Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации
На основании статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2009 г. № 307-ФЗ ««О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»[12] проведем анализ прогнозируемых доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России в 2010 – 2012 гг. В соответствии с указанным законом, суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,68 трлн. рублей, что составляет 10,8% объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн., то есть государство пошло на беспрецедентный шаг, увеличив суммарные пенсионные выплаты до уровня 10% от ВВП. (для сравнения: в 2008 г. доля пенсионных расходов в валовом продукте не превышала 6%)[13]. Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 – 2012 гг. представлена в таблице 2.3. Таблица 2.3 Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 – 2012 гг. (трлн. руб.)
Анализ таблицы 2.3 показывает, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличится на 12,48%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем доходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличится на 12,1%. В т.ч., за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доходы уменьшатся на 15,18%, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации доходы возрастут на 12,48%. Что касается расходов бюджета ПФР, то прогнозируемый общий объем расходов бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличится на 11,28%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем расходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличится на 12,1%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы увеличатся на 7,59%. Профицит бюджета ПФР в 20011 г. по сравнению с 2010 г.увеличится на 31,21%. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличится на 9,78%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем доходов бюджета в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличится на 9,12%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доходы возрастут на 9,74%, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации доходы возрастут на 9,74%. Что касается расходов бюджета ПФР, то прогнозируемый общий объем расходов бюджета ПФР в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличится на 9,52%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем расходов бюджета в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличится на 9,12%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы снизятся на 4,71%. Профицит бюджета ПФР в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличится на 13,24%. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР за весь планируемый период увеличится на 23,48%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем доходов бюджета за весь планируемый период увеличится на 22,33%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доходы уменьшатся на 6,92%, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации доходы возрастут на 23,16%. Анализ расходов бюджета ПФР показывает, что прогнозируемый общий объем расходов бюджета ПФР за весь планируемый период увеличится на 21,87%. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части объем расходов бюджета за весь планируемый период увеличится на 22,33%. В т.ч., за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы увеличатся на 2,53%. Профицит бюджета ПФР за весь планируемый период увеличится на 48,58%. Что касается общей динамики анализируемых бюджетов, то в бюджете 2010 г. превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) — 282 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 г. составят 2530 млрд. рублей, или 54,1% от общего объема доходов. В 2011 г., как планируется, финансовая ситуация в регионах улучшится и доля трансфертов сократится до 40,8%. Пока же эти средства понадобятся, во-первых, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда в связи с пониженными ставками страховых взносов, которые пока сохраняются для отдельных категорий страхователей. На эти цели в бюджете запланировано 72,8 млрд. рублей. Во-вторых, еще 102 млрд. рублей федеральный бюджет перечислит Пенсионному фонду для выполнения обязательств перед семьями, имеющими право на получение материнского капитала. В-третьих, «отдельной строкой» запланировано 10,1 млрд. рублей для единовременной выплаты ветеранам Великой Отечественной в связи с празднованием 65-летия Победы. Эти выплаты поручено сделать Пенсионному фонду, но деньги также выделяет федеральный бюджет[14]. Что касается непосредственно пенсионных выплат в 2010 г., предусмотрено несколько шагов для улучшения материального положения более чем 39,5 млн. пенсионеров. В бюджет Пенсионного фонда на 2010 г. заложены расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала (она пройдет с 1 января 2009 г.). Кроме того, предусмотрена индексация трудовых пенсий на 6,3% (она коснется 37 млн. пенсионеров) и увеличение на 10% размеров ЕДВ (почти для 17 млн. получателей) с 1 апреля 2010 г.[15] Еще одна индексация для граждан, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая также состоится в апреле, увеличит доходы этой группы (2,5 млн. пенсионеров) на 12%. А к концу года эти пенсии вырастут в общей сложности на 15,9%. При этом, напоминают в Пенсионном фонде, с 1 января 2010 г. в России не останется пенсионеров, которые имели бы совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Все неработающие пенсионеры — «минимальщики» будут получать социальную доплату. На эти цели в бюджете заложено 23,2 млрд. рублей. Также в бюджете фонда на 2010 – 2012 гг. учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 г. перечисления государства должны составить 2,5 млрд. рублей[16]. Повышение пенсий, пособий и других выплат с 2010 года будет обеспечиваться за счет трансфертов из федерального бюджета, которые, как ожидает Минфин, вырастут с 2,3% от ВВП в 2008 году до 6,0% в 2010-м и 4,7% в 2011–2012 годах[17]. Однако сейчас российская экономика переживает не лучшие времена, впервые с 2000 года бюджет страны дефицитный — из-за падения мировых цен на энергоносители его планируемые доходы резко сократились (по расчетам аналитиков Bank of America Securities — Merrill Lynch, бездефицитность обеспечивается при цене нефти марки Urals на уровне $78). Покрытие дефицита будет осуществляться за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также внешних и внутренних заимствований. Однако уже в 2010 году Резервный фонд полностью исчерпается, а средства ФНБ, используемые для финансирования части трансферта в ПФР, могут закончиться к 2014 году, а значит, государству придется финансировать пенсии напрямую. При этом оба фонда не станут пополняться до улучшения ситуации в экономике (все нефтегазовые доходы бюджета пойдут на покрытие расходов), следовательно, с каждым годом будет увеличиваться доля государственных заимствований, которые после 2013 года превратятся в единственный источник финансирования дефицита[18]. По прогнозам аналитиков Bank of America Securities – Merrill Lynch, в ближайшие годы доходы бюджета останутся на низком уровне, а дефицит станет хроническим – в лучшем случае на уровне 3–4% ВВП. В то же время расходы на пенсионное обеспечение будут расти с каждым годом (по плану в 2020 году средний размер пенсии должен составить 2,5 прожиточного минимума пенсионера) и, по прогнозам «Ф.», увеличатся с 4,4 трлн. рублей в 2010-м до 9,1 трлн. в 2015-м и 14,6 трлн. в 2020-м. При таких потребностях пенсионной системы рост бюджетных доходов должен оправдывать самые оптимистичные ожидания. Однако повысить их за счет нефтегазового экспорта в разы не получится, а за счет иных поступлений – трудно, тем более сейчас. Существенно уменьшить расходы тоже вряд ли удастся[19]. Таким образом, проведенный анализ показывает не только рост доходов бюджета ПФР, но и значительный рост его расходов, а, следовательно, и рост нагрузки на экономику страны. По мнению аналитиков, «сейчас 52% средств ПФР составляют трансферты из федерального бюджета. Если ничего не изменить, то доля бюджетных средств достигнет к 2030 году 90%»[20]. Для решения этого вопроса правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |