Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современный туристский рынок и перспективы его развития



2020-02-03 352 Обсуждений (0)
Современный туристский рынок и перспективы его развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов. Спецификой туристского рынка является преобладание на нем услуг по реализации стоимости, заключенной в туристском продукте; организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (реализуется посредством сети турагентов и туроператоров); экономическому обеспечению материальных стимулов к труду.

Степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр обеспечивает совместимость развития туризма с: сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов, культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций, что в целом обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами.

Специфика туристского рынка заключается в неосязаемости туристских услуг; потребитель, в отличие от материального производства, доставляется в места туристского продукта или отдельных его услуг; на туристский спрос оказывают существенное влияние сезонные колебания и неравномерность туристского потока. В связи с этим, вводят понятие «устойчивый туризм». Устойчивый туризм представляет собой образцовую форму экономического развития, целями которой являются: улучшение качества жизни принимающего населения; обеспечение высокого уровня впечатлений у посетителей и поддержание качества окружающей среды, от которой зависят как принимающее население, так и посетители [30].

Согласно данным, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ВТО), общее число международных туристских поездок в 2007 году составило около 900 млн. (в 2004г. – 766 млн., а в 2005г. – 444 млн.), что в целом свидетельствует об устойчивости туризма. Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности: создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион [12].

С экономической точки зрения, туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях, поскольку она направляется на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

Среди основных факторов развития туризма в России выделяют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма [8].

Перспективы развития России в качестве туристского центра, по мнению специалистов ВТО, в значительной степени зависят от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволит туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты и услуги. Они также отмечают, что дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники, повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма, рационального использования имеющихся материальных ресурсов и применения современных технологий обслуживания туристов. На развитие туризма ничуть не меньшее влияние оказывает внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики, что способствует росту деловой активности населения и появлению новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма [18].

Во избегании потери потребителей, на туристском рынке, при обслуживании туристов, активно используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и системы поощрения постоянных клиентов, поскольку как и любой другой рынок, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения [20].

Спрос – это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных (в течение определенного периода времени) цен. Между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена ограничивает спрос. Уменьшение цены, как правило, сопровождается возрастанием спроса. Реакция спроса на изменение цен зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся его потребители. Кроме этого, на потребительский спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных потребителей), географические и климатические условия, политическая и экономическая стабильность страны, безопасность, психологические факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты).

Предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит свое выражение в законе предложения, который гласит, что объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении [41].

В условиях развивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме маркетингу уделяется недостаточно внимания, т.к. предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной является то, что большинство туристских предприятий могли увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Такой большой и интенсивный спрос на туристские услуги не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма, а индивидуализацию потребительского спроса использовали как стандартизированные предложения товаров и услуг на запрос потребителя.

На сегодняшний день актуальность маркетинговых исследований обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в той же мере, что и динамичные изменения туристского спроса и предложения. Именно поэтому в этих условиях современного рынка туризма требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими туристскими предприятиями.

Маркетинг в туризме представляет собой полный процесс по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразования к потребителю. Это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей с целью удовлетворения нужд определенной группы людей в предоставлении необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг. Необходимость в проведении мероприятий определяется: существованием конкуренции между организациями, возможностью выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей, информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг.

Современный туристский рынок неоднороден, его можно классифицировать по субъектам, по объектам, по географическому положению, по уровню насыщения, по степени зрелости, по степени ограниченности конкуренции, по соответствию действующему законодательству, по характеру продаж, по ассортименту туристских продуктов. При этом, для характеристики структуры и системы туристского рынка можно использовать и другие критерии, поэтому для организации эффективной деятельности туристских предприятий применяют сегментацию рынка. Сегментация рынка – это деление рынка на однородные удельные рынки, т.е. на отдельные звенья (сегменты) рынка.

Наиболее часто сегментация туристского рынка проводится по методу В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентах предложения и спроса на туристский продукт. Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев: географические, социальные и психологические [63].

К географическим критериям относятся: страна прибытия туриста и географическая цель туристской поездки.

Социальные критерии (социолого-демографические критерии) связаны с характеристикой туриста: возраст, пол, профессия, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход. В связи с этим выделяют: молодежный туризм (до 30 лет), туризм «сениоров» (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм, туризм по возрастным группам, женский туризм, смешанный туризм. Множество сегментов по профессиональному признаку, специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни, сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.). Туристы из больших, средних, малых городов, туристы из сельской местности. Туризм одиноких, туризм семей без детей, туризм семей с детьми, многосемейный туризм, этнический туризм, религиозный туризм, люкс-туризм, недорогие туры, эксклюзивные туры.

Психологические критерии (психолого-поведенческие критерии) дают характеристику поведения туриста. К ним относятся: мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки, а также туризм по странам мира, туризм по отдельным регионам мира, туризм по отдельным регионам страны проживания туриста [63].

