Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риторический аргумент содержит предложение, положение и доводы.



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Риторический аргумент содержит предложение, положение и доводы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предложение - суждение, которое ритор выдвигает для обсуждения. Если предложение несамодостаточно для согласия аудитории, оно подкрепляется доводами - высказываниями, связанными с ним по смыслу и делающими его более очевидным, приемлемым, привлекательным. Заметим, что именно доводами, а не аргументами, ибо не гарантировано, что они ими станут.

Положение - суждение, в котором содержится топос аргумента и к которому приводится предложение.

Риторическая аргументация, как и во времена Квинтилиана, связывает частный случай (казус) с нормой, правилом, положением (тезой), которая и содержит топос. Топос аргумента - смысловое ядро тезы, к которой приводятся данные. Топос может быть выражен в различных формах - догматического положения, правовой нормы и т.п. При различных способах выражения топос остается отношением двух значимых категорий, совместно образующих сложное именование, каждый член которого может быть субъектом и предикатом ценностного суждения.

Таким образом, различаются топос аргументации и топос аргумента. Топос аргументации может быть внешним и внутренним, внешний топос содержит соотносящиеся категории, внутренний - способ соотношения категорий. Топос аргумента всегда соединяет внешний и внутренний топосы аргументации, потому что он выражен в конкретном высказывании и оформлен.

Общий топос, к которому приводится высказывание, определяет характер операций с топосом аргумента, поскольку он включен в определенную иерархическую систему. Реальное место топоса в иерархии устанавливает риторическую правильность аргументации.

Иерархию топосов можно представить в следующем виде:

1.Наука.

а. Математика и логика.

б. Гуманитарная наука: философия, история, правоведение, искусствоведение, география, социология, психология и т.д.

в. Естественная наука: физика, астрономия, химия, биология, геология.

г. Прикладная наука: педагогика, медицина, технология, экономика, политология, экология, военная наука.

2. Право.

а. Принципы права.

б. Действующее законодательство.

в. Судебная практика.

г. Юридический обычай.

3. Исторический опыт.

а. Месторазвитие общества: задачи национально-государственного строительства.

б. Образование и профессиональная подготовка населения.

в. Состояние цивилизации.

г. Нормы социальной организации общества.

д. Природные ресурсы и окружающая среда.

е. Прецеденты решений.

4. Искусство.

а. Логические искусства: метрология, гармония, перспектива, элоквенция, поэтика, информатика.

б. Мусические искусства: музыка, литература, живопись, ваяние, танец.

в. Практические искусства: зодчество, дизайн, техника, военное дело, домоводство, администрация, политика, маркетинг.

5. Личный авторитет.

а. Семейное воспитание.

б. Образование.

в. Моральный уровень.

г. Творческие способности.

д. Карьера и практический опыт.

Государственные институции.

а. Персональная суверенная власть.

б. Органы судебной власти.

в. Органы законодательной власти.

г. Органы центральной исполнительной власти.

д. Местные органы власти.

7. Общественная мораль.

а. Национальная честь и достоинство.

б. Общественное благо.

в. Профессиональная этика.

г. Семейные установления.

д. Обычаи - общепринятые нормы поведения.

8. Политическая система.

а. Политические принципы.

б. Политический опыт.

в. Политические партии и программы.

9. Общественное мнение.

Опыт публичной аргументации показывает, что нарушение принципа риторической правильности высказывания приводит к общественным конфликтам (в частности - ситуация открытого судебного заседания может вызвать в таком случае волну нежелательных эмоций).

Судебная риторика

Схема и редукция

В зависимости от намерения ритора обоснование может быть развернуто с различной степенью полноты. Развертывание может состоять в разработке каждого довода и в увеличении состава доводов. Такое развертывание элементов аргумента называется амплификацией: расширительной, когда разрабатывается отдельное положение, и умножительной, когда увеличивается состав доводов.

Доводы аргумента всегда связаны между собой по смыслу, но связь эта может быть различной - логической, квазилогической и семантической. При любом виде связи доводов к ним предъявляется общее требование совместимости.

Совместимость - такое соотношение доводов и положения, при котором они по смыслу не исключают друг друга, то есть остается возможной их совместная истинность или правильность.

