Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Договор перевозки в туризме



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Тема 8. Договор перевозки в туризме 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Значение перевозки в туризме. Нормативные акты, регулирующие перевозку пассажиров (туристов). Договорные отношения между туроператором и перевозчиком

2. Договорные отношения перевозчика (туроператора) с пассажирами (туристами).  

1. Основная роль туроператора как участника предпринимательской деятельности заключается в организации туристских путешествий. Эта деятельность состоит в заключении различных по своей природе сделок с транспортными, гостиничными и иными организациями. Эти организации впоследствии исполняют обязательства туроператора перед туристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключения таких сделок - возможность туроператора от своего имени предлагать туристское обслуживание лицам, с которыми у него заключены соответствующие договоры (то есть туристам).

При организации туров актуальным для туроператора становится вопрос доставки туристов к месту отдыха и обратно, а потому одной из предлагаемых им услуг является перевозка. Перевозку пассажиров (в том числе и туристов) регулируют следующие нормативные акты:

1) Гражданский кодекс РФ (гл. 40).

2) Транспортные уставы и кодексы:

- Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) от 19.03.1997 (ред. от 18.07.2009);

- ФЗ от 10.01.2003 Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ - ред. от 23.07.2008);

- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) от 17.03.2001 (ред. от 27.12.2009); 

- Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 (ред. от 18.07.2009);

- ФЗ от 08.11.2007 Устав автомобильного транспорта РФ (УАТ).

3) Иные федеральные законы (например, ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ»).

4) Правила перевозки на отдельных видах транспорта:

- Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Министерства Транспорта РФ от 28.06.2007 № 82);

- Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111);

- Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 №72);

- Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 №676);  

- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112);

- Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 №18);

- Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ 26.07.2002 №30);

- Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ (утв. первым заместителем Министра Транспорта РФ 29.09.1997).

  Вообще транспортным средством признается объект для транспортировки пассажиров, грузов, почты, багажа. В транспортную систему России в настоящее время входят следующие виды транспрта:

- железнодорожный;

- речной (внутренний водный);

- морской;

- автомобильный;

- воздушный.

  Роль туроператора при организации и осуществлении перевозок может проявляться в двух формах:

1) Он может не являться непосредственным исполнителем услуги по перевозке, оставаясь при этом ответственным за исполнение всех услуг, включая эту.

2) Он может выступать непосредственным исполнителем услуги по перевозке, одновременно являясь лицом, ответственным за предоставление всего туристского обслуживания;

   Для самостоятельного выполнения перевозки туристов туроператор должен удовлетворять требованиям, предъявляемым отечественным законодателем к перевозчикам (например, в необходимых случаях иметь лицензию, сертификат эксплуатанта).

Все же в практике туристского бизнеса чаще возникают ситуации, когда туроператор самостоятельно не выполняет перевозку туристов. В таком случае он вынужден заключать договоры с лицами, которые будут оказывать эту услугу вместо него, тем самым, исполняя его обязательство перед туристами в соответствующей части договора. В данном случае будет действовать модель договора в пользу третьих лиц (то есть туристов).

   В настоящее время для регламентации отношений, связанных с организацией перевозок туристов, чаще всего используется договор фрахтования. Сущность договора фрахтования раскрывается в ст. 787 ГК РФ.Данный договор (его еще называют договор чартера) представляет собой соглашение, по которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

   Понятие фрахтования формулируется также в транспортных уставах и кодексах. Так, например, в соответствии со ст.104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

*определение, данное в ГК РФ, более точно отражает природу договора фрахтования

   Фрахтование является разновидностью договора перевозки, так как у них единый предмет, а именно – услуга по перевозке пассажира, багажа, груза.

   Законодатель выделяет два основных условия выполнения чартерных рейсов:

1. В качестве фрахтователя не может выступать пассажир (он является третьим лицом, потребителем услуги);

2. Осуществление чартерных перевозок регулируется ГК РФ, а также транспортными уставами и кодексами (как и регулярные перевозки).

   Основные отличия чартерного рейса от регулярного:

1) чартерный рейс выполняется конкретно-определенное количество раз, определенное в договоре фрахтования (то есть он нерегулярен);

2) стоимость перевозки чартерным рейсом, как правило, ниже стоимости регулярной перевозки (на перевозки, осуществляемые в соответствии с договором фрахтования, могут устанавливаться договорные цены; на регулярных перевозках государством устанавливаются тарифы). Это привлекает предприятия туристского комплекса.

3) в чартере стороны заранее оговаривают, в каком именно транспортном средстве (его части) будет размещен перевозимый объект, при обычной перевозке данный вопрос решается перевозчиком самостоятельно.

