Расчет параметров контурного взрывания
Контурным взрыванием при проходке тоннелей и других горных выработок решается две задачи: обеспечение максимального соответствия фактической площади сечения тоннеля проектной (снижение переборов) для снижения расходов бетона на возведение крепи; снижение нарушений (трещиноватости и шероховатости) в приконтурной части массива для повышения его несущей способности. Основные требования при производстве контурного взрывания: вынос проектной линии контура на «грудь» забоя; расположение контурных шпуров на проектной линии, а их бурение производить с минимальным (постоянным) углом наклона к продольной оси тоннеля; заряжание шпуров специальными зарядами из низкоэнергетических типов ВВ с отношением диаметра шпура к диаметру заряда не менее 2; одновременное инициирование зарядов в контурных шпурах; обеспечение контроля за состоянием поверхности контура тоннеля и оперативное изменение режимов БВР при изменении горно-геологических условий. Применяют два вида контурного взрывания - предварительное щелеобразование и последующее оконтуривание (метод контурной отбойки). В их основу положен метод сближенных зарядов, при котором расстояние между контурными шпурами не превышает 0,3 - 0,5 м. Низкоэнергетические заряды должны при этом обеспечивать разрушение массива между шпурами. Для уменьшения объема буровых работ при применении контурного взрывания рекомендуется в скальных массивах с категорией трещиноватости 2 - 5 применять контурное взрывание на основе шпуров с надрезами, а в массивах с меньшей категорией трещиноватости - метод сближенных зарядов. Наилучшие результаты от контурного взрывания достигаются при выполнении условия (1) где а - расстояние между шпурами, м, В - линия наименьшего сопротивления (л.н.с.), м. Удельный расход ВВ при контурном взрываний определяется из условия разрушения объема грунта взрывом заряда контурных шпуров и соответствует нормам, установленным СНиП IV-2-82, сб. 29 «Тоннели и метрополитены». При взрываний методом сближенных зарядов расчет параметров БВР следует выполнять в соответствии с «Рекомендациями по производству БВР с применением механизированного заряжания и гидрозабойки при проходке транспортных тоннелей», М., ЦНИИС, 1980. При применении технологии контурного взрывания на основе шпуров с надрезами удельный расход ВВ q определяют по формуле: (2) где q0 - удельный расход ВВ для заданных условий проходки, кг/м3, определяемый или по существующим формулам, или по СНиП IV-2-82, сб. 29 «Тоннели и метрополитены», Кэ - коэффициент снижения энергоемкости разрушения, определяемый из условия: Кэ = 0,8335 + 0,0336f—0,0015f2—0,1014H + 0,0037 H 2 + 0,0018Hf, (3) где f - коэффициент крепости породы по М. М. Протодьяконову (см. приложение 2); Н - средняя глубина надреза, мм. Последовательность расчета паспорта БВР при контурном взрывании на основе шпуров с надрезами (метод последующего оконтуривания) следующая: 1. Определяют удельный расход ВВ для заданных условий проходки тоннеля по СНиП IV-2-82, сб. 29 «Тоннели и метрополитены». 2. Определяют по формуле (3) значение коэффициента Кэ, а по формуле (2) - удельный расход ВВ для шпуров с надрезами. 3. Задаются расстоянием а между контурными шпурамии из условия (1) определяют л.н.с. 4. Находят общую массу Q заряда для контурных шпуров по формуле (4) где l - глубина шпуров, м; П - периметр поперечного сечения тоннеля (кроме подошвы), м. 5. Определяют число контурных шпуров Nк по формуле: шт. (5) 6. Находят массу шпуров заряда ВВ по формуле кг. (6) 7. Проводят уточненный расчет расстояния aк между контурными шпурами по формуле м, (7) где r - радиус заряда, м; n - коэффициент затухания волн в скальном грунте (обычно, для зоны дробления п=2, для зон единичных трещин n=1,5); [s]р - динамический предел прочности грунта на растяжения, кПа (для большинства скальных грунтов ; Н и r - соответственно, сумма глубины надреза и радиуса шпура или радиус закругления вершины надреза (r=0,001 м); Р - усредненное давление взрыва в шпуре, кПа, которые можно принять Р»Ед или определить из упрощенной формулы: кПа, (8) где Qшп и Е - соответственно, масса ВВ в шпуре и теплота его взрыва, кг и кДж/кг (таблица); V - объем шпура, заполненного зарядом, м3; b - показатель изоэнтропы ВВ (для промышленных ВВ b»3). 8. Определяют количество остальных шпуров (врубовых, подошвенных, отбойных и т.д.), а также расстояние между ними и массу зарядов по существующим методикам. Проведением двух-пяти опытных взрывов уточняют параметры БВР, рассчитанные по формулам (1 - 8) и при необходимости их корректируют. Критерием качества поверхности стенок горной выработки при применении контурного взрывания является допустимая ее шероховатость, которую измеряют фактическим отношением Y ф суммарной длины отпечатков (следов) шпуров на поверхности выработки к суммарной длине всех контурных шпуров и фактической линейной величиной неровностей (выступов и впадин) между отпечатками шпуров, т.е. ,% (9) см, (10) где Lc - сумма длин отпечатков шпуров на поверхности, определяемая маркшейдерскими измерениями, м; Lш - длина контурных шпуров (кроме подошвенных), м; h - к.и.ш. шпуров (h»0,9 - 0,95); - линейная величина (средняя) неровностей поверхностей, определяемая маркшейдерскими измерениями, см; Y и hк - нормативные значения показателей шероховатости контура, определяемые в соответствии с п. 2.6 настоящих Норм.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |