Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской



2020-02-03 152 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской 0.00 из 5.00 0 оценок




Федерации

В последнее время все чаще стали говорить о том, что в России пора проводить новую пенсионную реформу. Так говорят, но это не новая пенсионная реформа. Реформа состоялась еще в 2002 году. Сейчас встает вопрос о корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Предлагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироваться из одного источника — страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН. Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% — с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб. — всего 2%. Вместо такой схемы предлагается ввести фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд РФ в размере 26% при годовой зарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироваться одинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, как и сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результате все будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способный обеспечить уровень пенсии, который правительством определен, как приемлемый[27].

Тариф был установлен, исходя из результатов актуарных расчетов до 2060 года. Они показали, что при уровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована и при этом удастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян. Так, трудовая пенсия к 2011 году будет доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016 году — до двух с половиной, к 2020 году — до трех прожиточных минимумов пенсионера. Как полагают эксперты, это будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая пенсия в стране — чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а вот социальная пенсия — пока ниже.

Основные цели очередной модернизации — повышение выплат для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, которые подпадают под действие «старой» и «новой» систем (средняя трудовая пенсия к 2020 году должна составлять 2,5 прожиточного минимума), и создание условий для достижения 40%-ного коэффициента замещения для россиян, полностью «вписывающихся» в «новую» систему.

Первая цель достигается, во-первых, валоризацией (повышением денежной оценки) расчетного пенсионного капитала с учетом стажа в советское время. Это произойдет уже в 2010 году. Сумма валоризации будет равна 10% от расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года плюс 1% за каждый год стажа до 1991 года. Например, для человека с 30-летним стажем в советское время пенсионный капитал увеличится на 40% (10+30%). По данным ПФР, валоризация затронет 36,5 млн. граждан. Во-вторых, будут установлены социальные доплаты, если минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионера окажется ниже прожиточного минимума[28].

Вторая часть реформы касается не только настоящих, но и будущих пенсионеров. Для этого правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее. С 2010 года произойдет замена ЕСН на страховые взносы в ПФР, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Также вводится порог годовой зарплаты в 415 тыс. рублей, до достижения которого платежи будут взиматься. Изменится и структура пенсии: базовая часть в фиксированном размере перейдет в страховую.

Идеи собрали критику со всех сторон. Основные недостатки новой модели для бизнеса заключаются в существенном увеличении налогового бремени. Министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова уверяет, что взносы на пенсионное обеспечение в России невысоки по сравнению с мировой практикой. Сейчас ставка ЕСН составляет 26% (для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения — 14%), а с 2011 года она, применимая уже к страховым сборам, вырастет до 34%. Получается, что в реформе произойдет разворот в сторону распределительных механизмов, которые позволят увеличить финансирование выплат нынешним пенсионерам за счет работающих граждан. Налоговая нагрузка на бизнес увеличится на 150–180 млрд. рублей. Однако бремя неравномерно ляжет на предприятия различных отраслей. Например, компании неф­тегазового сектора с традиционно высокими заработными платами, а также финансового сектора скорее выиграют из-за изменений, в то время как налоговая нагрузка на компании других секторов существенно увеличится[29].

Да и среди работников найдется много недовольных. А все из-за неравенства прав различных категорий граждан при исчислении выплат. Оценка пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, осуществляется по формуле: стажевый коэффициент Ч 1,2 (максимальный коэффициент по заработной плате), Ч — средняя пенсия на тот момент. Но при расчете стажевого коэффициента не учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности, отпуск по уходу за ребенком, проживание супругов военнослужащих в гарнизонах, северные коэффициенты. В дальнейшем при осуществлении валоризации опять не учитываются эти «нерабочие» периоды.

