Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологический аспект отбора



2020-02-03 274 Обсуждений (0)
Социологический аспект отбора 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы спортивного отбора в процессе многолетней подготовки спортсменов.

В разделе спортивный отбор рассматриваются разновидности спортивной ориентации и отбора, критерии отбора во всех видах легкой атлетики, были выделены четыре этапа отбора.

В педагогическом аспекте отбора следует учитывать организационные и методические особенности отбора, классификацию видов и этапов отбора, определить критерии и тесты для оценки различных параметров спортивной пригодности детей.

Следует помнить, что профессиональная ориентация ребенка  на спорт не гарантирует, что ребенок достигнет выдающихся результатов в спорте. Естественно, что не все дети могут прийти к  вершинам спорта. Для этого нужны, кроме всего прочего, еще при родные задатки, и, если рассматривать спорт с позиций профессиональной ориентации и интересов «большого» спорта, тренер действительно берет на себя большую социальную ответственность прогнозируя спортивную одаренность ребенка.

Тренер должен всегда помнить, что обеспечить высокое качество отбора детей в «большой спорт» можно только используя в практике весь комплекс педагогических, социологических, медико-биологических и психологических мероприятий.[7]

Цель курсовой работы состояла в исследовании спортивного отбора в многолетней тренировке спортсмена. Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Дать понятие о спортивном отборе.

2. Изучить аспекты отбора.

3. Разработать вопросы отбора и спортивной ориентации в легкой атлетике.


Спортивный отбор

 

Научное направление, связанное с изучением вопросов теории и практики спортивного отбора, стало разрабатываться относительно недавно — в начале 60-х годов. За этот период в стране велась большая научно-исследовательская и методическая работа. Сформулированы некоторые исходные понятия теории спортивного отбора, терминологически оформились представления о его разновидностях и этапах, разработаны конкретные пути методологии спортивного отбора в различных видах спорта.

А. А. Гужаловский с целью преодоления логической и смысловой путаницы в теории и практике спортивного отбора предлагает отказаться от употребления термина этапы спортивного отбора, вложив его содержательные и классификационные основы в термин виды спортивной ориентации и отбора.[5]

Можно выделить следующие разновидности спортивной ориентации и отбора;

1. Общая спортивная ориентация и отбор, направленные на вовлечение возможно большего числа детей в занятия спортом и отбор моторно-одаренных детей и подростков для занятий спортом в ДЮСШ. Этот вид ориентации и отбора — начальный элемент всей системы многолетней подготовки спортивных резервов.

2. Видовая ориентация и отбор, направленные на определение спортивной пригодности детей и подростков к занятиям в одном из конкретных видов спорта.

3. Специализированная ориентация и отбор, связанные с определением спортивной пригодности юных спортсменов к определенной, узкой специализации в избранном виде спорта. Проводятся на этапе начальной спортивной специализации многолетней тренировки.

4. Ролевая ориентация и отбор, нацеленные на определение конкретного игрового или командного амплуа юных спортсменов, проводятся на всех этапах многолетней тренировки, начиная с этапа начальной спортивной специализации.

5. Соревновательная ориентация и отбор ставят своей целью выбрать из числа равноценных кандидатов лучших и сориентировать их на выступление в конкретном номере программы соревнований. Проводятся на завершающих этапах многолетней тренировки — этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта и этапе спортивного совершенствования.

Каждая из указанных разновидностей имеет свои специфические особенности: целевую направленность, систему нормативных показателей и требований, комплекс организационно-методических мероприятий по ориентации и отбору.[1]

Ю. Г. Травин, Ф. П. Суслов длительный процесс отбора у легкоатлетов делят на четыре этапа:

1. Набор для занятий в группы начальной подготовки ДЮСШ.

2. Отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: спринтерского, барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний и многоборий.

3. Отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой атлетики.

4. Отбор в сборные команды.

В спортивной практике авторами были выявлены следующие критерии отбора, используемые во всех видах легкой атлетики:

— морфофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст);

- уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);

- координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям;

- уровень морально-волевых (психических) качеств;

- состояние ведущих функциональных систем;

— социальные и генетические факторы.

