Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Констатирующий эксперимент



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




Вооружая учащихся знаниями и умениями защищать себя от манипулирования сознанием средствами массовой информации, учителя в своей работе используют целый ряд интересных методических приемов.

А. Постановка учащихся в ситуацию самостоятельного поиска информации, используя средства массовой информации и библиотеку школы как информационный центр. Использование этого метода позволяет не только разрешить старое противоречие, заключающееся в необходимости включения новых научных знаний в контекст базового образования и невозможностью расширения учебных программ из-за значительной перегрузки учащихся.

Данный методический прием может иметь несколько разновидностей, отличающихся друг от друга степенью самостоятельности учащихся в поиске выхода из ситуации, которую создал учитель. Так, в начальных классах основное внимание уделяется обучению работе с учебником как основным источником знаний. Учитель уже в первом классе знакомит маленьких учеников со структурой учебника, его основными составляющими: обложка, титульный лист, выходные данные, текст, внетекстовые компоненты (рисунки, таблицы, фотографии, схемы и т.д.), аппарат ориентировки и организации усвоения знаний. При этом внимание учащихся неоднократно акцентируется на необходимость бережного отношения к книге вообще и учебной книге в частности. С более старшими школьниками используются другие методические приемы, но и они неразрывно связаны с теми учебными предметами, которые в данном классе изучают учащиеся. Например, средства массовой информации на уроке географии становятся не только средством передачи учебной информации, но и средством обучения правильному обращению с книгой, журналом, газетой. Ознакомление с правилами строится в форме диалога: учитель просит учащихся обосновать каждое из правил, приводя примеры из собственного опыта работы с газетами и журналами, которые были испорчены другими читателями.

В курсе общей биологии учащимся неоднократно приходится обращаться к различного рода изданиям, содержащим информацию, которой нет в школьном учебнике. Особенно часто такие обращения происходят при изучении разделов «Экология», «Происхождение жизни на Земле» и др. Когда учитель объясняет учащимся, что необходимые для качественной подготовки к уроку сведения они могут найти в сообщениях средств массовой информации, он не только дает им рекомендательный список газет, журналов, телепередач, сайтов, но и объясняет, как работать с этими средствами массовой информации.

Б. Постановка в альтернативную ситуацию. Суть этого приема заключается в следующем. Учить искусственно создает ситуацию (на уроке, во время разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий), разрешить которую можно разными способами. Выбор способа остается за учеником, но при этом он должен обосновать свои действия. Наиболее часто этот методический прием используется при подготовке к проведению так называемых предметных недель [1] . Если во время, например, недели химии планируется провести вечер занимательной химии для учащихся начальной школы, то учащиеся старших классов должны:

а) написать сценарий вечера;

б) подобрать красивые и эффектные химические опыты, доступные для понимания младшими школьниками;

в) подготовить оформление кабинета, в котором будет проводиться мероприятие;

г) распределить и выучить свои роли.

Решение любой из перечисленных задач складывается из более мелких (частных) задач. Так, подбор химических опытов требует длительной работы со специальной литературой [14; 16], в том числе и по методике преподавания предмета в школе [66]. Каждый учащийся, принимающий участие в подготовке мероприятия, оказывается в ситуации выбора: какой путь избрать, чтобы принести как можно больше пользы для общего дела.

В. Обсуждение прочитанного в газетах и журналах. Как правило, этот методический прием используется на уроках гуманитарно-эстетического цикла (родной и иностранный языки, литература, история, мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство, география и т.п.), но он оказывается эффективным и на уроках естественнонаучного цикла, особенно в тех случаях, когда сообщение содержит научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к произведениям искусства.

Г. Подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Данный методический прием предполагает, что ученик должен самостоятельно подготовить небольшое информационное сообщение, содержащее не только перечисление фактов, но и их оценку. Выбор носителя информации (от обычного листа бумаги до сайта в Интернете) не имеет принципиального значения, хотя современный ученик отдает предпочтение использованию сложных технических средств: фотокамеры, видеокамеры, компьютера. При использовании этого методического приема учитель составляет задание для учащихся таким образом, чтобы в нем тесно переплетались задачи предметного обучения и задачи воспитания. Приведем один пример.

При изучении темы «Жиры» в 10 классе учитель химии предложил учащимся создать антирекламу для маргарина «Rama». Учащиеся работали как индивидуально, так и группами. Наибольший интерес на уроке вызвал небольшой видеофрагмент продолжительностью около 3 минут, в котором учащиеся школы, их родители и учителя выражали свое отношение к этому продукту питания. В конце видеофрагмента на экране появляется специалист в области химической технологии и объясняет, почему маргарин вреден для здоровья человека. Таким образом, использование видеозаписывающей техники позволило не только проверить правильность понимания учащимися химико-технологических процессов, лежащих в основе производства маргарина, но и послужило формированию критического отношения к сообщениям средств массовой информации, в частности — к рекламе.

Изучение работы учителей показало, что в современных условиях воспитательные возможности учебных предметов значительно усиливаются, если в основу учебно-воспитательного процесса положить принцип личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного подхода. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать воспитательные возможности того или иного предмета, служит метод проектов в силу присущих ему интегративных свойств: он объединяет обучение в сотрудничестве и индивидуальную работу. Этот тезис подтверждается и многолетним исследованием, проведенным В. В. Копыловой. Так, она пишет, что использование метода проектов «способствует воспитанию духовности, нравственности, таких личностных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, ответственность» [45, с. 9].

Хотя член-корреспондент Российской академии образования профессор И. Л. Бим [18] склонна связывать положительные результаты использования метода проектов в обучении новому поведению с уроками иностранного языка, мы придерживаемся мнения, что его использование возможно при обучении любому предмету, т.к. при этом происходит интеграция школьников в различные среды (социальные, языковые, культурные и т.д.), социализация личности школьников, приобретение ими культурных традиций своего народа, развитие коммуникативной компетенции во всех видах деятельности. Все это придает воспитанию личностно-ориентированный характер. Как доказательство приведем опыт организации проектной деятельности, направленной на формирование нового поведения, в Октемской гимназии, но сначала дадим краткую характеристику школы, т.к. это важно для понимания инновационного опыта.

Школа находится в Восточной Сибири, в поселке Чапаево Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), т.е. на достаточно большом удалении от промышленных и культурных центров России. Вместе с тем это один из богатейших регионов России, т.к. здесь находится крупнейшее в мире месторождение алмазов. Школа входит в сеть так называемых «президентских школ», т.е. школ, работа которых контролируется непосредственно президентом Республики Саха (Якутия). Этим объясняется прекрасная оснащенность школы современными средствами обучения. Школьный комплекс, рассчитанный на 150 учащихся, включает в себя:

а) школьное здание, в котором проводится основная учебная работа;

б) центр интеллектуального развития, предназначенный для внеклассной и внешкольной воспитательной работы с использованием современных средств передачи информации (Интернет, телевидение и т.д.);

в) здание физико-математического форума «Ленский Край» [2] ; в котором проходит подготовка наиболее одаренных учащихся всей республики по математике, физике и информатике;

г) школьный музей, который располагается в здании школы, построенном в 1850 г.;

д) оранжерея для биологических опытов школьников (продолжительность лета в этом регионе России составляет 2 месяца, в остальное время года средняя температура воздуха около -30оС);

е) здание гостиницы на 150 мест, в которой проживают учащиеся из других улусов (районов) республики, а также преподаватели из других регионов России.

Ведущим средством воспитания школьников в этой школе является кабельное телевидение, осуществляющее вещание на село Октемцы и поселок Чапаево. Все передачи готовятся и проводятся учащимися школы, при этом их роли постоянно меняются: один и тот же ученик в одной передаче является автором сценария, в другой — телеоператором, в третьей — редактором и т.д. Роль учителей состоит в обучении школьников работе с аппаратурой и информацией. Сюжеты для информационных сообщений выбираются из событий ближайшего окружения школьников, поэтому в телепередачах более 70% времени посвящены школьным новостям и около 25% новостям населенных пунктов, на которые ведется вещание. Понятно, что никому из школьников не хочется оказаться в объективе телекамеры в качестве отрицательного персонажа. По наблюдению учителей, введение регулярных телепередач способствовало сокращению различных проступков и правонарушений не только среди учащихся, но и среди жителей двух населенных пунктов.

Посмотрим на данную ситуацию с точки зрения мотива. Понятием «мотив» обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступков и поведения человека. Мотив — это желание удовлетворить какую-либо потребность. «Мотив в обучении — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [51, с. 15].

В повседневной практике школы создание мотивационных ситуаций, как правило, сводится к внешним приемам, направленным на повышение активности учащихся. В этом случае под мотивом понимают методический прием, наглядное пособие. Но предмет, объективная ситуация станут внутренним импульсом, идущим от объекта информационного воздействия, если они вызовут личностное отношение объекта к данному предмету, ситуации, в общем случае — к воспринимаемой информации. Отсюда следует неизбежный вывод о неправомерности отождествления мотивации с внешними воздействиями, будь то материальное (предмет) или идеальное (слово). Эти воздействия точнее было бы назвать стимулами, которые являются внешней, а не внутренней побудительной причиной к действию вообще и информационному взаимодействию в частности.

Новый предмет, новая задача стимулируют потребность в их познании. Но «действие этого стимула недолговечно, поскольку как только новый предмет становится привычным, а задача получает свое решение, они перестают быть стимулами к познанию. Мотивы деятельности гораздо устойчивее, и поэтому формирование положительной мотивации является одной из важнейших задач. Мотив как внутренний порыв к познанию непознанного является самым мощным инструментом, направляющим деятельность школьника» [35, с. 67]. Добавим к этому мнение Дж. Брунера, который писал, что внутренняя мотивация — «это обаяние неопределенности, воздействующее таким образом, что ребенок прилагает собственные усилия для того, чтобы овладеть этой неопределенностью» [25, с. 13].

Д. Использование информационных ресурсов Интернета. В основе этого методического приема лежит стремление школьников к овладению новыми техническими средствами передачи информации и, прежде всего компьютером и компьютерными сетями. Е. В. Якушина отмечает, что «школьники имеют высокую мотивацию на овладение техническим средством, предоставляющим широкие возможности коммуникативного общения. Но при взаимодействии учащихся с информацией существуют следующие субъективные и объективные факторы:

а) информация в Интернете малодостоверна и хаотична; ее достоверность часто не представляется возможным проверить, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями;

б) школьник мало подготовлен к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Он, зачастую, самостоятельно интерпретирует полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность» [89, с. 3 – 4].

Одновременно следует отметить высокий воспитательный потенциал «Всемирной паутины», даже тех ее сайтов, которые доставляют недостоверную информацию. Этот потенциал реализован в виде конкретных дидактических функций в работе учителей Октемской школы, лицея № 1 г. Петрозаводска (Республика Карелия) и ряда московских школ. Работа строится по тому же принципу, что и использование кабельного школьного телевизионного канала.

Из всех средств массовой информации и коммуникации только Интернет объединяет в себе одновременное использование всех выявленных нами методических приемов применения средств массовой информации в целях воспитания.

На основе полученных данных была разработана система воситания учащихся, основанная на использовании сообщений средств массовой информации как источника знаний и на использовании самих средств передачи информации как средства обучения и воспитания. Экспериментальная проверка проводилась во время формирующего эксперимента.



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Констатирующий эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)