Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические типы культуры и критерии их вычленения.



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Исторические типы культуры и критерии их вычленения. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Исторические типы культуры и критерии их вычленения

 

2. Археологическая периодизация

 

3. Формационная теория К. Маркса

 

4. Восток-Запад-Россия (Соколов, Бердяев). Теория «осевого времени» К. Ясперса

 

Исторические типы культуры и критерии их вычленения.

 

Типология (от греческого typos -отпечаток, форма, образец) - способ научного познания, в основе которого лежит расчленение! системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия, который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности многогранности культуры таких критериев может быть нескольку Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением мест конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексе присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иepapxии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).

Существуют следующие подходы к исторической типологии культуры.

Эволюционистский. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура человечества развиваете через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя возможны отставания отдельных регионов. Развитие мировой культуры - универсальный непрерывный поступательный прогресс, который совершается от бессвязной однородности к согласованной разнородности через дифференциацию и интеграцию. Та­кое понимание культурного развития было особенно популярно в кон. XIX - нач. XX в. (Л. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор). 60-е годы XX в. стали новым этапом всплеска интереса к идее эволюции. В культурологии развивается неоэволюционизм, связанный с изучени­ем эволюции конкретных локальных культур (М. Салинс, Э. Сернис). Этот подход позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития культур, исследовать развитие подсистем культуры. Однако изна­чальная установка эволюционизма на единообразное (линейное) раз-питие всех народов была признана несостоятельной. В настоящее время используются идеи универсальной эволюции (работы Л. Уай­та связаны с выявлением только общих глобальных изменений в развитии культур) и многолинейной эволюции (Дж. Стюард, к при­меру, допускает множество примерно равноценных путей развития общечеловеческой культуры).

В рамках эволюционизма была создана европоцентристская типология культуры, которая берет в качестве общего основания типологии европейскую модель культурного развития. В качестве культурных типов здесь выделяются первобытная культура, культу­ра древневосточных цивилизаций, античная, средневековая культу­ра, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Такая типология, однако, не может быть использована для адекватного описания развития культуры Востока, России и других регионов.

Марксистский подход к типологии культуры также связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К. Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порож­дает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К. Маркс выделяет такие формации, как: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития культуры. Ее представи­тели выделяют определенные типы культуры, подчеркивая их свое­образие, выдвигают идею замкнутости и локальности культуры. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории культурного развития. Основоположником теории локальных культур считают Н.Я. Данилевского. Другие представители этого подхода - О. Шпенглер, А. Тойнби. Более подробно их идеи будут рассмотрены в теме "Культура и цивилизация".

На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит истори­ческая типология, которая учитывает многолинейное культурное развитие, но не отрицает идею общечеловеческой культуры. Этапы такой типологии: первобытная культура; культура древних обществ Востока, а затем локальные культурные типы, наиболее крупными из которых являются Запад и Восток. Для западной культуры возможна периодизация: Античность, Средние века, Возрождение, Hoвое время.

Культура социально-этнических общностей. Это иной ракурс рассмотрения человеческой культуры, в котором особое место занимает анализ культуры с точки зрения ее связи с различными этносами. Актуальность понимания характеристик этноса, закономерностей их образования, развития и взаимодействия с другими этносами очевидна. В современной культуре этнические конфликты стали печальной реальностью, а тесное взаимодействие насущной необходимостью. Поэтому результаты исследования фе­номена этнической культуры вполне могут быть использованы как практические рекомендации по налаживанию эффективных отношений между этносами.

Этническая культура выражает специфический образ жизни, также совокупность норм и ценностей, присущих этносу.

В современной науке существует несколько подходов к пониманию сущности этноса, которые во многом дополняют друг друга.

Объективистский подход рассматривает этнос как объективно существующую естественно сложившуюся общность людей. Этнос характеризуется биологическим воспроизводством, его члены разде­ляют общие базовые культурные ценности и идентифицируют себя с конкретным этносом. Объективистский подход в свою очередь рас­падается на два направления. Природное направление основой этноса считает биоэнергети­ческое единство социальной группы, а главными факторами ее фор­мирования - генетический и географический. Этнос предстает здесь как "расширенная родственная группа", имеющая общие биопсихические признаки и социокультурные ценности. Так, Пьер ван де Берг понимает этнос как результат генетической предрасположенности человека к родственному отбору (предпочтение родства индивидуализму и способность приносить себя в жертву ради сохранен этноса). Этничность понимается им как форма естественного отбору которая сохраняет свое значение и в развитых обществах. Эволюционно-историческое направление видит объективную основу этноса в обществе.

Инструменталистский подход. Формируется с середины 70-х годов XX в. на Западе. Его представители в советской науке Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов, С. Лурье. Этот подход ориенти­рован не на поиск объективных оснований этноса, а на выявление функций, которые он выполняет в обществе. Этничность здесь по­нимается как идеология, создаваемая политической элитой для мо­билизации масс в борьбе за власть. Этносы во многом являются про­дуктами этнических мифов.

Конструктивистский подход. Здесь этнос рассматривается как процесс социального и интеллектуального конструирования воображаемых общностей писателями, учеными, политиками. Этнос определяется как общность людей на основе культурной самоиден­тификации - главного критерия этничности. Признаками этноса яв­ляются не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе, вера в то, что это наша общая культура, имеющая природную связь.

Географический. Климат определяет особенности одежды, тип жилищ, сельскохозяйственную культуру, средства транспорта. Ме­стная растительность и различные геологические материалы определяют технологии строительства и архитектурные особенности; свое­образие фауны влияет на хозяйственную деятельность.

Языковой. Хотя язык не определяет своеобразие познаватель­ных процессов народа и не задает (а выражает) особую картину ми­ра, он все же является той средой, в которой живет сознание челове­ка, "домом бытия" (М. Хайдеггер). Национально-культурное своеоб­разие языка проявляется в безэквивалентных единицах и в лакунах (отсутствие в данном языке слов и значений, выраженных в других языках). Последнее часто связано с незначительностью данного сло­ва для культуры. В разных языках складываются различные значе­ния (архетипы) понятий.

Религиозный. Несмотря на то, что принадлежность народа к оп­ределенной конфессии сама по себе не обусловливает его самобыт­ность, религиозное мироощущение, мораль, культовая практика глубоко проникают в повседневную жизнь народа, определяя многие ее стороны, объединяя или разделяя первоначально разные этнические группы.

Биопсихические особенности. На их основе складывается на­циональный характер, который проявляется в обычаях, речи, мате­риальной культуре, поведении. Пунктуальность, к примеру, ценится немцами и голландцами, но мало что значит в Испании и Латинской Америке.

Одна из основных характеристик этнических культур описыва­ется термином этноцентризм. Этноцентризм - это свойство соз­нания этнической общности воспринимать свою культуру в качестве образца. Чем малочисленнее группа, чем тяжелее природные и соци­альные условия, чем более дискриминируется этнос, тем сильнее проявляется этноцентризм. Хотя это явление свойственно в той или иной степени всем этносам. Группы с явно выраженными проявле­ниями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам. Это связано с тем, что этноцентризм сплачивает группу, порождает чувство солидарности. Но консерватизм этноцентризма, антагонизм по отношению к другим этносам могут значительно замедлить развитие культуры этноса.

На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры, как национализм - теория и практика пре­восходства одной нации над другой.

В рамках европоцентристской модели к XX в. начала склады­ваться идея особой мессианской роли Америки, призванной стать форпостом развития новой совершенной культуры, основанной на религиозной и гражданской свободе и равноправии всех социальных и этнических групп. Ее цель - распространить новые культурные ценности на все культурные регионы. Результатом такой политики стало оправдание насилия и геноцида как внутри страны, так и за ее пределами. Современные идеологи американоцентризма ратуют за создание единой, глобальной общечеловеческой культуры. Но на деле источником универсализма оказывается все тот же американоцентризм.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм - точка зрения, согласно которой нельзя понять другую культуру, если ана­лизировать ее в свете ценностей собственной культуры. Культурный релятивизм означает также признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре, и уважи­тельное отношение к ней. Очевидно, что самый эффективный путь развития культуры - сочетание этноцентризма и культурного реля­тивизма, что позволило бы осуществить гармоничное взаимодейст­вие различных этносов, населяющих сегодня планету.

