Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия публичности, вытекающие из содержания высказывания



2020-02-03 295 Обсуждений (0)
Условия публичности, вытекающие из содержания высказывания 0.00 из 5.00 0 оценок




Тип содержания определяет аудиторию и приемы работы со словом, поэтому и фактура, и форма (диалогическая или монологическая), как и строение текста определяются типом содержания. Из всех существующих видов словесности для нас интересен только один:

Юридическая проза - особый и значительный вид словесности, обладающий собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит нормы права, их философское и практическое обоснование. При этом нормы права в их применении организуют всю деятельность общества вообще. Юридическая литература - содержит нормы права, их философское и практическое обоснование, а нормы права организуют всю деятельность общества.

Итак, современный ритор владеет многими видами речи, причем в некоторых из них он выступает как специалист - юрист, экономист, политик; в других - как профессиональный литератор; в третьих - как выразитель мировоззрения. Систематическая публичная речь создает образ ритора, который для аудитории более реален, чем его личность. Образ ритора складывается постепенно, но определяет возможности аргументации, так как аудитория будет оценивать новые высказывания, исходя из сложившегося в ее представлении образа ритора. Вся риторическая карьера определяется образом ритора, и если этот образ построен неправильно, она вообще может прерваться.

Образ ритора существует в трех аспектах проявления личности человека в слове - этосе, логосе и пафосе.

Этос - знание уместности высказывания. Уместность высказывания определяется правильным включением монологического высказывания в диалог, то есть знанием того, кому, когда, при каких обстоятельствах, с какой целью, каким образом и что можно сказать.

Логос - владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Риторическая аргументация - совокупность словесно оформленных ходов мысли, содержащихся во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории. Согласие - признание обоснованности идей и предложений ритора; присоединение - готовность принять позицию ритора. В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойственные конкретным видам словесности, например, аргументация юридическая, естественно-научная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргументации в любых видах речи.

Пафос - это эмоциональная техника аргументации. Во-первых, всякая речь вызывает определенные эмоции и эмоциональную оценку. Во-вторых, ритор создает свой эмоциональный образ отношением к предмету речи - так называемой модальностью. Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи взаимосвязаны.

Этос, логос и пафос - аспекты отношения ритора к аудитории, которые проявляются в оценках образа ритора аудиторией.

Аудитория развивающаяся в процессе аргументации и организуемая словом общественная группа, которая характеризуется:

- во-первых, свойствами всего общества в виде мировоззрения, знаний, норм, приемов деятельности, иерархической организации и т.д., и в этом смысле

представляет общество;

- во-вторых, своими особыми ценностями, целями и интересами, которые выделяют ее из общества и объединяют как отдельное целое;

- в-третьих, внутренним общением и организацией, которые связаны с аргументацией, обращенной к ней и проходящей в ее пределах;

- в-четвертых, отношением к обществу как части к целому, которое определяется собственными целями и ценностями аудитории и является следствием аргументации.

Аудитория - лицо или совокупность лиц, заинтересованных в содержании высказывания, способных понять, осмыслить, оценить и использовать выраженные в нем мысли для принятия решения.

Все эти характеристики судебный оратор должен помнить и учитывать в обязательном порядке.

Судебная риторика

Риторический пафос

Пафос не является выражением реального эмоционального состояния ритора. Если участник судебного заседания будет всегда воспроизводить полноценные эмоции, то он просто обречен на нервные заболевания. Ритор использует речевую технику, создающую эмоциональный образ предмета речи, в рамках которого формируются ораторские страсти - эмоциональные оценки предмета речи в его отношении к предложениям ритора. В аргументации пафос имеет определяющее значение.

Во-первых, проявление индивидуальности ритора возможно только через пафос: высказывание отличается от других и выделяется в общем потоке речи не новыми идеями, которые возникают редко, не приемами обоснования, которые воспроизводятся в аргументации, не этичностью, которая уподобляет ритора аудитории, а именно пафосом, побуждающим аудиторию переживать предмет речи и предложение ритора.

Во-вторых, риторическая аргументация всегда имеет дело с предметами, относительно которых возможны различные мнения. Никто не станет обсуждать проблему, к которой безразличен, и никто не примет неинтересное предложение.

В-третьих, в риторике присоединение означает готовность к действию в определенном направлении. Чтобы действовать нужна воля, а воля пробуждается эмоцией - стремлением к цели.