И наконец, с 2015 года базовая оставляющая страховой части трудовой пенсии будет зависеть от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения: повышаться на 6% за каждый год свыше 30 лет, и наоборот, понижаться за каждый год менее 30 лет. Учеба, как всегда, в расчет не берется. В итоге пенсии высококвалифицированных работников, особенно тех, кто долго учился (врачи, преподаватели, научные сотрудники), будут такими же, а то и меньше, чем у низкоквалифицированных. Пострадают и интересы женщин, ухаживающих за детьми, сопровождающих мужей-военных по гарнизонам, где не всегда можно найти работу, да и вообще, в силу более раннего выхода на пенсию, их стаж меньше, чем у мужчин, а значит, и базовый размер страховой части пенсии будет ниже.

В качестве положительного момента нынешних начинаний большинство экспертов отмечают разделение задач по пенсионному обеспечению для разных поколений. Но если с сегодняшними пенсионерами все более или менее понятно, то вопросы, касающиеся завтрашних, в новой модели реформы освещены плохо. В концепции лишь отмечается, что на 40% утраченного заработка могут рассчитывать те граждане, которые с 2010 года будут 30 лет перечислять страховые взносы и выйдут на пенсию в 2040 году. Да, взносы в ПФР возрастают до 26%, но при этом лишь 16% (6% на накопительные персонифицированные лицевые счета и 10% на страховую часть) будут формировать будущие пенсии, а 10% — текущие выплаты пенсионерам[30].

Получается, что существенное увеличение налоговой нагрузки не означает заметного прироста пенсий в перспективе — ставка взноса, формирующая пенсионные права, увеличивается лишь на 2 п.п. Для сравнения, в пенсионной системе Швеции (с которой принято сопоставлять российскую модель) все 18,5% пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, идут в счет его будущих доходов на заслуженном отдыхе.

Хотя следует отметить, что некоторые эксперты считают, что «большой ошибкой стало решение о том, что за счет работающего населения мы обеспечиваем пенсионеров, которые заработали свой пенсионный капитал еще в СССР. Необходимо было разделить источники финансирования, а именно: выплаты существующим пенсионерам должны производиться за счет федерального бюджета, а формирование пенсий для тех, кто вступил в систему ОПС, — за счет взносов, которые аккумулируются, инвестируются и приращивают капитал на протяжении долгого времени»[31].

По мнению большинства аналитиков, самый главный фактор — отсутствие комплексного подхода ко всей пенсионной системе. Все интересы сторон, от которых зависит принятие решений, сфокусированы на решении сегодняшних задач — выплаты нынешним пенсионерам. Уже то, что задачи разделили (раньше, в 2001–2003 годах, не было и этого) — шаг вперед, но достижению второй цели почти никто не уделяет внимание — все предложения фрагментарны и слабо обоснованы. А без этого мы каждые пять лет будем воспроизводить нынешнюю ситуацию (там очередные выборы и надо снова бороться за голоса тогдашних пенсионеров).

Руководство Пенсионного фонда РФ уверено, что будущий рост зарплат и повышение тарифа до 34% приведет к существенному увеличению поступлений в систему и поможет сократить дефицит. Но многие аналитики сомневаются: из-за введения 100%-ной регрессивной шкалы предприятия будут уходить от страховых взносов, списывая высокую зарплату на несколько человек, а затем «в конвертах» распределяя среди всего трудового коллектива.

Сегодня примерно 80% фонда оплаты труда (ФОТ) формируется за счет зарплат ниже 415 тыс. рублей в год. Это может привести к возрождению «серых» зарплатных схем, что в итоге негативно скажется на поступлениях средств в ПФР и приведет к двойной проблеме: увеличению дефицита фонда и снижению будущих пенсий. Таким образом, возможен вариант, при котором нововведения не приблизят к цели — увеличению пенсий до 40% от заработной платы, а наоборот, отдалят выход России на эти показатели на несколько лет.

Вопросы справедливости и рациональности нововведений меркнут на фоне финансовой составляющей реформы. Сейчас основная проблема пенсионной системы связана с растущим дефицитом бюджета ПФР и его высокой зависимостью от бюджета федерального — из него финансируется более половины расходов этой системы. Для сравнения: в Германии, которая занимает второе место в Европе по количеству пенсионеров, средства государства составляют не более 25% в аналогичных расходах.