   Договор фрахтования заключается между заказчиком и перевозчиком, однако порождает возникновение договорных отношений между перевозчиком и пользователями транспортного средства, на которых полностью распространяются правила перевозчика, в том числе, и в части ответственности. Подобные договоры заключаются не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя. Договор фрахтования следует рассматривать вместе с договором по туристскому обслуживанию. Связующим элементом этих договоров является туроператор, который, выступая в роли фрахтователя, за определенную плату выполняет загрузку транспортного средства с целью осуществления перевозки туристов, с которыми он планирует заключать договоры по туристскому обслуживанию.

Стороны, выполняющие перевозку по договору фрахтования:

- фрахтовщик (транспортная компания);

- фрахтователь (туроператор).

   Пассажир-турист в данном случае выступает как третье лицо, для перевозки которого фрахтовщик и фрахтователь заключают договор фрахтования. Статья 787 ГК РФ оставляет за пределами регулирования многие вопросы, в том числе касающиеся взаимоотношений фрахтователя и пассажиров. По мнению большинства юристов, что указанные отношения могут быть урегулированы с помощью договора о реализации турпродукта.

   Договор фрахтования должен быть заключен в письменной форме (чартерные проформы). Чартер, в отличие от обычного договора перевозки не является договором присоединения. Это означает, что фрахтователь имеет возможность повлиять на условия договора (например, сроки подачи судна, маршрут его следования, размер фрахта).

   Необходимо отличать договор фрахтования от агентского договора (в практике туристского бизнеса они часто смешиваются).

   Сходства:

- в обоих случаях (договорах) турфирмой резервируется определенное количество мест (вместимости) транспортного средства для туристов;

   Отличия:

1) Ф: предметом договора фрахтования (как разновидности договора перевозки) являются услуги по доставке туристов к месту отдыха;

А: предметом агентского договора является осуществление деятельности, связанной с бронированием и (или) продажей билетов;

2) Ф: турфирмой резервируется вместимость транспортного средства с целью перевозки туристов;

А: турфирмой бронируются конкретные места на транспорте для туристов (как правило, на регулярных рейсах), то есть осуществляется текущий заказ конкретных мест на транспорте;

3) Ф: фрахтователь (туроператор) действует по отношению к фрахтовщику от своего имени, также он действует еще и за свой счет, внося предварительную плату за вместимость судна, в котором он планирует разместить туристов;

А: турфирма (как агент) действует от имени транспортной компании и за ее счет;

4) Ф: туроператор приобретает право самостоятельно формировать загрузку транспортного средства, не указывая конкретных мест туристам, но не превышая объема вместимости транспортного средства.

А: турфирма бронирует конкретные места транспортного средства на определенном рейсе (маршруте).

5) Ф: перевозка туристов продолжает связывать туроператора и туристов, поскольку, туроператор несет ответственность за оказание всех услуг, входящих в туристское обслуживание.

6) А: роль агента, добросовестно исполнившего свои обязанности, связанные с бронированием и (или) продажей билетов, этим исчерпывается, а дальнейшие взаимоотношения строятся уже между туристом и авиатранспортным предприятием.

   К договору перевозки по своей природе близок договор аренды транспортного средства. В соответствии с ним арендатору во временное владение и пользование за плату предоставляется транспортное средство с оказанием услуг по технической эксплуатации и управлению или без оказания такого рода услуг.

   По данному договору в аренду передается такое транспортное средство, владение и пользование которым требует специальных навыков по технической эксплуатации и управлению. Управление и техническая эксплуатация могут осуществляться в зависимости от вида договора арендатором или арендодателем. Однако в любом случае требуется квалифицированное управление или эксплуатация с помощью экипажа.

   Существует два вида договора аренды транспортного средства:

1. С экипажем (с предоставлением услуг по технической эксплуатации и управлению – см. ст. 642 ГК РФ)

*на некоторых видах транспорта он называется договор фрахтования судна на время или тайм-чартер -  см. ст. КТМ

2. Без экипажа (без предоставления услуг по технической эксплуатации и управлению - см. ст. 632 ГК РФ)

*он также может называться договором фрахтования судна без экипажа или бербоут-чартером – см.  ст.211 КТМ

Для обоих видов договоров характерно:

- у арендатора нет преимущественного права заключения договора аренды на новый срок;

- договор не подлежит государственной регистрации, он заключается в простой письменной форме, несмотря на то, что некоторые транспортные средства (например, воздушные и морские суда) относятся к объектам недвижимости;

- на арендатора возлагается обязанность по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии, осуществление текущего и капитального ремонта;

- арендатору принадлежит право без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду.   

   Различия в правовом регулировании данных договоров:

- при аренде транспортного средства с экипажем имущество остается во владении у арендодателя. За вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортного средства, отвечает арендодатель как владелец источника повышенной опасности. Если вред причинен по вине арендатора, то арендодатель может к нему предъявить регрессное требование (при этом арендодатель доказывает вину арендатора);

- при аренде транспортного средства без экипажа ответственность несет арендатор как владелец объекта (в том числе и без вины), он выступает как фактический перевозчик. 

