Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важнейшие составляющие дискутивно-полемического речевого пространства в правотворческой и правоприменительной практике



2020-02-03 290 Обсуждений (0)
Важнейшие составляющие дискутивно-полемического речевого пространства в правотворческой и правоприменительной практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели участия сторон, их задачи; тезис обвинительный и тезис оправдательный. Функции, форма и содержание судебной речи. Условия, причины и содержание расцвета судебной риторики в России. Краткие сведения из истории отечественного судебного красноречия

Называя (вслед за Аристотелем и Квинтилианом), три известных в древности рода красноречия, М.В. Ломоносов заметил, что судебного распространения в России не было. Еще раз необходимо напомнить, что так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов, таких как В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.А. Александров, В.И. Жуковский, С.А. Андреевский, П.Я. Пассовер, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони.

По мнению А.Ф. Кони, начиная со второй половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты первого - «спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде».

Идеального защитника А.Ф. Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют».

Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую (или обвинительную) речь и адвокатскую (речь защитника). Судебные речи талантливых русских юристов пронизаны глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались воздействовать на чувства присяжных заседателей и слушателей. В настоящее время доказательная сторона судебной речи приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ.

Судебный процесс - это разбирательства гражданского или уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден.

Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные функции, определяющие форму и содержание судебной речи.

Общая и частная риторика

Пятичастное деление (греко-римская традиция - классические образцы Аристотеля, Марка Туллия Цицерона, Марка Фабия Квинтилиана), позволяющее оптимизировать участие в судебном дискутивно-полемическом речевом пространстве: основные речевые приемы и фигуры, отечественный опыт (наставления Михаила Васильевича Ломоносова, риторика Николая Федоровича Кошанского и др.)

В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным; к частной риторике - составление официальных бумаг.

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, включает следующие разделы:

образ оратора;

изобретение - содержание речи;

композиция - расположение;

речевые эмоции;

стиль речи (слововыражение и произношение).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает 5 разделов, каждый из которых отражает определенные моменты в подготовке и реализации речи:

изобретение (лат. inventio - что сказать?);

расположение (лат. dispositio - где сказать?);

выражение (лат. elocutio - как сказать?);

память (лат. memoria);

произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, отражает последовательность подготовки и разворачивания речи:

1. Изобретение (inventio) - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Содержание и доказательство предстоящей речи необходимо именно изобрести. Риторическое учение может предложить ритору определенную технику в создании идей и распространении речи. Эта техническая сторона воплощена в учении об общих местах (топике) - способах построения доказательств или развертывания речи.

2. Расположение (dispositio) - раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретенный материал необходимо разумно, в определенной последовательности расположить. Классические риторики предлагали 8 частей композиции речи: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

3. Выражение (elocutio) - раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами выражения следующие моменты:

- «рассмотрение слога и его достоинств»;

- «рассмотрение «всех видов украшений».

Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем способов украшенного расположения этих слов в фигурах речи - один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную - без осуществления этой задачи невозможно добиться риторической цели.

Н.Ф. Кошанский предлагает очень полезные для оратора речевые приемы, - результат обобщения им предшествующей теории и практики, использование которых может весьма оптимизировать речь. Нам необходимо рассмотреть, ибо как для обвинительной, так и для оправдательной речи они очень важны. Итак, приемы или фигуры, как их называл Н.Ф. Кошанский, в авторском «звучании»:

Фигуры мыслей, убеждающие разум:

а. Предупреждение (occupatio) - оратор, предупреждая слушателей, сам возражает себе и опровергает возражение. Служит большему убеждению.

б. Ответствование (subjectio) - сами вопрошаем и ответствуем. Сия фигура возбуждает внимание, любопытство и удовлетворяет оному.

в. Уступление (concessio), когда мы соглашаемся на противное, но для того, чтобы тем более низвергнуть противника и подтвердить нашу истину. Требует тонкости ума, чтобы поразить противника его же оружием.

г. Разделение (distribute) - вычисление видов вместо рода, частей вместо целого. Оно делает истину очевиднее, более убеждает разум.

д. Перемещение (antimetabole) - переставив слова в предложении, даем другую, сильнейшую и часто противную мысль. Сия фигура неожиданна, но тем сильнее убеждает разум.

е. Остроумие (oxymoron) - острая мысль с видимым противоречием. Заставляет соображать и догадываться.

ж. Отступление (digressio) - искусный переход от одного предмета к другому. Служит к соединению частей рассуждения.

з. Возвращение (revocatio) - переход от постороннего к главному предмету, последствие отступления. Сии две фигуры всегда следуют одна за другою, обращают ум от одной истины к другой и для ораторов необходимы.

и. Наращение (gradatio. Incrementum.) - постепенный ход от слабейшего к сильнейшему; более и более убеждает разум.

к. Поправление (epanorthosis) - одна мысль, как будто нечаянно или ненарочно сказанная, заменяется другой, сильнейшею.

Судебная риторика

Фигуры мыслей, действующие на воображение:

а. Изображение (hypotiposis) - видение, живая картина, представляющая предмет или происшествие так живо, как будто оно действительно происходит в глазах ваших, и мы видим его. Она легко воспламеняет страсти: удивление, жалость, досаду, мщение и пр.