Существуют четыре основные типа пафоса - литературный, сентиментальный, романтический и реалистический.

Литературный пафос представляет собой (с точки зрения речевой техники) смысловую перспективу высказывания, в которой имеются три опорные позиции: образ автора, предмет речи и общее место.

Сентиментальный пафос - строится на рефлексии личного переживания предмета речи, которая обнаруживает несовместимость различных сторон или свойств личности в их отношении к предмету, в результате чего возникает эмоционально-оценочное раздвоение личности. Это раздвоение должно приводить либо к отрицанию сторон личности, несовместимых с предметом, либо к отрицанию предмета как несовместимого с личностью, либо к частичному изменению и личности, и предмета.

Сентиментальный пафос - сильный и опасный инструмент эмоционального убеждения, и обращаться с ним следует осторожно. Часто сентиментальный пафос возникает от плохого понимания предмета, да и сам по себе он не способствует трезвости мысли, которая замутняется эмоциональной рефлексией, в результате чего пафос неверно направляется.

Другая, неменьшая опасность сентиментального пафоса (кстати, весьма распространенного и любимого русскими риторами) в том, что он легко создает состояние внутренней раздвоенности и отрицания реальности, которые в массовой коммуникации приводят к разрушительным умонастроениям в обществе. Поэтому этичный ритор осторожно относится к сентиментальному пафосу и применяет его так, чтобы не навредить своей аудитории.

Романтический пафос - строится на таком отношении личности к предмету, при котором личность и предмет предстают как отдельные и уникальные, но взаимосвязанные таким образом, что предмет содержит вызов личности в виде угрозы, интереса, задачи, ценности и т.д.

Романтический пафос наиболее распространен, так как он связан с повышающей аргументацией, то есть с развитием представлений аудитории в направлении более высоких идеалов, а следовательно, позволяет ритору вести за собой аудиторию, предлагая новые для нее идеи и хорошо разработанные обоснования. Кроме того, романтический пафос делает возможным широкий спектр сильных и конструктивных риторических эмоций.

Реалистический пафос - основывается на отождествлении образа автора с нравственным, эстетическим или иным идеалом, который вступает в конфликт с предметом речи. Модальность высказывания строится так для того, чтобы уравнять образ автора с аудиторией и навязать ей позицию идеала-автора. Отчего представление предмета строится так, чтобы оно объединяло наиболее тривиальные формы опыта автора и аудитории. Реалистический пафос направлен либо на приведение предмета речи в состояние, совместимое с образом автора, либо на изменение аудитории в том же направлении. Реалистический пафос строится на соотношении «я» отправителя или получателя речи, предмета и «идеала». Сказанное означает, что реалистическим пафосом следует пользоваться очень осторожно, учитывая, что его созидательные возможности ограничены.

Риторическая эмоция (частный пафос) является направлением общего пафоса на конкретную положительную или отрицательную ценность, например: патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, веру.

Необходимо особо подчеркнуть, что частный пафос на суде часто бывает именно отрицательного направления. И ненависть, как правило вызываемая обвинителем у аудитории по отношению к обвиняемому, и жалость (а отнюдь не сострадание), вызываемая по отношению к нему же защитником - чувства вредные.

Надо помнить, что со времен Аристотеля цели судебной речи не изменились - это справедливость и общественное благо. Ни ненависть, ни жалость к ним не ведут!

Риторический этос

Нормативная сторона в судебной риторике играет абсолютную роль. Поэтому понятие этичности для правовой словесности весьма важно. Аргументация в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным. Этика публичной аргументации связана с нормами, которые принимаются в одинаковой степени ритором и аудиторией и с точки зрения которых оцениваются как публичные высказывания, так и участники общения.

Судебная риторика

Норма - принцип или правило, регулирующее деятельность. Норма обобщает конкретные действия или опыт; содержит значимые для общества категории; оценивает опыт и категории, в которых он обобщен, рекомендуя определенный образ действий. Нормы могут выражаться и формулироваться различным образом: в форме предписаний, запретов, рекомендаций, оценок, указаний на последствия действий. Нормы являются главной формой мышления и основанием культуры.

По отношению к опыту, который нормы обобщают, они разделяются на умозрительные или предварительные (априорные), прецедентные и смешанные.

Умозрительные нормы предваряют возможные действия и строятся, исходя из анализа категорий, в которых выражаются.

Прецедентные нормы описывают имеющийся опыт, группируя и оценивая факты.

