Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация учёта основных средств.



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Организация учёта основных средств. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Всоответствии с положениями учётной политики ООО «Реаконт» на 2009 год (Приложение 8) учёт основных средств на предприятии ведётся в соответствии с положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01),утверждённым приказом Минфина России от 30.03.01. г. № 26н.

В ООО «Реаконт» основные средства приходуются и учитываются в течение всего времени нахождения на предприятии по первоначальной стоимости. Так машины, оборудование, инвентарь приобретаемые, а также изготовляемые в мастерских предприятия и учитываемые в составе основных средств, отражаются в оценке, равной фактической сумме затрат на приобретение или изготовление, включая все расходы по доставке, монтажу и установке.

Поступление объектов основных средств в ООО «Реаконт» оформляется Актом о приёме – передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Приложение 9). Акт составляется в одном экземпляре на каждый объект, членами приёмочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации (Приложение 10). Акт после его оформления с приложенной технический документацией, относящийся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Введение в эксплуатацию объекта основных средств в ООО «Реаконт» оформляется специальным приказом руководителя организации (Приложение 11).

При оформлении внутреннего перемещения основных средств в ООО «Реаконт» используется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (Приложение 12). Она выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения – сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передаётся в бухгалтерию, второй – структурному подразделению – сдатчику.

Приёмка основных средств, поступивших после ремонта, в ООО «Реаконт» оформляется актом приёма – сдачи отремонтированных объектов основных средств (Приложение 13).

Если ООО «Реаконт» ремонтирует объект самостоятельно, то заполняют один экземпляр акта.

Если работы по ремонту выполняет подрядная организация, то акт приёма – сдачи составляют в двух экземплярах:

- один остаётся в бухгалтерии ООО «Реаконт»;

- второй передаётся фирме – подрядчику.

Акт подписывают члены приёмочной комиссии. Утверждает акт руководитель ООО «Реаконт».

После того как оформлен акт, его передают в бухгалтерию ООО «Реаконт». На основании акта бухгалтер отражает в учёте затраты на ремонт.

Учёт затрат на объекты, которые в последствии будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, осуществляется ООО «Реаконт» на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Аналитический учёт по счёту 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведётся по затратам, связанным с приобретением основных средств, отдельно по каждому приобретаемому объекту основных средств.

 С момента государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в бухгалтерском учёте производится запись по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Так, в январе 2008 года ООО «Реаконт» приобрело по договору купли – продажи легковой автомобиль ВАЗ – 21001. Согласно договору стоимость автомобиля – 120 000 руб. (в том числе НДС – 18305 руб.). За регистрацию автомобиля в ГИБДД (проведение технического осмотра, получение свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков) было заплачено 700 руб. Бухгалтер ООО «Реаконт» оформил поступление данного объекта основных средств записями, представленными в Таблице 2.

                                                                                                              

                                                                                                               

 

 

                                                                                                             Таблица 2

Бухгалтерские записи по поступлению объекта основных средств

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет кредит
1 Оплачен счёт поставщика за автомобиль 60 51 120 000
2 Оприходован автомобиль на балансе организации (без НДС) 08 60  101 695
3 Учтена сумма НДС согласно счёту – фактуре продавца 19 60 18 305
4 Выданы из кассы деньги подотчётному лицу для оплаты регистрационных сборов 71 50 700
5 Плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости автомобиля 08 71 700
6 Автомобиль введён в эксплуатацию 01-1 08 102 395

 

 

В соответствии с требованиями Федерального Закона “О бухгалтерском учёте” для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в ООО «Реаконт» проводится инвентаризация основных средств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Для проведения инвентаризации основных средств в ООО «Реаконт» издаётся приказ руководителя организации о проведении инвентаризации (Приложение 14). В приказе утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации. Документ должен регистрироваться в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Однако в ООО «Реаконт» данная книга не ведётся.

В ООО «Реаконт» инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.

До начала работы комиссия проверяет наличие оформленных на момент инвентаризации последних отчётов о движении основных средств и соответствующих приходных и расходных документов.

Материально ответственные лица подтверждают (дают расписку) полноту представления инвентаризационной комиссии всех приходных и расходных документов на имущество и достоверность указанных в них сведений. Содержание расписки включается в заголовочную часть инвентаризационной описи.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчёту (или реестрам), на основании которых в бухгалтерии определяются учётные остатки имущества к началу инвентаризации.

Далее члены комиссии описывают имущество. Проверка осуществляется сплошным методом, то есть осматриваются и пересчитываются все основные средства при обязательном участии материально ответственных лиц.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет также наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты.

Для учета результатов инвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационная опись (Приложение 15).

Основные средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. В инвентаризационные описи заносится полное наименование объекта основных средств, год поступления объекта, назначение, инвентарный номер и основные технические или эксплуатационные характеристики.

Инвентаризационная опись основных средств составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению объектов.

