Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.

Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей. Процесс обращения товаров во многих случаях складывается из двух стадий оптовой и розничной реализации. Оптовый товарооборот по своей экономической сущности представляет собой процесс продажи товаров производственными или торговыми (опто­выми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления. На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной экономической функции торговли — доведения товаров от производства до потреби­телей с целью удовлетворения их платежеспособного спро­са и получения собственной прибыли.

В период плановой, административной системы управ­ления народным хозяйством в стране существовала развет­вленная система оптовых контор, баз, холодильников, го­сударственной торговли, размещенных преимущественно в республиканских, краевых и областных центрах и осуще­ствлявших оптовую реализацию различных групп продо­вольственных и непродовольственных товаров.

Потребительская кооперация в широких масштабах вела внутрисистемную оптовую торговлю через оптовые базы и склады потребительских обществ, райпотребсоюзов, обла­стных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центро­союза СССР.

Оптовые предприятия этого периода представляли со­бой главенствующие звенья торговой отрасли, осуществ­лявшие функции централизованного распределения товар­ных ресурсов, планового прикрепления покупателей к по­ставщикам, директивного установления уровня оптово-сбытовых и дополнительных скидок, доли торговых скидок в пользу опта, а также определявшие пути и звенность то­вародвижения и другие важные элементы торговой деятельности. Работе оптовых баз дорыночного периода были присущи такие черты, как административная гарантированность оптового сбыта основной массы товаров при от­сутствии какой-либо конкуренции между оптовиками, не­зависимость опта от розничной торговли и его главенствующая роль в поставках товаров как держателей товарных ((зондов. Рыночные условия превратили оптовые предприятия в равноправного субъекта рыночных отношений, вынуж­денного искать свою нишу на товарном рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка государственная и кооперативная оптовая торговля оказались совершенно неподготовленными. В свя­зи с этим последовал распад единой системы государствен­ной оптовой торговли, преобразование государственных оптовых контор и баз в предприятия с различными форма­ми собственности и различных организационных структур, • разрушение сложившихся внутрисоюзных хозяйственных связей, привычных схем товародвижения, традиционных форм и методов оптовой торговли. Оптовая торговля потре­бительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии — многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети.

Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предприя­тия были вынуждены не только существенно изменять свои функции и методы оптовой деятельности, но и заняться новой для них деятельностью (розничной торговлей, произ­водством, сдачей складских помещений в аренду и т. п.), менять сложившуюся товарную специализацию, админист­ративно-территориальные рамки сфер приложения своих сил, внедрять новые .формы организации оптовой торгов­ли — оптовые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые посредники и т. д.

Совершенствование оптовой торговли в рыночных ус­ловиях, четкое и продуманное выполнение ею своих функ­ций усиливают стимулы к производству, способствуют ре­шению проблем, восстановлению федеральных и региональ­ных хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внут­ренней торговли страны.

По отношению к клиентам покупателям оптовые пред­приятия должны выполнять следующие функции:

· оценка потребностей и спроса;

· преобразование промышленного ассортимента в тор­говый;

· хранение товарных запасов; Ф кредитование;

· концентрация товарной массы;

· информационное и консалтинговое обслуживание.

По отношению к клиентам-поставщикам функции оп­товой торговли должны состоять в следующем:

· концентрация коммерческой деятельности;

· поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

· инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

· минимизация коммерческого риска;

· маркетинговое обслуживание.

От того, как оптовые звенья будут выполнять, указан­ные функции, в значительной степени будут зависеть и сти­мулы к производству товаров, решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по Доставкам товаров.

Целями развития оптовой торговли в рыночной эконо­мике являются:

создание развитой структуры каналов товародвиже­ния, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;

мобилизация денежных ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.

Особенности развития внутренней торговли и необходимость решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах, развитие региональных, межрегиональных и фе­деральных хозяйственных связей в сфере оптовой торгов­ли предопределили следующие перспективные формы орга­низации оптовых предприятий:

крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов (оптовые предприятия первого уровня);

оптовые предприятия регионального уровня (опто­вые предприятия второго уровня).