Каждый из четырех выделенных этапов, о которых говорилось ранее, имеет свои особенности, продолжительность их различна.

В. П. Филин предлагает процесс отбора в спортивную школу проводить в три этапа и ставит задачи. Процесс отбора в спортивную школу делится на 3 этапа.

Основными задачами I этапа отбора являются: привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном отношении детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки.

Задача II этапа отбора — определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.

Задача III этапа отбора (этап спортивной ориентации - многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. Длительное и тщательное изучение спортсмена повышает надежность определения его специализации.

На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации.

Эффективность отбора зависит от ряда факторов и условий. Б. С. Бриль выделил следующие, не вызывающие v специалистов существенных разногласий, положения эффективного спортивного отбора.

Первое — комплексность подхода к отбираемому контингенту.

Критерии отбора базируются" на комплексных исследованиях возрастной динамики показателей физического развития и уровня моторных способностей.

Второе — необходимость использования модельных характеристик при разработке критериев отбора.

Третье — детальное изучение закономерностей формирования двигательной функции детей, без которого невозможна разработка тестов отбора.

Четвертое — диагностировать не навыки и умения, а задатки.

Пятое — признание фактора неравнозначности одних и тех же характеристик спортсмена с точки зрения прогнозирования перспективности в различных видах спорта.

Шестое — необходимость использования бинарного критерия высокого исходного уровня задатков и способностей вместе с быстротой темпов прироста физических способностей.

Седьмое — особая значимость морфологических и психофизиологических характеристик.

Восьмое — необходимость оценки биологического возраста.

Девятое — учет уровня и направленности интересов и мотивации спортсменов.

Десятое — поэтапная оценка перспективности.

Одиннадцатое — оценка при отборе как генетических, так и средовых факторов.

Отбор в спорт на сегодняшний день продолжает оставаться одной из актуальных и пока не решенных проблем как в нашей стране, так и за рубежом.

Вероятно этим и можно объяснить тот факт, что чаще всего проводят отбор эмпирически, на основе опыта своей работы и полагаясь на собственный опыт и интуицию, что приводит к серьезным издержкам.

Ошибки, допущенные при отборе, могут выявиться несколько лет спустя и свести на нет всю работу тренера. Если учитывать; что на подготовку выдающегося спортсмена уходит 6-8 лет систематической тренировочной работы, то становится ясно, как дорого обходятся подобные ошибки.[7]

Сложности поиска спортивных талантов удачно выразила Н. Ж. Булгакова (1978). Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу. Рослым будет считаться человек, который входит в 1 % самых высоких в своей возрастной и половой категории людей — в среднем один на каждые 100 обследованных, т. е. вероятность разыскать такого человека равна 1/100. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представить, что такие люди встречаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г. С. Туманяна и Э. Г. Мартиросова (1976), это не так: длина тела и скоростные качества отрицатедьно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 10.4, т. е. 1/10000. Если этот человек к тому же должен обладать. Например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона. В этой связи встает необходимость научно обоснованного проведения комплекса организационно-методических мероприятий на разных этапах спортивного совершенствования в целях отбора лиц, обладающих высоким уровнем функциональных, физических и психических способностей для определенного вида спорта. Вместе с тем, разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.

Недостаточное проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными в другом виде спорта и обеспечить высокую результативность.

Ошибочная спортивная ориентация ведет к лишению детей и подростков проявить свои действительные способности в определенном виде спорта, травмируют психику ребят.

Повышенные требования, которые сейчас предъявляются к спортивной подготовленности занимающихся, вызывают необходимость широкого изучения проблемы спортивного отбора, вооружения тренеров, преподавателей, учителей знаниями о современных объективных критериях отбора, показателях перспективного прогнозирования.

Предлагаемые методические рекомендации на основе данных литературы и собственных исследований, дополняют и расширяют методические подходы к решению проблемы спортивного отбора и ориентации.