Следует отметить и тот факт, что сейчас, возможно, не время, но однажды государству придется задуматься о крайне непопулярных мерах. Во-первых, о повышении пенсионного возраста. Увеличение доли пожилого населения привело к тому, что в большинстве развитых стран это уже произошло или планируется. Сегодня в России один из самых низких возрастных порогов для выхода на заслуженный отдых. Поэтому некоторые эксперты предлагают его повысить. Проблема, однако, в том, что продолжительность жизни в России, по данным Росстата, составляет 72 года для женщин и 58 для мужчин. И повышение пенсионного возраста создаст ситуацию, как в анекдоте: «Мечта государства — здоровый, богатый гражданин, всегда платящий налоги и умирающий в день выхода на пенсию».

Еще один способ сбалансировать систему заключается в ужесточении критериев предоставления пенсии. Сегодня пенсия по старости назначается при наличии пяти лет страхового стажа и достижении установленного законодательством возраста. По сравнению с мировой практикой это очень мягкие требования. А для системы в целом — повышенная нагрузка. К тому же сегодня действует много льгот, предусматривающих досрочный выход на заслуженный отдых, и в результате почти 12% получателей пенсий по старости не достигли тех самых 60 лет для мужчин и 55 — для женщин. Среди вариантов: предоставление фиксированного базового элемента страховой части пенсии только определенной категории граждан либо ее финансирование за счет общих доходов федерального бюджета, увеличение минимального стажа либо одновременный учет стажа и возраста, а также финансирование льгот по досрочной выплате пенсий за счет профессиональных систем социального страхования[32].

Не менее гибкой может быть и фискальная политика. Сегодня много споров ведется о необходимости замены регрессивной шкалы налогообложения на прогрессивную, как в странах Европейского союза и ОЭСР. Ряд экспертов предлагают понизить ставку, но ввести прогрессивную шкалу и взимать платежи со всей суммы заработной платы. Другие считают, что раз зарплаты свыше 415 тыс. рублей составляют порядка 20–30% ФОТ, нужно сохранить ставку на уровне 26%, но облагать по плоской шкале весь фонд оплаты труда. Это создаст равномерную налоговую нагрузку на все отрасли экономики. А учитывая, что только часть взносов аккумулируется на индивидуальном счете (сейчас 14%, с 2011 года — 16%), а другая перечисляется на солидарный (6% и 10%), можно ввести более высокие ставки отчислений на солидарный счет и уменьшить взнос на индивидуальный при высокой зарплате и наоборот.

Есть и другие неудачи. Пенсионный фонд подвел предварительные итоги первого года широко разрекламированной программы софинансирования пенсий — так называемой программы тысяча на тысячу. В нее вступили 1,8 млн. человек, или 2,5% экономически активного населения России. В среднем каждый вступивший в программу перевел в счет будущей пенсии 840 руб. Доля работодателей составила всего 5,7 руб., или 0,7% от общей суммы взносов. В программе предусмотрено участие и работодателей — их взносы в размере до 12 тыс. руб. в год за каждого сотрудника не облагаются ЕСН. Однако, если судить по предварительным данным, участвовали в программе они более чем неохотно — по данным на конец ноября, они внесли только 10,5 млн. руб., или 0,7% от общей суммы платежей. Эксперты считают, что на практике провал программы еще более масштабен. Цифра в 1,8 млн. человек написавших заявление вводит в заблуждение, поскольку реально платят взносы в систему чуть более 300 тыс. человек. По результатам программы нельзя судить о заинтересованности работодателей в накоплении пенсий работникам, поскольку 6,7 млн. работников уже участвуют в корпоративных пенсионных системах. Работодателям нет смысла участвовать в программе, если они уже платят взносы в другие корпоративные программы[33].

