Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы патриотического воспитания



2020-02-03 237 Обсуждений (0)
Проблемы патриотического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Ситуация, сложившаяся в России за последние десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома". Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к Родине и к "малой" в том числе. [19]

Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить (Виолетта А.)".

Однако значительные перемены в социально-экономической и политической жизни общества и государства, новое геополитическое положение России в мировом сообществе, перестроечные процессы и нестабильность в Российских Вооруженных Силах и другие факторы определили характер противоречивых изменений в стране. Продолжающийся кризис закономерно негативно повлиял на духовно-нравственное, мотивационно-ценностное, социально-психологическое состояние всех россиян. Традиционные ценности российского народа, отечественной истории и культуры обесцениваются, что ведет к духовной опустошенности, порождает безнравственность, прежде всего в молодежной среде. [16]

В России происходят крупные позитивные изменения в социальной жизни и в экономике. Вместе с тем в новые условия перекочевала масса недостатков и упущений старой общественно-экономической системы, появились новые серьезные негативные явления тенденции. Особенно сильной деформации подверглась система патриотического воспитания. Объявив отжившим и неверным старое, правящие круги не смогли заменить его новой, тщательно обоснованной системой взглядов, духовных ценностей и целей дальнейшего развития страны, способных консолидировать общество, направить его по пути приемлемого для большинства цивилизованного развития.

Возникшая на фоне формационного излома духовная пустота в сознании россиян быстро начала заполняться у многих из них такими не свойственными им ранее качествами, как индивидуализм, эгоизм, национализм, стяжательство, стремление любыми путями и средствами получить выгоду за счет других и нередко в ущерб государству. Значительная часть населения оказалась униженной, оскорбленной, впала в бедность или нищету, потеряла уверенность в завтрашнем дне и веру в справедливость.

В результате, в начале XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее народ, историю и культуру великой страны у значительной части населения бывшего СССР. [16]

Завидную мобильность и оперативность проявили СМИ в связи принятием 16 февраля 2001 года постановления о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.». Некоторые каналы почти без промедления, как по команде, выразили весьма резкую и негативную позицию по поводу этих правительственных документов. Особенно усердствовал бывший ведущий телепрограммы «Итоги» господин Е. Киселёв. Отбросив свои наиболее «важные» дела, отложив в сторону результаты анализа основных политических событий в стране и за рубежом, они посчитали своим долгом львиную долю отведенного ему времени посвятить борьбе с угрозой возрождения патриотизма в России. Энергия отрицания и унижения этим господином патриотизма в лице данной программы была столь активной и неуемной, словно речь шла о фашизме, агрессии против России, угрозе национальной катастрофы и т. д. Такова степень патологического антипатриотизма у подобных господ, представляющих, к глубокому сожалению, все еще значительную часть политической и интеллектуальной элиты. [12]

Посчитали своим долгом внести посильный вклад в дискриминацию Государственной программы и другие известные и не очень господа, представляющие пишущую братию и дружно выдавшие соответствующие антипатриотические публикации в «Московском комсомольце», «Известиях», «Комсомольской правде», «Новой газете», «Труде» и других газетах. [12]

Не удивительно, что общество не имеет условий для нормального развития.

Депатриотизация в полной мере коснулась и Вооруженных Сил, обеспечение жизнеспособности которых достигается ценой больших усилий. Большие трудности вызывают также формирование офицерского корпуса Вооруженных Сил, войск МВД и других органов обеспечения общественного порядка. [12]

Несомненно, патриотическое воспитание для России является очень важным и нужным аспектом, но в условиях современной экономической и политической ситуации существуют серьезные трудности, препятствующие формированию национального самосознания среди молодежи. Эти трудности являются следствием того печального факта, что по данным социологических исследований более 60% молодежи готовы покинуть пределы России при условии, что они смогут устроиться в развитых капиталистических странах. По всей видимости, эта цифра даже занижена. Кампании по патриотическому воспитанию набирают силу именно в период экономического кризиса, ведущего к кризису в политике и морали. Чтобы как-то нейтрализовать последствия этого кризиса и наметить пути выхода из него, необходимы какие-то внеэкономические рычаги консолидации общества. Это может быть националистическая идея, религиозное обновление, наконец, патриотическое воспитание. В условиях многонациональной России националистическая идеология вряд ли сможет прижиться. Религиозное обновление тоже не дает особенных результатов в силу слабой религиозности большинства населения страны. Остается попытка патриотического воспитания.

