускников ДШИ, продолжающих специальное образование:
в учреждениях СПО
в учреждениях ВПО;
- число выпускников учреждений СПО, поступивших в учреждения ВПО;
- число выпускников учреждений СПО и ВПО принятых на работу в профессиональные художественные коллективы области (страны)
Доступность потребителям
- удаленность от места проживания (шаговая, транспортная)
- число мест в зрительном зале умножить на число показов, в отношение последнего показателя к общей численности населения в данном населенном пункте
удаленность от мест проживания (шаговая или транспортная);
- максимальная вместимость рабочего помещения для посетителей;
- интенсивность и экстенсивность публичного информирования через СМИ, растяжки и т.п.;
- наличие виртуальной презентации события
- «пропускная способность» учреждений (число посадочных мест, вместимость экспозиционных помещений и т.п.);
- интенсивность и экстенсивность информирования населения;
- наличие работающих сайтов, виртуальная реклама и презентация продуктов и событий, возможность приобретения билетов и продуктов через сайт;
- уровень цен за услуги, возможность бонусов и льгот для определенных социальных категорий потребителей
- число мест в ДШИ населенного пункта в отношении к численности его населения (%);
- число учреждений художественного образования, находящиеся в шаговой и транспортной доступности для жителей населенного пункта;
- число учащихся «по специальности» ДШИ, СПО, ВПО на 1 педагога по этой специальности
Востребованность потребителями
- число занятых мест (проданных билетов), т.е. реальных посетителей одного показа в отношении к емкости зала;
- общее число посетителей мероприятия в единицу времени либо за все время продолжительности мероприятия (скажем, 30 или 300 чел/мес, 450 за 2 месяца);
- качественные показатели востребованности – выражение положительных оценок: аншлаги, бисы, обращения о продлении сроков «проката» или повторении или приглашение повторить в другом месте*
- число посетителей в день открытия мероприятия, численностью их в неделю, месяц и за все время работы проекта, прогрессивная динамика посещений за время работы (от меньшего к большему);
- число заходов на соответствующие рекламные материалы сайта, просмотров его виртуальной презентации
- численность посетителей событий, процент заполняемости залов и помещений, временная динамика посещаемости в ходе проекта, число повторных посещений, семейных посещений, посещений по рекомендации посетивших ранее, аншлаги, приглашения на другие площадки и территории;
- заходы на соответствующие страницы сайта;
- число и эмоциональная температура откликов в СМИ и в сетях;
- объем продаж культурных продуктов, объем и динамика их «экспорта» из области
- динамика (рост/падение) численности учащихся ДШИ студентов учреждений СПО и ВПО (за последние 2-3 года);
- конкурс (число претендентов на 1 место
в ДШИ
учреждениях СПО
учреждениях ВПО, динамика конкурса за последние годы;
- доля учащихся, выбравших данную художественную специальность, в общем числе учащихся данной ДШИ;
- доля выпускников
учреждений СПО
учреждений ВПО, работающих по специальности,
работающих по специальности в своем населенном пункте,
работающих по специальности в Свердловской области (%);
- динамика роста/падения числа платных мест
в ДШИ
в учреждениях СПО
в учреждениях ВПО;
- динамика доходов учреждений образования
ДШИ
СПО
ВПО
от платной образовательной деятельности
Воздействие/ влияние на потребителей
- продолжительность оваций после исполнения, требования повторить, отклики в прессе, дискуссии по поводу, общественный резонанс и интерпретация критиков, идеологов, философов, коллег;
- продолжительность времени сохранения «темы» («названия») в СМИ;
- включение в аналитические материалы ученых, лекционные курсы, научные публикации, в творческие семинары и дискуссии профессионалов;
- возможные жизненно-практические следствия: влияние на общественные настроения, поведение людей, решения властей разного уровня, появление повторений, заимствований, подражаний и др. проявлений творческого влияния
- число выполняемых проектом/событием функций культуры, эмоциональный отклик посетителей, в том числе в книге отзывов, на сайте;
- число людей, пришедших по совету прошлых посетителей**;
- число и острота откликов в прессе и др. СМИ, вызванные событием дискуссий, изменения общественных настроений и поведения, появление темы события и его героев в других контекстах и каналах***
- расширение социально-функциональных возможностей (полифункциональности) услуг и продуктов учреждений культуры;
- сила и устойчивость эмоционального отклика на мероприятия и в целом работу данного вида учреждений: градус оценок, частота и продолжительность публичной реакции, сохранение события и внимания к виду учреждений в СМИ и сетях;
- обсуждения и споры, инновационные эффекты деятельности: появление подражателей, последователей, двойников, подделок;
- рост спроса на продукты и услуги данного вида учреждений, объема продаж билетов и продуктов; влияние на общественную атмосферу, умонастроения и поведение людей, появление волонтеров и «фанов» институции и проекта; внимание и заинтересованность специалистов, бизнеса и властей, российская известность, зарубежная реакция и установление творческих и деловых связей, партнерских отношений в результате события или знакомства с продуктом, рождение бренда учреждения и продукта, укрепление внутреннего и внешнего имиджа Свердловской области
- число культурных мероприятий (концертов, показов и т.п.) для населения, проводимых учащимися ДШИ, студентами учреждений СПО и ВПО;
- рост/падение посещаемости художественных мероприятий в населенном пункте (за год);
- рост/падение посещаемости концертов/спектаклей/выставок классического искусства;
- рост числа членов обществ друзей искусства, филармонических собраний;
- рост числа потребителей, неудовлетворенных качеством художественных событий и требующих его повышения;
- динамика численности участников художественной самодеятельности;
- динамика (+/–) детских правонарушений
Совершенно очевидно, что уже сама постановка вопроса о количественных показателях предполагает соответствующие «системы отсчета» – нормативы. Их разработка – важнейшая сторона управления развитием культурной сферы.
Кроме названных основных, необходимы дополнительные, но управленчески важные показатели: наличие, количество и разнообразие мониторинговых мероприятий, научная база мероприятия (о чем сказано), рекламное и пиар-продвижение проекта (количество, качество и воздействие кампании по продвижению); для понимания эффективности само учреждение может также учитывать время на подготовку проекта, число участников и степень их активности (инициативности, креатива).
Отдельно – показатели информатизации учреждения (не новые): число компьютеров, подключение к интернету и наличие сайта, показатели его использования (см. выше).
Отдельно – показатели экономической эффективности: точность составления и исполнение сметы (перерасход и его оправданность, экономия, незапланированные потери, недополученный доход или сверхплановый и т.п.).
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...