Они помогут тренерам и преподавателям найти среди детей будущих олимпийских чемпионов, а студентам ИФК и факультетов физвоспитания педагогических институтов — более глубоко изучить проблему спортивного отбора.[4]


Основные понятия и термины

 

Учитывая, что в процессе изучения материалов рекомендаций придется неоднократно пользоваться понятиями и терминами рассматриваемой проблемы, есть необходимость уточнить их содержание.

Отбор — это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающая педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков и юношей для занятий спортом.

Критерии отбора — качественно-количественная характеристика специальных способностей, которыми следует руководствоваться при отборе детей и подростков в спортивные школы.

Педагогические критерии отбора характеризуют

уровень развития физических качеств, технико-тактическую подготовленность, темпы роста спортивно-технического мастерства, роста спортивных достижений, моторную обучаемость, координационные возможности, способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.

Психологические критерии отбора включают показатели, свидетельствующие о возможностях совершенствования различных психических качеств, степени развития волевых качеств, особенностей темперамента, характера.

Медико-биологические критерии отбора характеризуют состояние здоровья спортсмена, его биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функциональных и сенсорных систем организма, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

Социальные критерии отбора включают характеристику мотивов, интересов и запросов детей и подростков для занятий спортом, влияние спорта на семью и коллектив.

Спортивная ориентация — это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, на основе которых определяется специализация индивида в определенном виде спорта (или группе видов спорта).

Спортивная селекция—система мероприятий, предусматривающих периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.

Способности — это индивидуальные особенности человека, зависящие от наследственности, от факторов среды и обучения, которые являются условием успешного выполнения деятельности.

Тест—измерения или испытания, производимые с целью определения способностей спортсмена.

Надежность теста — степень совпадения результатов при ПОВТОРНОМ тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Согласованность теста — независимость результатов

измерения от личных качеств лица, проводящего тестирование или оценивающего результаты.

Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность, характеристику и т. п.), для оценки которого используется.

Комплектование команд — формирование коллектива

для участия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости организма.[8]


Аспекты отбора

 

Спортивный отбор — это многоплановая проблема: философская, социально-экономическая, этическая, педагогическая.

С точки зрения практики можно выделить следующие аспекты спортивного отбора: социологический, педагогический или теоретико-методический (включающий организационно-методический и метрологический); медико-биологический, психологический. Теоретическое и экспериментальное практическое обоснование этих аспектов является конструктивной основой для стройной системы спортивного отбора.

Тренер должен всегда помнить, что обеспечить высокое качество отбора детей в «большой спорт» можно только используя в практике весь комплекс педагогических, социологических, медико-биологических и психологических мероприятий.[3]

 

Социологический аспект отбора

 

Спорт — важное средство воспитания подрастающего поколения. Ориентируя детей на занятия спортом, мы создаем благоприятные возможности для проявления их способностей и одновременно решаем задачи всестороннего развития личности.

Следует помнить, что профессиональная ориентация ребенка  на спорт не гарантирует, что ребенок достигнет выдающихся результатов в спорте. Естественно, что не все дети могут прийти к  вершинам спорта. Для этого нужны, кроме всего прочего, еще при родные задатки, и, если рассматривать спорт с позиций профессиональной ориентации и интересов «большого» спорта, тренер действительно берет на себя большую социальную ответственность прогнозируя спортивную одаренность ребенка. Ошибка в таком прогнозе, как правило, ведет к лишению возможности ребенка проявить свои действительные способности в другом виде материальной или духовной деятельности. Неспособный для «большого» спорта человек будет испытывать чувство неудовлетворенности

из-за малого роста своих спортивных результатов.

Вместе с тем, разумно организованный отбор, проводимый на научной основе с объективным изучением личности, выявлением индивидуально-значимых способностей для занятий спортом, дает возможность полностью раскрыться личности человека.

Для сбора первичной информации в социологическом аспекте спортивного отбора рекомендуется провести анкетирование или интервьюирование. Хотя такая информация в известной мере субъективна, в ней отражаются объективные начала «для того, кто умеет их понимать и расшифровывать» '(А. А. Ухтомский).