Одна из трудностей заключается в том, что разрушены механизмы патриотического воспитания, существовавшие при социализме. Наиболее легко организовать патриотическое воспитание в условиях тоталитарного режима, а не при демократии, пускай, и переходного характера. Кроме того, рыночные отношения антипатриотичны по самой своей сути. Капитал интернационален, так как капиталисту безразлично, кто будет приносить ему прибыль: русский, казах или еврей.

Для патриотического воспитания нужны герои в качестве идеала, образца для подражания. Но рыночные отношения, строящиеся на идеологии прагматизма, отрицают все героическое, как нерентабельное. Кроме того, героическая личность всегда выходит за определенные границы, принятые в обществе. И здесь все уже зависит от системы координат. С нашей точки зрения Джордано Бруно был героем, а с точки зрения средневековой инквизиции - преступником. [12]

Подводя итоги по трудностям патриотического воспитания, можно выделить вместе с вышесказанным ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:

несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;

малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

 недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи. [14]

 

Пути решения проблем

 Общие задачи патриотического воспитания на современном этапе

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

 воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Для улучшения работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи необходимо создание определенной системы, предусматривающей следующие меры:

координация деятельности государственных организаций и общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе;

проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания;

обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами;

использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;

обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания;

создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

обобщение и распространение опыта педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием детей и молодежи;

воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;

обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;

расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов, объединений, движений, занимающихся патриотическим воспитанием. [12]

Итак, задача поставлена. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула).

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое, изучать истории различных народов, населяющих Россию;

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. [12]

 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы

В связи с большим количеством проблем патриотического воспитания, существующих в стране, провозглашена приоритетной государственная политика в области патриотического воспитания, приняты программы, реализация которых должна восстановить систему патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях и в социуме в целом.

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Патриотическое воспитание является государственным приоритетом, о чем неоднократно говорил Президент РФ В.В. Путин, его статус закреплен в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».

Главной целью программы объявлено воспитание патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, особенно в процессе военной и государственной службы, несомненно, положительная оценка программы, сам факт принятия которой говорит об определенном симптоме выздоровления общества после десятилетия «безвременья» и беспамятства.

Одной из четырех задач, вытекающих из цели Государственной программы, является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Великое историческое значение России в прошлом сомнению подвергать не приходится, но современная роль России в судьбах мира большого патриотического настроения не вызывает.

Другой задачей является воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. На реализацию программы отводится пять лет. Год уже прошел, заметных изменений в обществе не видно.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, согласно программе, является государство. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Первым в списке головных исполнителей мероприятий Программы значится Министерство образования Российской Федерации, которое должно разрабатывать собственные подпрограммы, обосновывать их финансирование, проводить конкурсный отбор исполнителей.

Программа несет в себе значительный позитивный заряд, многие ее положения и запланированные мероприятия долгожданны и действительно необходимы для подъема патриотического воспитания граждан, тысяч и миллионов горожан и сельчан. Давно требуется навести порядок в средствах массовой информации. Не секрет, что СМИ оказывают на умы и мнения людей влияние большее, чем школа и семья. Но в отличие от школьных образовательных программ, где все же существует отбор информации, на телевидении и радио в последние годы множились передачи антипатриотического толка, несущие западную идеологию, пропитанную индивидуализмом, бездуховностью и меркантильностью.

Программа требует государственного воздействия на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации, восстановление средствами культуры и искусства традиций братства народов, показ их роли в исторических судьбах России.

Особенно большое внимание должно быть уделено реанимированию воспитания и конкретно системы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Программа предусматривает проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ, оценку их эффективности в свете сохранения духовного и физического здоровья учащихся. На необъективность освещения исторических событий в учебниках обратил свое внимание и Президент страны В.В.Путин. Качество учебника истории России стало предметом обсуждения на заседании Федерального Правительства.

Первый этап реализации программы (2001 год) предполагал разработку федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпрограмм (перечней, планов). Многие субъекты РФ приняли свои подпрограммы.

Восстановлению системы патриотического воспитания уделяется внимание и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней отмечается, что развивающемуся обществу нужны, в том числе, люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование называется одним из важнейших факторов национальной безопасности страны. Оно должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого развития личности с гражданско-правовой культурой. В перечне важнейших задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании на первом месте стоит формирование у школьников гражданской ответственности.

 



2020-02-03 237 Обсуждений (0)
Проблемы патриотического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы патриотического воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)