Суждения, которые бывают сущностными и нормативными, содержат термы и связки. Термы - переменные элементы суждения, обладающие индивидуальным значением. Связки - строевые элементы суждения, обозначающие отношения термов.

Логическим является такое построение аргументов и, соответственно, такая связь доводов в аргументах, при которой заранее определены значения связок и термов и поэтому положение (вывод) аргумента обязательно или в точно заданном смысле вытекает из доводов (посылок). Подробнее эта тема рассматривается в курсе формальной логики, весьма подробно изучаемом на юридическом факультете, поэтому не рассматриваем её особо.

Квазилогической является такая связь доводов, при которой значения связок заданы, а границы значений термов не определены. В квазилогической аргументации поэтому, во-первых, не очевидно, что вывод следует из посылок, во-вторых, используются избыточные с точки зрения логики доводы, которые уточняют значение термов или подкрепляют связь доводов с положением или между собой. Но при этом сохраняется общий ход рассуждения и выделяются посылки и вывод, которые могут быть амплифицированы.

Семантической (в узком смысле, так как любая связь доводов - разновидность семантической) называется такая связь доводов, при которой не определены значения ни термов, ни связок, а положения только совместимы.

Логические схемы. Логическая связь основана на включении термов с более узким значением в термы с более широким значением. На основании включения термы полностью или частично отождествляются. Существуют логические умозаключения: дедукция и индукция (подробнее - в курсе логики).

Существует несколько правил отбора аргументов и их расположения:

- сила аргумента определяется не тем, что считает доказательным или правильным ритор, а тем, что убедительно и приемлемо для аудитории;

- чем меньше доводов, тем убедительнее положение, ибо любой довод спорен сам по себе. Поэтому доводы тщательно отбирают;

- чем лаконичнее и яснее сформулирован довод, тем большее впечатление он производит;

- в любой речи запоминается и анализируется в основном то, что сказано в начале и особенно в конце.

Наиболее сильные доводы следует обособлять и выражать максимально ясно и кратко, а более слабые - соединять вместе и амплифицировать. Рекомендуется избегать нисходящей последовательности доводов, так как завершающий довод более всего подвержен критике.

В свою очередь, предложение должно удовлетворять следующим требованиям:

- быть грамматически связным, полным, с выраженными подлежащим, сказуемым и уместными второстепенными членами;

- содержать минимально необходимые, но достаточные для развертывания термы, значение и соотношение которых соответствует предмету речи;

- быть ясным и обозримым;

- содержать проблему и способ ее решения;

- быть спорным, то есть открывать возможность обсуждения и соотноситься по смыслу с иными существующими или возможными предложениями относительно данного предмета;

- быть продуктивным - допускать смысловое развертывание отдельных термов, их смысловых группировок и высказывания в целом.

Чтобы добиться формулировки предложения, удовлетворяющей перечисленным требованиям, необходимо предварительное обдумывание темы, которое и обозначается как создание замысла.

Оно включает прежде всего анализ аудитории - ее персонального состава, возможностей, представленных позиций и членения на группы. В изучение аудитории входит и анализ аргументативной ситуации. Поскольку аргументация разворачивается циклически, важно уяснить состояние эпидейктической аргументации - сложившиеся ценностные ориентации аудитории и уровень ее внутреннего согласия; затем рассматривается состав и состояние фактов, принимаемых аудиторией, которые могут быть использованы в качестве прецедентов; существенны и выдвинутые совещательные предложения и доводы, дающие представление об уровне и способах дискуссии.

Анализ аудитории и аргументативной ситуации позволяет приступить к определению предмета речи - проблемы и способа ее решения. Предмет речи - выделенное в замысле конкретное содержание высказываний - то, о чем ритор считает нужным сказать. Определить предмет означает ограничить содержание высказывания.

Представление об аргументативной ситуации в отношении к предмету речи помогает поставить задачу, то есть ответить на вопрос: «Какой реальный результат в смысле согласия аудитории может и должен быть достигнут данным высказыванием?» При этом ритор трезво оценивает собственные возможности, которые всегда ограничены.

Судебная риторика



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Риторический аргумент содержит предложение, положение и доводы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Риторический аргумент содержит предложение, положение и доводы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)