В смешанных нормах используются оба принципа - логической классификации и эмпирического обобщения. Понятно, что нормы всех трех видов одинаково необходимы и взаимно дополняют друг друга.

В зависимости от предмета и характера оценки нормы подразделяются на этические и технические. Этические нормы сводятся на понятия «добро- зло», с точки зрения которых и оценивается опыт. Технические нормы сводятся на понятия «прекрасное-уродливое», которые также являются основанием оценок. Существенно, что в указанных соотношениях понятий первые члены - «красота» и «добро» являются положительными и содержательными, а противопоставленные члены отношений означают отсутствие соответствующих качеств.

Этические нормы могут быть подразделены на правовые, моральные и нравственные. Правовые нормы сводятся к оценке «справедливо-несправедливо», моральные - «достойно-недостойно», а нравственные - «хорошо-дурно». Правовые нормы являются общеобязательными, минимальными в смысле содержания требований. Как правило, нарушение правовой нормы влечет за собой санкцию. Правовые нормы обобщают моральные и нравственные в том смысле, что содержат необходимый минимум требований, например, закон карает нанесение явного физического и морального ущерба, моральные нормы порицают неучтивость поведения, а нравственные - дурные помыслы.

Правовые и нравственные нормы общеобязательны. Правовые и моральные нормы содержат санкции. Моральные и нравственные нормы предполагают оценку поступка и личности, а правовые - только оценку поступка. Важно помнить, что по ходу судебной полемики часто возникает ситуативная путаница разных норм, и важнейшая задача специалиста в области правоприменения - не допустить ее.

Риторическая этика имеет дело с правовыми, нравственными, моральными нормами, а также с техническими нормами речи, причем последние понимаются как разряд этических. Ритор и аудитория несут этическую ответственность за качество речи. Эта ответственность может быть юридической, моральной и нравственной. Слово может быть правонарушением!

При всей значимости норм этика, в том числе этика речи, не исчерпывается ими. Риторическая этика изучает условия сотрудничества ритора и аудитории. В процессе обсуждения и оценки фактов, выработки, принятия и осуществления решений накапливается новый опыт, который обобщается, и создается новая реальность, в условиях которой протекает последующая деятельность. При этом неизбежно нарушаются те или иные нормы и, в зависимости от последствий, они либо расширяются и дополняются, либо отменяются, либо (в случае неоправданного нарушения) ритор и его аргументация оказываются этически несостоятельными.

В каждой развитой системе законодательства можно выделить правовые нормы, регулирующие речь. Они касаются использования языков, свободы слова и злоупотреблений ею, свободы совести, авторского права и интеллектуальной собственности, конфиденциальности, рекламирования товаров и услуг, неконтролируемого воздействия на сознание в средствах массовой информации, документооборота, системы образования, публичных библиотек и издательской деятельности. Если таких законов нет, ритору приходится руководствоваться правосознанием, но апелляция к правосознанию подобна определению времени без часов.

Моральные нормы касаются уместности публичной речи, порядка и последовательности высказываний, права на публичную речь, предоставляемого компетентностью ритора, стилистических качеств речи, обеспечивающих ее правильность, точность и ясность; ответственности за введение в заблуждение там, где она не регулируется правовыми нормами, психологического давления на аудиторию, соблюдения правил этикета и учтивости.

Нравственные нормы связаны с пониманием ритором ответственности за выбор предмета речи, за обращение к аудитории, за техническое совершенство высказываний, за правильность положений, которые он выдвигает, и за последствия решений, которые могут быть приняты.

Аудитория оценивает ритора по его высказываниям. Эта оценка осуществляется с точки зрения этических и технических норм, но выходит за их пределы. Аудитория оценивает не только правильность, но и продуктивность высказываний, то есть обоснованность отклонения от норм. Поэтому ритору могут простить, например, грубость, языковые погрешности, неточность выражения, неуместный пафос, ошибки в аргументации и многое другое, если его идеи правильны, а предложения конструктивны. Но если окажется, что предложения привели к нежелательным последствиям, а идеи несостоятельны, - все ошибки и нарушения зачтутся.

Позиции этической оценки ритора носят название ораторских нравов: честности, скромности, доброжелательности, предусмотрительности. Соответствие ораторским нравам определяет этический образ ритора.