Покупателями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации второго уровня, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия. На основе деятель­ности оптовых предприятий первого уровня формируются структуры каналов товародвижения для крупных российс­ких производителей и создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок хорошо зарекомендовав­ших себя отечественных поставщиков товаров.

К числу межрегиональных предприятий могут быть отнесены те из них, которые в силу географических особенностей страны осуществляют досрочный завоз товаров (в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.) в це­лях организации бесперебойного снабжения населения этих регионов необходимыми для их жизни товарами.

К первой группе предприятий следует отнести также оптовые структуры, сосредоточенные в исторически сло­жившихся центрах производства таких товаров, как тек­стиль, хрусталь, керамика и т. п. Поскольку развитие про­изводства в этих регионах неравномерно, оптовые струк­туры должны обеспечивать требуемую ритмичность про­цесса товародвижения.

Оптовые структуры федерального уровня должны вы­ступать гарантами государственной стабильности потреби­тельского рынка. На их основе могут формироваться круп­ные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения.

В связи с особенностями их деятельности товарный ас­сортимент этих оптовых структур должен формироваться

с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потреб­ностей в товарах труднодоступных территорий (закупка по государственным контрактам).

Однако основным звеном оптовой торговой системы дол­жны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. Эти оптовые организации закупают товары у опто­вых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны и доводят до предприя­тий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. К ним относятся и дистрибьютеры.

Дистрибьютер — фирма, осуществляющая сбыт на ос­нове оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции и оказывающая марке­тинговые и посреднические услуги. Это относительно круп­ная фирма, располагающая собственными складами и уста­навливающая длительные контрактные отношения с про­мышленниками. Наряду с независимыми оптовыми струк­турами в стране должны функционировать так называемые зависимые региональные оптовые структуры, которые со­здаются в виде сбытовых подразделений местных промыш­ленных предприятий, оптовых предприятий потребитель­ской кооперации, оптовых структур местных крупных роз­ничных организаций и др.

Помимо оптовых предприятий первого и второго уров­ней, а также указанных выше различных оптовых торго­вых систем и организаций, действующих как самостоятель­ные хозяйствующие субъекты и осуществляющих полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом к ним пра­ва собственности на товар, на товарном рынке страны дей­ствуют еще два вида посреднических оптовых структур (оптовых посредников):

* посреднические оптовые структуры, осуществляю­щие свою деятельность, как правило, без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, ди­леры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);

* организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций с товарами, но предоставля­ющие необходимые услуги для их проведения {оптовые яр­марки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др,).

В условиях рыночной экономики в сфере оптовой дея­тельности самостоятельное значение приобретают оптовые посредники. Рассмотрим оптовую деятельность некоторых из них.

Брокерская фирма — предприятие, оказывающее по­среднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и за­рубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на обширной бирже. Действует по поручению и за счет кли­ентов» получая от них за это вознаграждение в виде маржи.

Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществ­ляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, ва­лют и ценных бумаг.

Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению про­изводителей готовой продукции и др. Интеграция и специа­лизация оптовых посреднических структур сопровождает­ся организацией складского обслуживания, развитием склад­ской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой.

Опыт деятельности зарубежных оптовых посредников показывает, что приоритетное место в их работе занима­ют дополнительные услуги, особенно логистического и транспортно-экспедиционного характера, объем которых постоянно возрастает.

Важным посредническим элементом в закупочной дея­тельности являются организаторы оптового товарооборо­та — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, опто­вые рынки и другие предприятия, Основная задача этих структур — создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

Организация торговой деятельности товарных бирж, оптовых ярмарок и рынков, аукционов и других предприя­тий рассматривается в следующих главах учебника.

Из указанных выше трех видов оптовых структур ос­новными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные оптовые предприятия (организа­ции), специализированные на оптовой торговой деятельно­сти. Они могут реализовывать как отдельные группы това­ров, так и товары универсального ассортимента, а также использовать различные методы оптового обслуживания клиентов и предоставлять им оптовые услуги разных ви­дов. На долю этих оптовых структур может приходиться примерно 50—60% оптового товарооборота потребительс­ких товаров.



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)