Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность предложения по цене



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Эластичность предложения по цене 0.00 из 5.00 0 оценок




Если ценовая эластичность спроса - это реакция покупателя на изменение цены, то ценовая эластичность предложения – это реакция на изменение цены со стороны производителя. Как мы уже знаем, между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения позволяет определить степень реагирования произво­дителей разной продукции на изменение цены.

Эластичность предложения по цене рассчитывается по формуле:

Е S=

изменение предложения %
изменение цены %

Эластичность предложения всегда положительна. На нее влияют следующие факторы:

· способность к длительному хранению; и стоимость хранения; для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;

· особенности производственного процесса; если производитель товара может расширять его производство при повышении цены или выпускать другой товар при снижении его цены, предложение данного товара будет эластичным;

· временной фактор; производитель не в состоянии реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уво­лить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

Различают 5 вариантов эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения изменяется от нуля до бесконечности.

= предложение считается эластичным, если Еs > 1;

= предложение считается неэластичным, если Еs < 1;

= эластичность будет единичной, когда она равна единице Еs=1;

= если объем предложения не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастет цена, то мы имеем дело с абсолютно неэластичным предложением;

= если предложении вообще не возникает до тех пор, пока цена не достигнет определенного уровня, а если при данной цене и ниже ее продавцы готовы продавать любое требуемое количество продукции, то тогда говорят о абсолютном эластичном предложении, при котором Еs = ∞.

Мера чувствительности предложения в зависимости от изменения цены различна, исходя из временных периодов.

В коротком периоде предложение по цене мало эластично, так как оно может быть увеличено лишь путем более интенсивного применения производственных мощностей, которое увеличивает предложение на незначительную величину. В длительном периоде предложение по цене более эластично, ибо фирмы могут, расширив свои производственные мощности, и увеличить предложение.

Тема 9. Конкуренция. Модели рыночных структур

Конкуренция, ее формы и методы

Рыночная экономика представляет собой индивидуалистическую систему. Ее главной движущей силой является стимулирование личного интереса, ибо каждая экономическая единица хочет делать то, что выгодно ей самой.

Владелец средств производства пытается получить высокую прибыль. К этому же стремится и продавец, повышая цены на свой товар.

Потребитель же стремится приобрести товар по более низкой цене.

Личный интерес формирует и определенный образ действия различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Свобода же выбора реализуется в форме стремления каждого получить для себя денежный доход. Это служит основой для конкуренции.

Слово «конкуренция» переводится как «сшибка», «столкновение» в результате каких-либо действий. В условиях рынка конкуренция не только возможна, но и необходима.

Возможность конкуренции вытекает из экономического суверенитета и свободы каждого участника деловых отношений.

Необходимость конкуренции вызывается приоритетом покупателей над производителями (продавцами). Стремясь удовлетворить запросы потребителей, предприниматели реализуют свой собственный экономический интерес только через соперничество с другими участниками рынка, в борьбе за карман потребителя. Достижение целей одним предпринимателем осуществляется за счет ущемления интересов других участников сделки. Поэтому участник конкуренции должен настраивать себя на соперничество с другими предпринимателями, не рассчитывая при этом на протекцию со стороны органов власти и управления.

В условиях рынка отношения конкуренции возникают:

· между предпринимателями-продавцами: борьба идет за рынки сбыта, ценами, за величину нормы прибыли;

· между покупателями, которые борются друг с другом за наиболее выгодный доступ к товарам;

· между предпринимателями и покупателями (споры о ценах, качестве товара); вместе с тем здесь существует и практика так называемого навязывания потребностей, когда поставщики навязывают, формируют стандарты потребления, стереотипы, которые влияют на осуществление покупок потребителями.

Функции конкуренции

· Регулирующая функция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало потребностям покупателей. В условиях свободного рынка именно потребитель определяет, что производить, в каких количествах и по каким ценам производить продукцию.

· Функция размещения или аллакоционная функция. В условиях свободной конкуренции ресурсы и произведенные продукты в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила стекается в те районы, где обеспечивается большая прибыль. При нерациональном применении ресурсов предприятие в условиях конкуренции автоматически лишается самой основы для деятельности.

· Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда, эффективности производства. Инновации (вложение капитала в новое) являются жизненно необходимыми, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи от вложенных средств и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Производитель, который не учитывает это, рано или поздно оказывается вне игры.

· Распределительная функция. Конкуренция проявляется в борьбе конкурентов друг с другом за получение наибольшей суммы материальных благ и услуг, произведенных в национальной экономике, притом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция распределяет совокупный продукт, прежде всего по степени дефицитности того или иного производственного фактора. Например, если число желающих получить работу много, то оплата труда будет ниже, нежели в случае дефицита рабочей силы. Эти перепады в странах с рыночной экономикой пытаются скорректировать с помощью трансфертов (доплат).

· Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, эта функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ста­вит их в определенные рамки.

Формы конкуренции

Конкуренция означает, что предприятия состязаются между собой, стремясь обойти соперника в борьбе за «кошелек покупателя». Однако конкуренция начинается задолго до появления готовой продукции на рынке.

Конкурирующие предприятия могут бороться друг с другом за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение заводов, за лучшую структуру оптовой и розничной торговли, за лучшие инженерно-технические кадры и кадры квалифицированных рабочих. Только с учетом этих условий фирма может рассчитывать на успех.

В условиях совершенного рынка различают две формы конкурентной борьбы: внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

При внутриотраслевой конкуренции борьба идет между фирмами, входящими в одну отрасль. Борьба идет за рынки сбыта и цены.

При межотраслевой конкуренции происходит борьба между фирмами, занятыми в разных отраслях экономики. В этой случае соперничество идет за сферы приложения капитала, т.е. из-за величины нормы прибыли, которая в разных отраслях различна.

В XX в. получила широкое распространение внутрифирменная борьба, при которой внутри одной корпорации различные подразделения вступают в соперничество между собой по поводу качества продукции и размера издержек производства и сбыта. В этом случае центральная бухгалтерия корпорации производит сравнение бухгалтерской документации различных подразделений. Отсюда и название этого вида конкуренции: бухгалтерская. Но эта конкуренция может получить положительный результат только в том случае, если подразделения фирмы выпускают не конечную продукцию (например, автомобили), а какие-либо компоненты конечного продукта.

В области маркетинга существуют три вида конкурентной борьбы:

· Функциональная конкуренция. Она возникает в связи с тем, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Например, для занятия интеллектуальными играми можно использовать шахматы, шашки, нарды и другие. Для занятия туризмом можно воспользоваться велосипедом, мотоциклом, автомобилем, лодкой, байдаркой и т.д. Поэтому все эти товары в магазине функционально конкурируют друг с другом.

· Видовая конкуренция происходит в том случае, когда на рынке появляются аналогичные товары, предназначенные для одной и той же цели, на имеющие различия по существенным характеристикам. Например, автомобили с различной мощностью двигателей, велосипеды с различным числом скоростей,

· Предметная конкуренция. Она возникает в том случае, когда разные фирма выпускают аналогичные товары, которые отличаются друг от друга качеством изготовления или наличием несущественных деталей, которые могут отсутствовать у товаров-конкурентов. Например, различные велосипеды могут отличаться друг от друга наличием или отсутствием фонаря, багажника и т.п.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Эластичность предложения по цене 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность предложения по цене

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)