б. Одушевление (prosopopoeia) - волшебство чувств, когда бездушному или отвлеченному предмету дается и жизнь, и действие. Сия фигура сильно поражает воображение.

в. Заимословие (sermocinatio) - прекрасный оборот, влагающий слова в уста отсутствующего или умершего. Часто сия фигура соединяется с одушевлением, когда бездушному предмету сверх жизни и действия даются слова.

г. Противоположение (antithesis) - искусство противополагать предмет предмету (контрасты) или мысль мысли.

д. Сравнение (parallellus) - сильное сличение подобных предметов, близких действий или свойств. Сия фигура особенно свойственна древним русским стихотворениям.

е. Определение риторическое (descriptio, Paraphrasis) - описание, вычисление главнейших качеств, важнейших свойств и принадлежностей, пленительных для воображения.

ж. Напряжение (energia) - собрание многих кратких и сильных мыслей об одном предмете. Сходна с наращением. Разность: та постепенна и убеждает разум, а напряжение усиленно и внезапностью действует на воображение.

з. Превышение (auxisis) - говорить больше, нежели сколько разуметь должно.

и. Умаление (me/'os/s, Tapinosis) - говорить меньше, нежели сколько разуметь должно.

к. Невозможность (impossibile) - трудно сравнивается с невозможным и последнее почитается удобнейшим.

Фигуры мыслей, пленяющие сердце:

а. Сообщение (Communicatio) - доверенность к слушателям, когда ссылаемся на совесть их. Она показывает добродушие, совершенную уверенность в истине и тем самым пленяет сердце.

б. Сомнение (Dubitatio) - приятное недоумение, трагическое борение страстей, показывает неизвестность, чему следовать, на что решиться. Всякому приятно поверять собственное сердце в чувствах другого.

в. Умедление (Sustentatio) - мысли и слова клонятся в одну сторону, а действие неожиданно переходит в другую. Сия неожиданность приятна сердцу.

г. Обращение (Apostrophe) - живое чувство, говорящее к отсутствующему, бездушному и даже отвлеченному предмету. Оно предполагает во всем жизнь и трогает душу.

д. Прохождение (Praeteritio) - показывая вид, будто желает умолчать, вычисляет все и, чем неприметнее, чем добродушнее, тем сильнее увлекает сердце и даже убеждает разум. Употребляется также при вычислении многих доказательств или свидетельств, ибо говорит в полтона, мимоходом.

е. Удержание (Aposiopesis) - нечаянно прерывает речь, не докончив мысли или чувства. Сходна с умолчанием: та недоговаривает одного слова, а удержание - целой мысли.

ж. Заклинание (Execratio) - призвание всех бедствий: на голову ненавистную или на свою собственную за нарушение клятвы.

з. Желание (Votum) - прошение, требование всех благ или чего-либо чрезвычайного для себя или для существа, милого сердцу. Употребляется в заключениях описаний и речей.

и. Вопрошение (Interrogatio) - превращение мысли или чувства в вопрос, не требующий ответа.

к. Восклицание (Exclamatio) - невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти. К ней относится и совосклицание (Epiphonema)

- тоже восклицание, но только всегда оканчивающее речь и притом заключающее в себе важную мысль.

Оценить полезность всех этих приемов, можно только очень внимательно продумав возможность их использования в судебной речи.

Существуют еще два элемента общей риторики.

4. Память (memoria). Перед тем как произнести отобранный и записанный материал речи, необходимо его запомнить. «Память есть крепкое в разум взятие вещей словесных», - читаем в «Риторике» 1620 года. Но как осуществить это закрепление в памяти? Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приемов существуют универсальные приемы подготовки к произнесению будущей речи. В сущности вопрос памяти - это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, чем богаче «копилка» его памяти. Он может делать это в разной форме:

- заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста («зубрежку» как механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста);

- неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении;

- пропитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания;

- произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то;

- пропитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

5. Произношение и телодвижение (pronuntiatio). Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается уже с оценки внешнего вида оратора и его произношения.

«Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (пословица). Неслучайно великий древнегреческий оратор Демосфен называет главным в ораторском искусстве «произношение и телодвижение».

В произношении необходимо обращать внимание на ряд моментов: темп и ритм, пауза, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания. Манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только при помощи языка, но и с помощью тела: «говорят» руки, ноги, поза, мимика и т.д.

Частная риторика

В частной риторике рассматривают правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Вот как определял частную риторику Н.Ф. Кошанский: «Частная риторика есть руководство к познанию всех родов и видов прозы, она изъясняет содержание, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки каждого сочинения, показывая притом лучшие, образцовые творения и важнейших писателей в каждом роде.»

Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Воспользуемся схемой Ю.В. Рождественского:

1) устная речь: а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор); б) риторическая речь, то есть устная речь, которая может иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая); в) репродуцирующая, то есть устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная);

2) письменная речь (письма, документы, сочинения);

3) печатная словесность, литература (художественная, научная, журнальная);

4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.



2020-02-03 290 Обсуждений (0)
Важнейшие составляющие дискутивно-полемического речевого пространства в правотворческой и правоприменительной практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Важнейшие составляющие дискутивно-полемического речевого пространства в правотворческой и правоприменительной практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)