Судебная риторика

Честность - умение создать правильное представление об образе ритора, целях и содержании аргументации. В понятие честности входят: ответственность, компетентность, добросовестность, определенность позиции. Честный ритор принимает на себя ответственность за идеи и предложения, которые он выдвигает. Этим ритор признает, что обладает свободной волей, а его аргументация является поступком, на основании которого аудитория вправе принять решение о самом риторе.

1. Компетентность ритора проявляется в выборе предмета речи и техники аргументации. Риторическая аргументация имеет дело не с истинностью, а с правдоподобием высказываний. Обычно она основана на неполных данных, поэтому интуиция ритора играет значительную роль в процессе выработки предложений и принятия решений. Только систематическое образование рождает интуицию. Образованный человек может быть информирован хуже, чем самоучка, но он владеет догматикой той области знания, в пределах которой высказывается публично, и понимает, где и насколько точны и близки к истине его суждения.

Второе условие компетентности - практический опыт. Этичность речи всегда определяется личной позицией человека, который предлагает аудитории конкретное решение. Если этот человек сам прошел путь, который он предлагает другим, и перенес труды, опасности и неудачи, его позиция этически безупречна. Не существует общественной позиции вообще: любая идея выдвигается с личной точки зрения - юриста, историка, врача и т.д.

Часто некомпетентный оратор пытается подменить свою ответственность за речь переносом ответственности на коллектив, общество. Он использует такие обороты как «мы», «все думающие (грамотные, честные) люди», и т.д. Такого оратора не грех поставить на место, попросив говорить от своего имени.

Наконец, третье условие компетентности - владение техникой публичной речи. Поскольку ритор несет ответственность за предложения, которые он выдвигает, и за последствия принимаемых решений, ошибки неправильной или недостаточно продуманной аргументации имеют этическое значение.

Добросовестность как проявление честности заключается в умении проявить добрую волю (наличие которой предполагается) - не ввести аудиторию в заблуждение относительно возможных решений проблемы и достоверности фактов. Это, в первую очередь, означает, что добросовестный ритор не создает непродуманных и неподготовленных высказываний и добивается взвешенных суждений и оценок.

Кроме того, добросовестный ритор умеет показать степень надежности и достоверности положений, которые обсуждаются. В частности, обвинитель не может обманывать аудиторию относительно того, что ждет подсудимого в местах лишения свободы, а защитник не имеет морального права обманывать общество по поводу того, на что способен оправданный и выпущенный на свободу уголовник.

Если компетентность проявляется главным образом в предметной и языковой подготовке ритора, то добросовестность проявляется в максимально полном использовании метода риторического построения, в котором обобщен опыт обдумывания и подготовки публичных высказываний.

Добросовестный ритор обращается к реальным значимым для общества проблемам и стремится не к самоутверждению, а к разрешению таких проблем. Он полно овладевает фактическим материалом и отдает себе отчет в состоянии проблемы - в вариантах решений и имеющихся прецедентах. Он понимает последствия выдвигаемых предложений и возможности аргументации.

Ритор максимально полно прорабатывает доводы «за» и «против» своих предложений. Он тщательно отбирает аргументы и использует их таким образом, чтобы обеспечить плодотворность дискуссии. Он умеет принимать доводы полемического противника, если они основательны, и обнаруживать в позиции оппонента позитивный смысл.

Наконец, он не навязывает собственное предложение, но готов принять то решение, которое окажется оптимальным и будет наилучшим образом обосновано. Это значит, что добросовестный ритор стремится к тому, чтобы аргументация строилась по определенным и общепринятым правилам, которые соответствуют характеру обсуждаемых вопросов и опыту аудитории.

2. Скромность - это умение занять правильную позицию равенства и превосходства в отношении к аудитории: явное превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение - пренебрежение.

Авторитет достигается применением диалогической техники речи, которой свойственны следующие особенности:

а. Внимание к высказываниям партнера. Риторика начинается с умения воспринимать, и тот, кто слушает, понимает и запоминает сказанное, оказывается в преимущественном положении. Этичный ритор стремится к тому, чтобы его партнер или оппонент высказался как можно полнее. Это позволяет выбрать тактику аргументации и правильно включиться в речь. К этому призывает одна из фигур (приемов) общей риторики Н.Ф. Кошанского «уступление».

б. Анализ информации. Ритор стремится отделить личность партнера от содержания речи; создать представление о личности говорящего, сопоставляя различные его высказывания и суждения о нем; рассмотреть содержание высказываний с точки зрения целей и интересов партнера; сопоставить содержание высказываний со своими целями и задачами; сопоставить содержание высказываний с другими высказываниями на ту же тему; отделить приемлемую часть высказывания от неприемлемой.