   В практике туристского бизнеса, как правило, встречается аренда транспортного средства с экипажем. В данном случае арендатор-туроператор приобретает транспортное средство временное владение и пользование вместе с экипажем, который своими силами оказывает услуги по управлению судном и по его технической эксплуатации.     

    Договор аренды транспортного средства необходимо отличать от договора перевозки. При договоре аренды транспортного средства с экипажем транспортное средство передается в пользование арендатору (аренда + услуги по управлению и транспортировка). При договоре перевозки (фрахтование, чартер) передается лишь вместимость транспортного средства. Перевозчик не оказывает услуги по управлению и технической эксплуатации – эти действия составляют сущность доставки в пункт назначения.   

 

    2. В соответствии с п.1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.      

       Договор перевозки пассажира является:

- взаимным;

- возмездным;

- консенсуальным;

- публичным;

- договором присоединения. 

    Предмет данного договора – оказываемая перевозчиком услуга по доставке пассажира в пункт назначения. При этом обязательство по доставке багажа всегда сопутствует обязательству по доставке его владельца.   

    Договор перевозки багажа:

- взаимный;

- возмездный;

- реальный (в отличие от договора перевозки) – он считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке;

- публичный;

- договор присоединения.

*на некоторых видах транспорта (например, воздушном) установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы.

    К отношениям сторон договора перевозки пассажира (соглашения о перевозке багажа) в части, не противоречащей ГК РФ, а также транспортным уставам и кодексам, применяются нормы Закона «О защите прав потребителей». Например, согласно ст. 3 УЖТ, граждане, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ о защите прав потребителей . Это, в частности, означает, что пассажир вправе предъявить перевозчику требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий договора перевозки.

Документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира (багажа) является билет (багажная квитанция). Эти документы одновременно служат доказательством исполнения пассажиром обязанности по оплате проезда и провоза багажа. В целях безопасности авиа и железнодорожные билеты (на поезда дальнего следования) являются именными, в остальных случаях – предъявительскими. В последнем случае транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке. Билет является не единственным возможным доказательством заключения договора. В определенных случаях функцию билета может выполнять другой документ, например, путевка (см. ст. 97 КВВТ).  

    Перечень прав пассажира при перевозке дан п.3 ст.786 ГК РФ, однако он не является исчерпывающим. Например, пассажир имеет право занять в пути следования свободное место более высокой категории комфортности. На всех видах транспорта пассажир может отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. В зависимости от количества времени, оставшегося до отправления транспортного средства, либо величины непроследованного расстояния, а также от причин отказа пассажир вправе претендовать на возврат всей суммы или части стоимости проезда. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса и т. п.) и добровольным.

*более подробно - см.: ст.108 ВК РФ, ст.83 УЖТ, ст.183 КТМ, п.1 ст.100 КВВТ, ст.81 УАТ

    Транспортные уставы и кодексы по-разному определяют предельный возраст детей, которых пассажир в силу п.3 ст. 786 ГК РФ вправе перевозить с собой на льготных условиях (ж/д – до 5 лет; авто – до 7 лет; авиа и водный – до 2 лет), но при этом устанавливают одинаковое правило о том, что бесплатный провоз ребенка осуществляется без предоставления ему отдельного места.

*более подробно - см.: п.2 ст.106 ВК РФ, ст. 83 УЖТ, п.2 ст.181 КТМ, п.1 ст.100 КВВТ, ст.81 УАТ.

    Необходимо еще раз обратить внимание на то, что подробный перечень прав и обязанностей пассажира регламентирован транспортными кодексами и уставами (см., в частности – ст.106 ВК РФ, ст.83 УЖТ, ст.21, 22, 23 УАТ).

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (то есть ответственность перевозчика может быть усилена, но не ограничена).

    За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф. Его размер устанавливается соответствующим транспортным уставом или кодексом. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте размер штрафа равен 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но при этом не может превышать стоимости проезда (см. ст.110 УЖТ, п.2 ст.116 КВВТ). В КТМ установлен предельный размер данного штрафа – 50% провозной платы (ст.196 КТМ), а способ его исчисления должен определяться договором перевозки. В ВК РФ (ст.120) установлен размер штрафа в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки доставки пассажира, но не более 50% от стоимости провозной платы. 

    На практике возникает вопрос, должен ли перевозчик отвечать за задержку отправления пассажира, несмотря на соблюдение срока его доставки? Ответ зависит от того, было ли транспортное средство вовремя подано под посадку. Если было, то не должен отвечать (у пассажира нет никаких имущественных потерь). Если не было, то ответственность возможна (расходы на питание, неудобства пребывания на вокзале – то есть у пассажира могут быть имущественные затраты). При этом может компенсироваться и моральный вред в связи с несоблюдением перевозчиком сроков отправления и прибытия транспортного средства. 