В конце описей материально ответственные лица или лица, за которыми закреплена ответственность за сохранность объектов основных средств, расписываются, подтвердив тем самым факт проведения проверки в их присутствии, а также отсутствие претензий к членам комиссии и принятие объектов, перечисленных в инвентаризационной описи, на ответственное хранение.

Опись, подписанная комиссией и материально ответственными лицами

передается в бухгалтерию, где сопоставляется с данными бухгалтерского учета, которые также заносятся в инвентаризационную опись.

По фактам образования излишков или недостач объектов основных средств комиссия получает подробные объяснения от ответственных лиц.

На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель, и главный бухгалтер организации Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерскую службу организации, где их хранят не менее 5 лет

В результате проведения в декабре 2009 года инвентаризации основных средств излишков и недостатков не обнаружено, данные бухгалтерского учета совпадают с фактическим наличием основных средств.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств в ООО «Реаконт» для целей бухгалтерского учета регулируется ПБУ 6/01 (раздел III).

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств в ООО «Реаконт» начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету и до полного погашения стоимости объекта основных средств либо списания этого объекта с бухгалтерского учета и не приостанавливается в течение срока его полезного использования.

Начисление амортизации в ООО «Реаконт» приостанавливается на период капитального ремонта основных средств

В ООО «Реаконт» для целей бухгалтерского учета амортизация основных средств определяется ежемесячно линейным способом, который предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

ООО «Реаконт» приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка -120 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет.

При использовании линейного способа начисления амортизации ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Сначала в бухгалтерии ООО «Реаконт» определяют годовую норму

амортизации. Для этого первоначальную стоимость станка принимают за 100%, тогда годовая норма амортизации составляет 20% (100% / 5). Следовательно, годовая сумма амортизации по станку составляет 24 000 руб. (120 000 руб. х 20%).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составляет 2 000 руб.

(24 000 руб. /12 мес.).

Для учета амортизации основных средств на предприятии используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете ООО «Реаконт» по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.

Таким образом, ежемесячно, начиная с апреля 2008 года в течение 5 лет, бухгалтер ООО «Реаконт» будет делать проводку:

- Дебет 20 Кредит 02 - 2000 руб. - начислена амортизация станка за отчетный месяц.

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации в учёте ООО «Реаконт» списывается со счёта 02 «Амортизация основных средств» в кредит счёта 01 «Основные средства» субсчёт «Выбытие основных средств». Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

Каждый квартал на предприятии составляется сводная ведомость начисления амортизационных отчислений в разрезе амортизационных групп.

Налоговый учёт амортизационных отчислений на предприятии не организован.

В ООО «Реаконт» выбытие основных средств за последние годы происходило вследствие непригодности для дальнейшей эксплуатации из-за физического износа.

Для осуществления списания основных средств в ООО «Реаконт» создаётся комиссия, назначенная руководителем предприятия. Она проводит непосредственный осмотр каждого объекта, подлежащего списанию, используя при этом техническую документацию, а также данные бухгалтерского учёта и устанавливают факт его непригодности к восстановлению и дальнейшему использованию; устанавливают конкретные причины списания объекта; выявляют лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, если таковые имеются.

Списание основных средств вследствие ликвидации на предприятии оформляется Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (Приложение 16). В акте указывают наименование объекта основных средств, его инвентарный номер, дата принятия к учёту, первоначальная стоимость, сумма износа и остаточная стоимость.

Для отражения операций по выбытию и списанию основных средств в ООО «Реаконт» используют счёт 01 субсчёт 02 «Выбытие основных средств».

Например, в феврале 2010 года предприятие продало принадлежащий ей грузовой автомобиль за 120 000 руб. (в том числе НДС- 18 305 руб.).

Первоначальная стоимость автомобиля -120 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи -40 000 руб.

Расходы по снятию автомобиля с учёта в ГИБДД составили 1 000 руб.

Для оформления данной операции бухгалтер ООО «Реаконт» оформил бухгалтерские записи, представленные в Таблице 3.

Аналитический пообъектный учёт основных средств ведётся бухгалтерской службой организации на инвентарных карточках учёта основных средств (Приложение 17), которые составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.

Заполнение инвентарных карточек на предприятии производится на основе Акта о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.

                                                                                                                Таблица 3

  Бухгалтерские записи по учёту выбытия объекта основных средств

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет кредит
1 Отражена задолженность покупателя за автомобиль  76 91-1 120 000
2 Поступила на расчётный счёт оплата автомобиля 51 76  120 000
3 Начислен НДС с выручки от реализации автомобиля 91-2 68-1 18 305
4 Списана первоначальная стоимость автомобиля 01-2 01-1 120 000
5 Списана остаточная стоимость автомобиля 02 01-2 40 000
6 Автомобиль введён в эксплуатацию 91-2 01-2 80 000
7 Списаны расходы по снятию автомобиля с учёта в ГИБДД 91-2 71 1 000

 

В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту основных средств, указываются документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки в ООО «Реаконт» составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии предприятия.

Аналитический учёт движения основных средств в ООО «Реаконт» ведётся в журнале учёта основных средств. Учёт ведётся по группам. В журнале на каждую группу отводится отдельный лист, где указано наименование, год поступления и стоимость. Далее показаны обороты за каждый месяц. Основанием для занесения в журнал данных служат первичные документы.

Синтетический учёт основных средств в ООО «Реаконт» ведётся в Журнале-ордере №13, который предназначен для учёта кредитовых оборотов по счёту 01 «Основные средства». Обороты по кредиту счёта 01 «Основные средства» записываются в журнале-ордере №13 непосредственно на основании первичных бухгалтерских документов.

 

 2.3. Отражение информации об основных средствах в бухгалтерской

Отчетности.

Информация о наличии основных средств в ООО «Реаконт» отражается в бухгалтерском балансе по строке 120, в которой отражается стоимость имущества, учет которого ведется на счете 01 "Основные средства" за вычетом начисленной амортизации по основным средствам, учтенной на счете 02 "Амортизация основных средств".

Так по состоянию на 31 декабря 2007 года в бухгалтерском учете предприятия числятся основные средства, первоначальная стоимость которых равна 27550 тыс. руб. Общая сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации основных средств, составила 6792 тыс. руб. Таким образом, в бухгалтерском балансе предприятия по строке 120 на конец 2007 года была сделана запись 20758 тыс. руб. (27550 - 6792).

Таким образом, сведения об основных средствах в балансе приведены по остаточной стоимости и в целом по аналитическим счетам. Расшифровка этих данных в ООО «Реаконт» осуществляется в форме N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу  в разделе 2 «Основные средства». В данной форме данные об основных средствах отражаются более детально - по группам или отдельным их видам в балансовой оценке, а также с указанием сумм начисленной амортизации.

Кроме того, в Приложении к бухгалтерскому балансу по основным средствам раскрывается информация об их движение за отчетный период. То есть показывается их наличие на начало отчетного года, поступление и выбытие в течение года, а также выводится сальдо на конец отчетного года.

Раздел "Основные средства" Приложения к бухгалтерскому балансу

состоит из двух таблиц.                   .

В первой таблице отражается информация о первоначальной стоимости всех объектов основных средств, принадлежащих организации на праве собственности.

При этом предусмотрена расшифровка объектов основных средств по их группам: 1) здания; 2) сооружения и передаточные устройства; 3) машины и оборудование; 4) транспортные средства; 5) производственный и хозяйственный инвентарь; 6) рабочий скот; 7) продуктивный скот; 8) многолетние насаждения; 9) другие виды основных средств; 10) земельные участки и объекты природопользования; 11) капитальные вложения на коренное улучшение земель.

Кроме того, Приложение к бухгалтерскому балансу отражает стоимость объектов основных средств на начало отчетного года (столбец 3), их поступление в течение отчетного года (столбец 4), стоимость выбывших в течение отчетного года объектов основных средств (столбец 5), а также стоимость объектов основных средств на конец отчетного года (столбец 6).

По строке 140 "Амортизация основных средств - всего" другой таблицы отражается общая сумма амортизации по всем объектам основных средств организации. В последующих строках расшифровываются эти суммы. При этом отдельно приводят расшифровку сумм начисленной амортизации по группам основных средств: зданиям и сооружениям, машинам, оборудованию и транспортным средствам, а также по другим объектам.

Кроме того, в Приложении к бухгалтерскому балансу отражают стоимость основных средств, сданных в аренду, переведенных на консервацию, полученных в аренду.

Также отдельной строкой отражается стоимость объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации.

Раздел "Основные средства" также содержит справочную информацию о переоценке основных средств, ее результатах и изменении стоимости в

результате достройки, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации.

Так, строка 171 отражает сумму изменения (увеличения или уменьшения) балансовой (первоначальной, восстановительной) стоимости основных средств в результате их переоценки. Данная строка заполняется на основе данных дебетовых оборотов по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал" по кредиту. В случае если в результате переоценки основных средств их стоимость уменьшилась, то сумма уценки по строке 171 отражается в круглых скобках.

Аналогично заполняется строка 172 "Амортизации", которая отражает сумму дебетовых оборотов по счету 83 "Добавочный капитал" в корреспонденции со счетом 02 "Амортизация основных средств" по кредиту.

Отдельной строкой отражается сумма изменения стоимости объектов основных средств, которые подвергались достройке, дооборудованию, модернизации или частичной ликвидации.

Заполненный раздел «Основные средства» формы N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» ООО «Реаконт» за 2009 год представлена в (Приложении 18).

 Таким образом, на основании проведенного анализа организации бухгалтерского учета основных средств и раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности можно сделать вывод о том, что в целом данный раздел учета в ООО «Реаконт» соответствует нормативным требованиям. В качестве недостатков учета следует отметить отсутствие установленного графика документооборота по учету движения объектов основных средств, низкий уровень контроля за сохранностью объектов основных средств (инвентаризация проводится один раз в три года) и отсутствие на предприятии налогового учета амортизационных отчислений, что затрудняет формирование показателей для расчета налога на прибыль.

 

 



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Организация учёта основных средств. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация учёта основных средств.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)