в. Использование позитивной информации. Развитие общения основано на идеях и фактах, которые взаимоприемлемы. Чтобы эффективно продолжать диалог, следует отвлечься от разногласий и сосредоточиться на общих позициях. Именно положительное содержание высказываний партнера рассматривается как наиболее ценное и заслуживающее внимания.

г. Этичный ритор приводит доводы, значимые для партнера и вытекающие из анализа его высказываний.

д. Признавая за партнером право иметь свои законные цели и интересы, ритор соблюдает собственные интересы и добивается признания за собой того же права. Терпимость означает только признание права другого иметь собственную позицию и неосуждение личности, но ни в коем случае не попустительство, признание правомерности любых точек зрения. Для судебной риторики это тем более важно, так как интересы обвинителя и защитника по определению противоположны, а цель одна.

е. Ритор подобен и равен аудитории в том смысле, что основание его права на речь - неукоснительная защита ценностей и интересов аудитории, он включен в аудиторию, так как разделяет с ней представления об иерархии ценностей. Для судебной речи эта аудитория не только реальная аудитория зала, но и все общество в целом: интерес общества - его благо - цель как обвинителя, так и защитника.

ж. Ритор подобен и равен аудитории в том смысле, что высказывается о предметах, имеющих общественную ценность и актуальных, причем делает это так, как сделал бы его читатель или слушатель, если бы умел.

з. Ритор отличается от своей аудитории тем, что продолжает и разворачивает аргументацию, потому что призван к этому долгом и аудиторией, а не собственными интересами.

и. Скромный ритор отличается от «самозванца» принципиальной позицией: отношение к аудитории и предмету аргументации, на котором сформировался его авторитет, остается неизменным.

к. Скромный ритор самоограничивает критику, он стремится противопоставить суждениям полемического противника положительные идеи. Критикуя, скромный ритор подвергает сомнению идеи и факты, а не личность оппонента. Этим он и не допускает превращения полемики в эристику.

Судебная риторика

3. Доброжелательность. Ритор не должен нанести вред аудитории, все его предложения направлены на благо аудитории (общества). Если из содержания высказываний неясно, какую пользу они должны принести, ритор может предстать этически несостоятельным. Доброжелательный ритор учитывает интересы аудитории, а не свои собственные, поэтому он воздерживается от самовыражения, от непродуманной искренности, от излишней горячности и эмоциональности речи, от немедленной и недостаточно взвешенной реакции на слова и поступки.

В эпидейктической аргументации доброжелательность проявляется в высоких мотивах предложений - стремлении утвердить достойные ценности и взгляды, которые принимаются обществом и соответствуют его традиции, задачам и назначению и несовместимы с любыми проявлениями безнравственности. В судебной аргументации доброжелательность проявляется в принципиальности и справедливых, но милостивых оценках фактов. В совещательной аргументации доброжелательность проявляется в предложениях, благотворность которых очевидна аудитории.

Наиболее сложная этическая проблема, связанная с доброжелательностью, состоит в совмещении позиции ритора с предпочтениями аудитории, когда приходится аргументировать непопулярные предложения (пример - защита злодея или обвинение обаятельного человека). В таких случаях ритор прибегает к разделению и иерархизации аудитории. Он обращается к наиболее компетентной и ответственной части общества, которая в состоянии квалифицированно обсудить его предложения и аргументы и в свою очередь развернуть и популяризировать предложения. Ритор создает различные, но совместимые ходы аргументации в менее компетентных аудиториях, сохраняя при этом единство и последовательность позиции. Тем самым он добивается согласия всей аудитории и последовательного присоединения различных ее частей.

Существенная особенность иерархической тактики заключается в том, что этичный ритор умеет последовательно развести собственные предпочтения и

мнения, предлагаемые им способы и средства решения проблемы и конечную цель, которая является предметом согласия.

4. Предусмотрительность - способность предвидеть последствия решений. Публичная аргументация проблемна и спорна, предложения ритора влекут за собой не только положительные и отрицательные последствия, но и конфликт в аудитории, поэтому ритор обязан, прежде чем высказаться взвесить возможные последствия своих предложений и оценить способность аудитории решить проблемы, которые ставит перед ней аргументация.