И все равно ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается только за счет государственной пенсии. Основная тенденция развития пенсионных систем, сталкивающихся с низким уровнем замещения, заключается в увеличении значимости добровольных накопительных схем. Например, в 19 из 30 стран ОЭСР основная пенсионная схема является добровольной. А пенсионная реформа Чили, которая считается одной из самых новаторских в мире, вообще сводится к тому, что каждый работник на протяжении трудовой жизни сам формирует накопления, которые затем и становятся его будущей пенсией. Накопительная система Чили в свое время прекрасно справилась с поставленными перед ней задачами, и чилийские пенсионеры сейчас одни из самых богатых.

И россиянам, желающим получать в будущем пенсию, сопоставимую с их настоящей зарплатой, нужно решать данную проблему самостоятельно за счет добровольного пенсионного обеспечения, которым занимаются НПФ, или за счет иных способов накопления. Государственные органы продолжают убеждать, что они могут обеспечить гражданам достойную пенсию. А это невозможно. Надо ясно и честно сказать человеку: государство обеспечит лишь гарантированный минимум (пусть и гораздо более высокий, чем сейчас), но достойной пенсией человек должен обеспечить себе сам. Новая система будет действительно новой, когда в ней начнут функционировать накопительные принципы, а их судьба из принятых законов не вытекает и не видна.

Можно предположить, что примерно через 30 лет реального накопления (к 2038 году) 6% отчислений на НЧТП дадут от 15% до 25% коэффициента замещения. Зато демография резко снизит эффективность распределительного механизма. Так что без добровольных накопительных систем нельзя. Особенно тем, кто получает больше 415 тыс. рублей.

Правительство утверждает, что, несмотря на кризис, все, что было намечено в социальной сфере, выполнится. Это касается не только пенсий, но и пособий. Однако стоит признать, что кризис все же влияет на работу ПФР. Фонд заработной платы в стране будет сокращаться, соответственно, снизятся поступления от ЕСН и страховых взносов. Динамика поступления страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) в 2009 году значительно ухудшилась. Почти вдвое — с 52 млрд. руб. на конец 2008 года до 92 млрд. руб. по данным на 1 октября 2009 года увеличилась задолженность плательщиков по страховым взносам в систему обязательного пенсионного страхования. В Пенсионном фонде особо отмечают, что рост недоимки пошел вперед серьезными темпами в конце года. При этом задолженность по ЕСН в 2009 году выросла в сравнении с 2008 годом гораздо менее значительно, последние три года сумма долга ЕСН не превышала 65 млрд. руб.[34]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I.

Социально значимые функции ПФР: 1) назначение и выплата пенсий; 2) учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; 3) назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан; 4) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; 5) взаимодействие со страхователями; 6) выдача сертификатов на получение материнского капитала; 7) управление средствами пенсионной системы; 8) реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений; 9) администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному  и медицинскому страхованию; 10) установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума.

3. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда был принят Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников. Далее в пенсионное законодательство неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры. Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.

4. Проведенный анализ свидетельствует о том, что в 2007 – 2009 гг. расходы бюджета ниже его доходов, при этом отмечается увеличение как доходов, так и расходов бюджета ПФР. В 2007 – 2009 гг. на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла нагрузка на формирование доходов ПФР. Кроме того, анализ показывает, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снижены расходы бюджета ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

5. Анализ показывает не только рост доходов бюджета ПФР, но и значительный рост его расходов, а, следовательно, и рост нагрузки на экономику страны. Сейчас 52% средств ПФР составляют трансферты из федерального бюджета. Если ничего не изменить, то доля бюджетных средств достигнет к 2030 году 90%. Для решения этого вопроса правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее.

6. Причины пенсионной реформы: 1) старение населения России; 2) сокращение количества работников относительно пенсионеров; 3) падение коэффициента замещения утраченного заработка; 4) увеличение нагрузки на экономику страны и работающее население. Уже сегодня государство объективно, с большим трудом, обеспечивает рост пенсионных выплат, валоризацию; с течением времени ситуация будет только усугубляться. Единственный выход — самостоятельно копить себе на пенсию в период трудовой деятельности.

7. Ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается только за счет государственной пенсии. Основная тенденция развития пенсионных систем, сталкивающихся с низким уровнем замещения, заключается в увеличении значимости добровольных накопительных схем. И россиянам, желающим получать в будущем пенсию, сопоставимую с их настоящей зарплатой, нужно решать данную проблему самостоятельно за счет добровольного пенсионного обеспечения или за счет иных способов накопления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» // Российская газета. 2006. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» //  Российская газета. 2007. 21 июля.

3. Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Российская газета. 2008. 28 ноября.

4. Федеральный закон от 30 ноября 2009 г. № 307-ФЗ ««О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Российская газета. 2009. 7 декабря.

5. Гайдар Е. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. История пенсий. // «Вестник Европы». 2004. № 10. — С. 18 – 20.

6. Жарков А.А. Этапы реформирования пенсионной системы. // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 22.

7. Николаева Д. Работодатели задерживают взносы в Пенсионный фонд // Коммерсантъ. 2009. № 237 (4292).

8. Николаева Д. Тысяча на тысячу не выходит // Коммерсантъ. 2009. №. 227 (4282).

9. Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. Самиздат., 2007. —128 с.

10.  Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3

11.  Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант». — М., 2009. — 24 с.

12.  Федотов А.И. Особенности пенсионной системы Российской Федерации // http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/003.pdf.

13.  Юрьева И. Пенсионная математика. Cведены дебет с кредитом Пенсионного фонда // Российская газета. 2009. 7 декабря № 5057 (233).

 


[1] Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник. – Тюмень, 2007. С. 17.

[2] Гайдар Е. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. История пенсий. // «Вестник Европы». 2004. № 10. С. 18.

[3] Там же.

[4] Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. Самиздат., 2007. С. 98 .

[5] Интервью Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова Люди не чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам. «Коммерсант», 17.03.2009 г. // http://www.pfrf.ru/lead_interview/1094.html.

[6] Интервью Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова. Указ. раб.

[7] Баскаков В.Н. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы. Страховое ревю., 2007. С. 132.

[8] Российская газета. 2006. 25 декабря.

[9] Российская газета. 2007. 21 июля.

[10] Российская газета. 2008. 28 ноября.

[11] Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3.

[12] Российская газета. 2009. 7 декабря.

[13] Юрьева И. Пенсионная математика. Cведены дебет с кредитом Пенсионного фонда // Российская газета. 2009. 7 декабря № 5057 (233).

[14] Юрьева И. Указ. раб.

[15] Юрьева И. Указ. раб.

[16] Там же.

[17] Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3.

 

[18] Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3.

[19] Там же.

[20] Интервью Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова. Указ. раб.

[21] Данные: Госкомстат, 2008 // Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант», 2009. С. 3.

[22] Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3.

[23] Данные: Управление актуарных расчетов ПРФ, 2007 // Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант», 2009. С. 3.

[24] Источник: ООО «Пенсионные и актуарные консультации» // Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант», 2009. С. 4.

[25] Источник: Allianz Global Investors AG, 2008 г. по итогам 2007 г.// Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант», 2009. С. 4.

[26] Данные: Госкомстат, 2007 // Сборник негосударственного пенсионного фонда «Лукойл Гарант», 2009. С. 5.

[27] Интервью Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова. Указ. раб.

[28] Пенсия: система не даст расслабиться. Портал о пенсионной реформе // http://pensionline.ru/?paged=3.

[29] Жарков А.А. Этапы реформирования пенсионной системы. // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 22.

[30] Парамонова С.В. Реформирование пенсионной системы России: упущенные возможности // http://www.supir.ru/index.php?m=articles&article_id=36.

[31] Там же.

[32] Парамонова С.В. Указ. раб.

[33] Николаева Д. Тысяча на тысячу не выходит // Коммерсантъ. 2009. №. 227 (4282).

[34] Николаева Д. Работодатели задерживают взносы в Пенсионный фонд // Коммерсантъ. 2009. № 237 (4292).



2020-02-03 152 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)