Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников



2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые.

Гораций

Основными формами краеведческой деятельности младших школьников являются тематическая прогулка, экскурсия, внеклассное занятие.

Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир, развитию творчества и фантазии.

Основная форма познания младшими школьниками окружающего мира средствами краеведческой деятельности – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, сочинения, аппликации, лепку, конструирование и т. д. [21]

Эффективность патриотического воспитания зависит от организации учителем внеклассной работы и от форм ее проведения.

Внеклассная работа – это целенаправленная деятельность педагога во внеурочное время, имеющая свои цели и задачи. [25]

Цели внеклассной работы:

развивающая;

воспитательная;

образовательная.

Задачи внеклассной работы:

воспитание нравственных качеств (честности, правдивости);

воспитание гуманизма, толерантности;

воспитание культуры поведения;

воспитание доброжелательности;

воспитание ответственности;

воспитание самостоятельности;

развитие целеустремленности.

Все эти цели и задачи реализуются посредством конкретной организации внеклассной работы. У учителя – классного руководителя широкий выбор различных форм – это классный час, конкурс, соревнование, праздник, игра, экскурсия, прогулка (поход), фестиваль, вечер, викторина и многое другое. [25]

Организацию и проведение внеклассного занятия важно осуществлять по алгоритму:

I. Подготовка внеклассного занятия, включающая в себя:

1. выбор формы и темы.

2. составление сценария.

З. проведение репетиции (по необходимости).

4. подбор художественного и музыкального оформления.

5. приглашение к участию детей и гостей.

II. Проведение самого внеклассного занятия:

1. Встреча участников и гостей. Существуют варианты встречи гостей и участников: встреча-церемониал, сюжетная встреча, встреча гостей и участников импровизированными билетами.

2. Организационная часть.

Существуют определенные приемы организации и начала внеклассного занятия: представление гостей, театрализация, звуковые, цветовые, технические эффекты, кино- или видеопролог, музыкальная увертюра.

3. Основная часть.

Основная часть, в зависимости от формы мероприятия, бывает различной. Однако необходимо, чтобы органически сочетались 3 компонента: образ (музыка, иллюстрации, декорации), слово (декламация, беседа, выступление гостей) и дело (соревнования, танцы, пение, игры).

Планируя внеклассное мероприятие, следует не забывать о требованиях к его организации и проведению:

ориентация на всех ребят и на каждого в отдельности;

творческий потенциал дела;

соотношение обязательного и добровольного;

пропорциональность частей занятия;

единство формы и содержания;

учет возрастных особенностей учащихся. [25]

На тему основных символов Санкт-Петербурга можно провести ряд внеклассных занятий: «Герб, флаг и гимн России и Санкт-Петербурга», «Символы Санкт-Петербурга», «Знамя Победы». Большую воспитательную силу имеют занятия, посвященные близким детям названиям и явлениям: «Земли лоскуток драгоценный», «Блистательный Санкт-Петербург», «На какой улице я живу?», «Я и моя семья».

Важная роль в воспитании патриотизма принадлежит экскурсии.

Экскурсия – это форма работы, позволяющая проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственных условиях.

Методика проведения экскурсии:

1. Подготовка:

выбор темы и места проведения экскурсии;

подбор материала;

разработка маршрута;

приглашение к участию в экскурсии;

2. Проведение экскурсии:

следование к месту экскурсии;

организационный момент;

сама экскурсия;

заключительная часть. [25]

В начальной школе можно провести экскурсию «Это улица моя», «Дома на нашей улице», ряд экскурсий по местам боевой славы: «Никто не забыт, ничто не забыто», в различные музеи, к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне, а также множество других экскурсий в различные музеи, бывшие усадьбы, к памятникам выдающимся людям.

Экскурсия строится в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:

материал подается эмоционально, поскольку дети проявляют интерес к ярким событиям, фактам;

учитывая быструю утомляемость и слабую устойчивость внимания младших школьников, значительная часть важного фактического материала сконцентрирована во введении и в начале экскурсии;

используются знания детей, полученные на уроках, во внеклассной работе;

большая часть экскурсии проводится в форме диалога, что стимулирует активность ребят, самостоятельный поиск ответов на некоторые посильные для них вопросы; при этом за участие в беседе детей поощряют, ведь ситуация успеха особо важна для этого возраста;

чтобы не допустить ослабление внимания и интереса детей к экскурсии, важно использовать наглядные предметы, а также по возможности вносить элементы игры при подаче материала;

в конце экскурсии к памятным местам и памятникам боевой славы обязательна Минута молчания, возложение цветов к их подножию;

в ходе пешеходной экскурсии надо устраивать привалы, можно организовывать «перекус». [21]

Важная часть – подведение итогов экскурсии. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов по туристско-краеведческим «должностям». Эти работы свидетельствуют о пробуждении у школьников чувства гордости за свою «большую» и «малую Родину», ее красоту, историческую ценность и культуру. [25]

Экскурсии – мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания.

Можно выделить еще оду форму воспитательной работы – прогулку. Прогулка – это один из способов организации внеклассной деятельности, представляющий выход детей в природную или социальную среду. [25]

Методика проведения прогулки:

1. Подготовка: выбор темы, места, времени, подбор познавательного и занимательного материала.

2. Организационный момент.

3. Постановка задачи перед детьми в игровой форме.

4. Организационный выход.

5. Основная часть прогулки.

6. Подведение итогов по возвращению с прогулки.

При организации прогулки необходимо выбирать наиболее интересные, удобные и безопасные места, привлекать родителей.

Прогулки можно проводить в городских парках, в усадьбах, по улицам города. Например, «О чем грустит осень», «Кто хочет стать богатым», «Куда течет ручей» и т. д. Прогулки, опираясь на мир природы, способствуют развитию патриотических чувств, бережного отношения к природе.

Таким образом, внеклассная работа способствует формированию и развитию патриотических чувств у младших школьников. Правильная организация воспитательной работы – залог успеха в развитии детей и их нравственном взрослении. [25]

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучение теоретических источников позволили сделать следующие выводы:

1. Патриотическое воспитание необходимо в развитии гражданственности у детей 1-4 классов.

2. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине - дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви.

3. Одним из способов воспитания патриотизма в средней школе является краеведение. Основной аспект реализации краеведческой деятельности это - целенаправленность обучения (достижение определённых целей, значимость, актуальность) и направленность на адаптацию ребёнка.

4. Патриотическое воспитание на уроках краеведения, основывается на сопричастности детей к происходящему, осмыслении и эмоциональной активности, достигнутых творческой деятельностью, одухотворением красоты, значимостью целей и задач. Тема красоты подвига и любви к Родине, к её героям и её культуре может проходить не только на истории.

5. Если бы содержание уроков реализовывало задачи патриотического воспитания, то проблемы бы не существовало. Поэтому возникает вопрос о внеклассной работе по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

 

 

ГЛАВА 2.



2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)