С целью выявления причин, которые способствуют или препятствуют привлечению детей для занятий спортом детям 7-12 лет, занимающимся легкой атлетикой, художественной и спортивной гимнастикой, плаванием и хоккеем, необходимо предложить следующий вопрос: почему ты стал заниматься спортом? Одновременно предложить 8 вариантов ответов: предложение учителя физкультуры, предложение тренера, пример товарищей, участие в соревнованиях, желание родителей, кино, телевидение, книги.

Для детей 7-12-летнего возраста, не занимающихся спортом, рекомендуется вопрос: почему ты не посещаешь спортивную секцию? Одновременно предложить 7 вариантов ответов: отсутствие свободного времени: а) занятость в художественной или музыкальной школе, б) занятость в учебе, отчисление или УХОД по собственному желанию, запрет родителей, плохое здоровье, не прошли по конкурсу в спортшколу; затруднение в выборе вида спорта, негде заниматься спортом (далеко ездить).

Проведенные социологические исследования и обобщение полученных ответов позволяют с полным основанием выявить причины, способствующие и препятствующие привлечению детей к занятиям спортом.

Так, небольшой процент (8 %) занимающихся, привлеченных в спортивной секции по предложению тренера, может объясняться рядом причин:

а) недостаточной заинтересованностью тренера в укомплектовании групп из числа наиболее подготовленных детей;

б) отсутствием навыка владения методами отбора;

в) большим количеством тестов, значительными затратами времени;

г) трудностями, связанными с организационными вопросами отбора;

д) отсутствием обязательной системы отбора в ДЮСШ.

Ведущую роль в привлечении детей для занятий спортом занимает школьный преподаватель физической культуры (около 30,%), факт вполне естественный, поскольку учитель, проводя занятия, соревнования, знает возможности учащихся, их склонности и интересы. Более того, учитель заинтересован в привлечении к занятиям в спортивных секциях большого числа учащихся. Однако в выборе вида спорта неизбежны ошибки.[2]

Значительная часть детей (18 %) привлечена к занятиям спортом по примеру товарищей. Установлено, что для детей это — один из самых сильных побуждений. И несмотря на то, что в спортивные секции приходят дети не всегда одаренные, с точки зрения двигательной способности, сам факт приобщения к физическим занятиям положителен. Задача тренера — выявить способности ученика и помочь определиться с выбором специализации.

Серьезную озабоченность вызывает факт полного запрета родителей (17,%) заниматься своим детям в спортивных секциях, мотивы здесь различные. Вот некоторые из них:

1. Родители полагают, что большая загруженность в спортивных школах ограничивает возможности ребенка проявить свои способности в других видах деятельности.

2. Родители отмечают неуравновешенность в поведении своих детей в семье после спортивных занятий.

3. Недоверие к тренеру как к специалисту по физической культуре, который действительно способен укрепить здоровье детей.

Это вызывает тревогу, поэтому необходимо повысить внимание тренеров, преподавателей, учителей, научных работников к качеству работы.

Чтобы преодолеть негативное отношение родителей к занятиям спортом детей, необходимо изживать методические ошибки тренеров, допускаемые на тренировочных занятиях: неправильное регулирование нагрузок и отдыха, выбор неадекватных индивидуальным особенностям средств и методов тренировки, непроведение заключительной части («заминки») тренировочного занятия и т. д.

Серьезным недостатком также является незначительная организационная и пропагандистская деятельность тренера.

Все это диктует необходимость усиления работы, способствующей формированию положительного отношения родителей к занятиям спортом их детей. Рекомендуется систематически проводить беседы с родителями (на родительских собраниях, в спортивных школах, на предприятиях) о роли спорта в развитии детей, организовывать встречи с ведущими спортсменами города, области, страны; организовывать показательные выступления, привлекать родителей к посещению тренировочных занятий и соревнований, а также оборудованию спортивных площадок, проводить соревнования совместно с детьми и родителями.[7]

 



2020-02-03 274 Обсуждений (0)
Социологический аспект отбора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологический аспект отбора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)