Анализируя тенденцию развития рынка туристских услуг важно отметить, что в 2007г. увеличилась средняя продолжительность путешествий на 3,2%, на 10,6% вырос уровень расходов в путешествиях по Европе. Это связано с инфляционными процессами и с переходом ряда стран на евро, который повлек повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм [37].

Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристической организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд. человек, а к 2020 г. -- до 1,5 млрд., при этом доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн. долларов США [18].

В настоящее время туризм в разных странах развит неравномерно. В основном туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристической организации, странами – поставщиками туристов. Количество таких стран невелико (12-17). В их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы, района Персидского залива [37].

Поскольку туризм все больше становится частью нашего общего информационного пространства, то нехватка качественной рыночной информации о туризме, интерес к теме отдыха и туризма, говорит о том, что отдых постепенно из роскоши превращается в стиль жизни, неотъемлемую часть повседневности. Согласно оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внутренний туристский поток в 2009 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%). Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.

Увеличение туристского потока в регионы произошло за счет развития событийного туризма: проведение фестивалей, выставок, форумов. Активно развивается туризм на Алтае, что, прежде всего связано с разработкой особых экономических зон (увеличение на 37,3 %). Наблюдается тенденция роста количества туристов, путешествующих самостоятельно, а, следовательно и тенденция спада на пользование услугами туроператоров. На сегодняшний день, доля автотуризма от общего турпотока составляет около 5%, а в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.

Анализ современного состояния международного туризма позволяет сделать вывод, что на рынке туруслуг происходят кардинальные изменения, обусловленные ускоренным развитием научно-технического прогресса. Основой этих изменений служит появление совершенно иных потребительских вкусов. Стремление полнее удовлетворять спрос потребителей привело к развитию альтернативного туризма, в частности, культурного туризма.

Перспективы развития данного вида отдыха во многом зависят от политической стабильности в мире, т.к. туризм может развиваться только в мирных условиях. Потому страх туриста за свою безопасность – серьезный фактор при выборе путешествия.

На сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений деятельности. Здесь на первый план выдвигаются вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее значительная доля путешествий (и денежных поступлений) в будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире не менее 10%.

Для создания в России оптимальных условий по реализации эффективного туристского комплекса, следует вовлекать в массовое туристское движение, как можно больше граждан России, реализуя современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.

Создание оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер способствуют усилению ответственности общества и государства за состояние и степень развития массового туризма.

Определяя принципы совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы массового туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения – способствуют повышению спроса на рынке услуг.

Расширение и совершенствование системы подготовки специалистов, применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме благоприятно влияет на создание соответствующих рабочих мест, усилению и активизации проведения научных исследований по проблемам массового туризма.

В системе учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах учреждений санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения важно и необходимо совершенное внедрение туризма. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в массовый туризм на всех этапах жизнедеятельности человека являются предпосылками к перспективному усовершенствованию и развитию туристкой деятельности.

Успешная реализация концепции зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и особенностям, которые присущи массовому туристскому движению, и характеризующие его, не как сферу, цель которой получение прибыли, а как область образа жизни человека, одну из форм выражения национального менталитета русского народа.

Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера. Именно поэтому создание целостной системы взаимодействия человека и природной среды, позволяет гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами массового туризма.

На данный момент приняты предложения Государственной Думы, внесенные вице-спикером, о развитии детско-юношеского, спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, Премьером даны конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовый и таможенный режимы, совершенствование нормативно-правовой базы туризма. Важно определить приоритеты и очередность развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности данных мер, поскольку развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу, даже при относительно низких капиталовложениях.

Наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма являются уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна. И эти ресурсы не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, т.к. представляют собой лишь один элемент туристского предложения.

И все же следует обратить внимание на одно из главных препятствий развития внутреннего туризма – слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Несмотря на то, что наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития многих видов туризма, важен мотивационный аспект в туризме.

Туристская мотивация – эффективная база, на которой строится система планирования, разработки и реализации туристского продукта. Однако под воздействием определенных обстоятельств может измениться результат окончательного решения, поэтому нередко изменяется и туристская программа. Активное и закономерное участие различных предприятий и организаций в развитии туризма вызывает необходимость не только выявления, изучения и понимания туристских мотивов, но и их использования и усиления к ним профессионального внимания. Это позволяет обеспечить соответствие спроса и предложения, и как результат, повышение конкурентоспособности туристских организации за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

Немалое значение в развитии туризма играют СМИ – Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи. Они должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий.

Таким образом, в современное время туризм является крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира, а дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, все больше охватывает потребителей с разнообразными возможностями и потребностями, что в целом оказывает существенное влияние на развитие индустрии туризма. В мировой практике развития туризма представляет собой уникальное общественное явление. Феноменом которого является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях в данный период времени. Этому способствует высокая доступность массового туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.




2020-02-03 352 Обсуждений (0)
Современный туристский рынок и перспективы его развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современный туристский рынок и перспективы его развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)