Аргументация неизбежно создает конфликтные ситуации, поскольку аудитория состоит из людей, у которых есть свои интересы, собственные представления о проблемах, отношение к приводимым доводам и склонность объединяться в группировки: не существует однородных аудиторий, а согласие и присоединение всегда неполны.

Но конфликт должен быть разрешен силами самой аудитории, и этическая обязанность ритора - ставить перед аудиторией только такие проблемы, которые она в состоянии разрешить; строить аргументацию таким образом, чтобы аудитория могла найти путь решения проблемы.

Если аргументация ставит аудиторию в тупик, внутреннее столкновение в ней становится неизбежным, в конечном счете ритор будет справедливо обвинен в непредусмотрительности. Для судебной риторики это весьма важно, ибо известны случаи, когда пламенная речь обвинителя вызывала попытки присутствующих учинить расправу над обвиняемым, а выступления защитника приводили к обратному - публика пыталась освободить обвиняемого.

Присоединение к аргументации означает решение, которое принимается аудиторией, а не ритором. Присоединение невозможно без риторических эмоций. Но особенность риторической эмоции заключается в том, что она всегда является результатом более или менее сознательного выбора аудитории. Читающий или слушающий обычно достаточно хорошо сознает, что именно ему предлагается в качестве эмоции, но вместе с тем аудитория пластична и легко реагирует на отрицательные и недостойные риторические эмоции такие, как ненависть, жалость, страх, зависть, гнев, высокомерие, эгоизм. Эмоции быстро проходят, а память о них остается. Поэтому ритор, который вызывает эмоции, несовместимые с нравственными нормами общества, может, конечно, иметь успех, но успех этот будет обманчивым.

Таким образом, предусмотрительный ритор понимает, во-первых, что возможности управлять аудиторией ограничены не только ее способностью к критическому анализу аргументации, но и последствиями решений; во-вторых, что аудитория состоит из людей, обладающих свободой воли и потому не является средством его самоутверждения; в-третьих, что аргументация должна быть совместимой с нормами и историей общества, в рамках которого она осуществляется и состав реальных предложений ограничен культурой данного общества; в-четвертых, что последствия непредусмотрительности не наступают немедленно, но они неизбежны, причем не только для аудитории, но и для ритора.

Риторический логос

В аргументации хорошими оказываются не те идеи и доводы, которые считает истинными или правильными ритор, а те, которые приемлемы для аудитории. Ритор действительно стремится к успеху, но если он стремится только к успеху у публики, вряд ли его аргументация будет конструктивной.

Оратор для Квинтилиана - vir bonus dicendi peritus - достойный муж, готовый к речи, отчего и наука хорошо говорить не сводится кумению говорить правильно или красиво. «Хорошо» для Квинтилиана значит «достойно». Поэтому «хорошо говорить» значит говорить то, что следует; так, как следует сказать с определенной целью и в определенном месте. Результат правильной аргументации далеко не всегда будет благоприятным для оратора. Стремление же убедить во что бы то ни стало означает как правило насилие над аудиторией.

И если те, кому адресована аргументация, не склонны присоединиться к позиции ритора, хороший ритор не станет прибегать к приемам психологического давления или вводить аудиторию в заблуждение, понимая, что недобросовестная аргументация рано или поздно приведет к компрометации и предложений, которые он выдвигает, и его самого. Свобода воли - реальность, с которой обязан считаться ритор.

Риторическая аргументация - создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории.

Согласие - признание аудиторией обоснованности высказывания, его правильности, уместности, разумности. Присоединение - готовность принять позицию ритора.

Аргументация не сводится к речи или книге, но является систематическим развертыванием публичной речи, в процессе которого складываются отношения между ритором и аудиторией: в представлении аудитории формируется образ ритора, сам ритор совместно с аудиторией создает условия и стиль речи, развивается и аудитория, которая организуется и приспосабливается к образу и стилю ритора.

Судебная риторика

Аудитория и аргументация. Аудитория как общественная группировка создается аргументацией и в этом смысле является конструкцией ритора, продуктом его труда. Поэтому типы аудиторий в риторике связываются с техникой аргументации и выделяются универсальные и частные, конвенциональные и неконвенциональные аудитории.

Универсальная аудитория создается аргументацией, предпосылки которой содержат обращение к любому человеку, который в состоянии понять содержание высказываний, согласиться с ними и присоединиться к предложениям независимо от правовых, культурных, исторических или иных частных обстоятельств.