    Для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Это означает, что перевозчик отвечает за нарушения не на началах риска, как обычный предприниматель (п.3 ст. 401 ГК РФ), а лишь при наличии вины, то есть не несет ответственности за простой случай. Иными обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, могут быть, например, действия компетентных органов, задержавших отправление судна, авария, препятствующая движению и т. п.

    Задержка отправления транспортного средства дает пассажиру право в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки и потребовать от перевозчика возврата провозной платы Такие нормы есть в большинстве транспортных уставов и кодексов (например, ст.83 УЖТ, п.2 ст.100 КВВТ). Возврат провозной платы не освобождает перевозчика от обязанности уплатить пассажиру штраф, указанный в п.1 ст.795 ГК РФ.

    Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа (только в период, когда багаж находился во владении перевозчика). Под несохранностью понимается:

- утрата багажа (его фактическое исчезновение);

*законом в интересах получателя предусмотрена презумпция утраты багажа в случае длительной просрочки их выдачи или доставки

- недостача – частичная утрата объекта перевозки, то есть уменьшение его количественных параметров (массы);

- повреждение – нарушение физической целостности предметов;

- порча (негативные изменения состава материалов или продуктов).

    Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность багажа если докажет, что она произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (то есть вина перевозчика предполагается). Большинство транспортных уставов и кодексов в качестве ориентира содержат примерные перечни обстоятельств, свидетельствующих о невиновности перевозчика в несохранности багажа и, следовательно, освобождающих его от ответственности (см., например, ст. 95 и 118 УЖТ). Вместе с тем, перевозчик должен доказать, что именно эти обстоятельства послужили причиной несохранности багажа.

    Порядок возмещения ущерба при перевозке багажа определяется в п.2 ст. 796 ГК РФ (возмещение в размере стоимости утраченного багажа или его объявленной ценности). ВК РФ для отдельных случаев предусматривается исчисление предельного размера ответственности перевозчика с помощью твердых ставок (пп.2 п.1 ст.119; п.1 ст.170; п.4 ст.190). Перевозчик также наряду с возмещением ущерба, связанного с утратой (повреждением) багажа обязан возместить пассажиру провозную плату, взысканную за перевозку багажа.

    Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гл.59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Такой вред при исполнении договорных обязательств согласно ст.1084 ГК РФ, возмещается по правилам о деликтной (внедоговорной) ответственности (к этому правилу отсылает, например, п.1 ст.117 ВК РФ, ст.113 УЖТ).

    В соответствии с п.2 ст.1064 ГК РФ ответственность причинителя вреда по общему правилу наступает при наличии вины. Но из этого правила есть исключение, напрямую связанное с договором перевозки. Транспортные средства, механизмы, используемые при перевозке, относятся к источникам повышенной опасности. Если вред жизни или здоровью пассажира (в том числе безбилетному) причинен этими объектами, то перевозчик как владелец источника повышенной опасности, несет ответственность независимо от вины (ст. 1079 ГК РФ).

   Ответственность сторон по договору воздушной перевозки пассажира.

   Кто несет ответственность за недостатки, связанные с перевозкой? Услуги по перевозке, входящие в состав тура и подлежащие предоставлению в пользу туриста на основании договора с турагентством, непосредственно оказываются перевозчиком, то есть третьим лицом, применительно к правоотношению между туристом и турфирмой. В соответствии со ст.403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. В соответствии со ст.793 ГК РФ и ст.116 ВК РФ конкретно определено, что ответственность за исполнение обязательств, связанных и вытекающих из договора воздушной перевозки пассажиров и багажа несет перевозчик. При условии, что турфирма выполнила свои обязательства (например, оплатила места в самолете). Что касается ответственности за сохранность багажа пассажира, здесь законодатель четко говорит, что перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи пассажиру (ст.796 ГК РФ). В качестве единственного основания освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром законодатель называет обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

        Претензии и иски в связи с перевозкой пассажиров и багажа.

     В транспортных уставах и кодексах вопрос об обязательности соблюдения претензионного производства решается по-разному. В КТМ претензии, вытекающие из договора перевозки, вообще не упоминаются. На железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не обязанность пассажира. В КВВТ и УАТ действует обязательный претензионный порядок рассмотрения споров. Сроки предъявления претензий и сроки исковой давности на различных видах транспорта отличаются. Например, претензионный срок по КВВТ составляет 3 года, по УАТ – 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов и 6 месяцев во всех остальных случаях. В соответствии с УЖТ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок багажа предъявляются в течение года (6 месяцев в связи с перевозкой пассажиров) со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

 



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Тема 8. Договор перевозки в туризме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. Договор перевозки в туризме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)