Профессиональная и народная культура.

Профессиональная культура отличается своей институцио­нальной формой. В рамках профессиональной культуры создаются учебные заведения для подготовки специалистов, возникают струк­туры, обеспечивающие социальное функционирование культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, НИИ и т.д.), формируются учреждения, руководящие культурной деятель­ностью (министерства, комитеты, управления и т.д.). Можно выде­лить также такие отличительные особенности профессиональной культуры, как опора на научные теории, разделение на творца и по­требителя.

Профессиональная культура - это универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной облас­ти, регулируют профессиональную деятельность.

Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенных социальных слоев. Такая традиционная народная культура определяла и норми­ровала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной куль­туре к народной культуре относят не только прошлые традиции на­рода, но и любительское художественное творчество.

Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народ­ные формы проведения досуга, он представитель народной культуры.

Для того чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.

Традиционность — важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Они формируются обычаями и сопротивляются инновациям. Изме­нение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи цен­ностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передают­ся при непосредственном общении мастера и ученика, минуя инсти­туционально-организационные формы.

Образная интерпретация опыта. В народной культуре исполь­зуются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы.

В наше время особенностью народной культуры является ее не­профессиональный статус, неспециализированный характер куль­турной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерст­ва, в основе которого лежит свободное владение традицией.

Элитарная и массовая культура

Деление культуры на профессиональную и народную подчерки­вает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Такое разделение связано с наличием в структуре куль­туры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих куль­турных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям куль­турного большинства.

Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточ­ностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ,

Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (созда­ние особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в XX в. очень часто происходил их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер.

Особенности производства и потребления культурных ценно­стей позволили культурологам выделить две социальные формы су­ществования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продук­ции, которая каждодневно производится в больших объемах. Пред­полагается, что массовую культуру потребляют все люди, независи­мо от места и страны проживания. Это культура повседневной жиз­ни, представленная самой широкой аудитории по различным кана­лам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Феномен появления массовой культуры представляется сле­дующим образом. На рубеже XIX - XX вв стала характерной все­объемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: эко­номику и политику, управление и общение людей. Активная роль в различных социальных ролях огромного количества людей была проанализирована в ряде философских сочинений XX в.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектом массовой культуры сегодня является не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как смены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одно­временно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь понятие массовая культура" характеризует особенности производства куль­турных ценностей в современном индустриальном обществе, рас­считанное на массовое потребление этой культуры. При этом массо­вое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры

Истоки широкого распространения массовой культуры в совре­менном мире кроются в коммерциализации всех общественных от­ношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее данная коммерческая установка, конвейерное производство - все то во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.

В социальном плане массовая культура формирует новый об­щественный слой, получивший название "средний класс". Процессы его формирования и функционирования в области культуры наибо­лее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" и стал стержнем жизни индустриального об­щества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является стимулирование по­требительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и соз­дает личность, которая достаточно легко поддается манипулирова­нию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многооб­разно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативно­стью, инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусст­венно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

Доминирующая культура, субкультура, контркультура

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультура­ми. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: про­фессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, суб­культура - это суверенное целостное образование внутри домини­рующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом институционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью суб­культурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изоли­руют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры явля­ются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Сущест­вование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различ­ных субкультур столь широк, что становится все более проблема­тичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

Говоря о значении контркультуры, заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переде­лывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений - от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

Стремление культуры XX в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению мар­гинальной культуры - культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культур­ными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Мар­гиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на грани­цах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды пере­ходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испы­тывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом пре­вращается в особый тип личности.

 

 



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Исторические типы культуры и критерии их вычленения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические типы культуры и критерии их вычленения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)