Чтобы свести присоединение к согласию, устанавливают образец такого «нормального человека», наделяя его, например, «врожденными» логическими и нравственными принципами, принимая которые, он по сути дела вынужден присоединиться к высказыванию, если оно построено логически корректно.

Конвенция создается по-разному и для различных целей: научная в собственном смысле или юридическая аргументация также конвенциональна, но здесь характер конвенции определяется условиями принятия решения и ограничен процессуальными нормами. Поэтому конвенциональная аргументация не всегда универсальна: в различных отраслях науки и в различных правовых системах существуют свои правила и процедуры, приводящие к согласию и присоединению.

Содержательный цикл аргументации. Полное развертывание аргументации, приводящее к формированию аудитории, установлению аргументативной конвенции, определению предметной области обсуждения; выработке, принятию, реализации и обсуждению решений. С точки зрения предмета существуют три вида аргументации: эпидейктическая или показательная, судительная и совещательная.

Задача эпидейктической аргументации - установление принципов и ценностей, на основе которых обсуждаются проблемы. Предметы эпидейктической аргументации рассматриваются вне времени: нормы, общие правила, законы природы представляются независимыми от меняющихся обстоятельств. Эпидейктическая аргументация позволяет находить и формулировать так называемые общие места или топосы.

Задача судительной аргументации - установление, определение и оценка фактов, поэтому судительная аргументация имеет дело с прошлым.

Задача совещательной аргументации - обсуждение предложений и принятие решений, поэтому предмет совещательной аргументации - будущее.

Правильное построение аргументации предполагает последовательное развертывание эпидейктических, судительных и совещательных высказываний. Сначала вырабатываются и принимаются общие места, затем устанавливаются и оцениваются факты, наконец, на основе фактов, выдвигаются и обсуждаются предложения и принимаются решения.

Если это правило нарушается в части эпидейктической аргументации, факты окажутся неопределенными и спорными. Если фактический материал проработан плохо, решения будут беспочвенными и необоснованными. Если не обсуждаются новые предложения и не принимаются решения, рассуждения о принципах и фактах теряют смысл.

Риторический аргумент. Риторическим аргументом (в дальнейшем просто аргументом) называется отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная, уместная и приемлемая. В споре принимается всеми сторонами полемики.

Аргумент состоит из положения - суждения или предложения, которое обсуждается, и обоснования - суждений, которые подтверждают положение, делают его ясным, очевидным или приемлемым для аудитории.

Чтобы правильно построить аргумент, нужно решить три задачи:

- найти идею, которая рассматривается как истинная или общепринятая;

- сблизить положение с этой идеей;

- предложить основания такого сближения, расположив доводы в последовательном порядке и связав их с положением.

Соответственно, обнаруживаются три смысловые части аргумента -топос, схема и редукция. Топос - общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент. Редукция - сведение значений термов к значению топоса. Схема - состав, связь и последовательность положения и доводов аргумента.

Топосы подразделяются на общие и частные, внешние и внутренние. Общим топосом называется идея, правило или отношение, которые принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении. Частный топос - идея или правило, которое признается необязательно, не всеми и не всегда. В риторике выделяются внешние и внутренние топосы. Внешним топосом называются две соотнесенные категории, которые могут образовать суждение, например, «мнение-знание», «истина-справедливость», «закон-благодать».

Эти пары категорий сформировались в культуре как смысловые единства, которые служат отправными точками мысли. Важно, что закон сополагается именно с благодатью, а мнение - со знанием. Внешние топосы являются общепринятыми в том смысле, что смысловая значимость самих этих пар не подвергается сомнению. Члены или термы внешних топосов могут находиться в отношениях и с другими понятиями: «закон-обычай», «истина-правда», «знание-невежество». В совокупности такие понятия образуют сложную, иерархически организованную систему. Роль ее в судебной риторике, особенно в наше политически нестабильное время весьма велика.

Судебная риторика

Внутренние топосы представляют собой отношения, посредством которых связываются между собой части внешних топосов. Например: «знание выше успеха», «закон - вид правовой нормы». Аргумент содержит сложноорганизованную систему топосов. Система топосов, заложенная в замысле аргумента, может быть развернута в схеме и редукции.

Так, положение: «Все граждане России должны быть равны пер



2020-02-03 295 Обсуждений (0)
Условия публичности, вытекающие из содержания высказывания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия публичности, вытекающие из содержания высказывания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)