Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологический аспект отбора



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Биологический аспект отбора 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определение спортивной одаренности и учет генетических  данных.

Поскольку в настоящее время накоплена значительная информация о влиянии генетических и средовых факторов на развитие организма, то при определении спортивной одаренности юных спортсменов тренеру необходимо пользоваться данными и учитывать их. Известно, что основой наследственности является генетическая информация, которая передается от родителей к детям. Она

в значительной степени определяет рост и формирование организма, основные приспособительные реакции его на внешние воздействия, темпы поступательного развития на различных этапах онтогенеза.

Тренерам необходимо знать, что:

1. Установлена большая наследственная обусловленность роста (длины тела) по сравнению с массой тела.

2. У детей видных спортсменов в среднем в 50 % случаев можно ожидать проявление спортивных способностей.

3. Анаэробные процессы в большей степени обусловлены генетически.

4. Значительная наследственная предрасположенность обнаруживается в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега; бег на 30м) в относительной силе мышц, частоте движений, некоторых показателях ловкости и метании ядра.

5. Более простые в координационном отношении действия в большей мере наследственно предопределены, чем сложные действия.

6. Развитие гибкости в суставах человека так же находится под значительным влиянием наследственных Факторов.

7. Такой интегративный показатель аэробной производительности как МПК, определяется в основном генетически.

8. Влияние генетических факторов в большей степени проявляется в отношении функции сердечно-сосудистой системы и в меньшей — в отношении аппарата внешнего дыхания. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция существенно зависят от факторов внешней среды.

Итак, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма величину прироста функциональных возможностей в процессе тренировки.

Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.

Наука доказывает, что генетическая информация может реализовываться только в том случае, если она в каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями среды, соразмерными с морфологическими и функциональными особенностями развития организма в соответствующем

возрастном периоде.

Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема так называемых критических, или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Речь о них пойдет далее.

Спортивный отбор и критические периоды.

Рассматривая проблему спортивного отбора с биологических позиций, мы стремимся ответить на вопрос, когда осуществлять отбор в том или ином виде спорта.[7]

Проблема возраста для отбора и привлечения детей к начальным занятиям спортом в настоящее время является узлом противоречий теории и практики спорта.

Один из возможных подходов к решению проблемы возраста для отбора в спорте может уже сегодня основываться на закономерностях индивидуального развития ребенка, на наших знаниях основных периодов, этапов и узловых точек морфофункционального развития организма. Объясняется это тем, что развитие отдельных сторон организма ребенка идет не одновременно и неравномерно. Для каждого возраста характерно замедленное или ускоренное развитие тех или иных органов, функций организма.

Различные темпы морфофункционального развития не безразличны для спортивной педагогики, и она учитывает их в процессе подготовки юного спортсмена таким образом, чтобы совместить во времени периоды ускоренного возрастного развития тех или других функций организма с направленной тренировочной работой. Например, наибольшие темпы возрастного развития скоростных качеств отмечаются в период с 7 до 10 лет. Поэтому этот возраст считается особенно благоприятным и для направленного развития различных форм быстроты движений у детей. Выпущенный из педагогического поля зрения благоприятный период для развития той или иной функции в дальнейшем, как правило, оборачивается необратимыми потерями в индивидуальном

развитии.

Совершенно очевидно, что учет благоприятных периодов развития человека является весьма существенным и при определении сроков начала спортивных занятий. Так, если в видах спорта, где скоростные качества имеют решающее значение для достижения  спортивного результата, проведение отбора, а следовательно, и направленную работу по развитию скоростных качеств целесообразно начинать в 7-10 лет.

Таким образом, закономерности индивидуального развития ложатся в основу определения сроков для отбора и привлечения детей к начальным занятиям различными видами спорта. Сопоставление паспортного и биологического возраста. Актуальным вопросом при организации спортивного отбора пишется сопоставление паспортного и биологического возраста. Известно, практика показывает, что от темпов полового созревания зависят уровни развития детей одинакового паспортного возраста. Поэтому при отборе следует учитывать, что дети с ускоренным биологическим развитием в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительных успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития.

Считают половое созревание ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков в 10 лет. Средним вариантом считается половое созревание у девочек, первые признаки которого появляются в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса 5-6 лет, а у мальчиков этот процесс начинается в возрасте 12-13 лет и завершается к 18 годам О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков в 9 лет. Рекомендуем использовать систему оценки биологического возраста спортсменов, разработанной Т. С. Тимаковой и Н Т Беляковой.

Мальчики атлетического и девочки пикнического типа телосложения, как правило, отличаются более ранним половым созреванием, по сравнению с детьми астенического типа. Обычно позже развиваются и девочки атлетического телосложения. У мальчиков атлетического телосложения часто наблюдается раннее начало полового созревания, но позднее его завершение. Здесь следует отметь, что лиц атлетического телосложения отличает ярко выраженное развитие костяка, развитая мускулатура, преобладание

Ширины плеч над шириной таза. При телосложении пикнического типа, отмечается усиленное развитие жировой ткани, сглаженный рельеф мускулатуры и костяка. У лиц астенического типа строения отмечается

небольшое отложение жира, тонкий костяк и слабое развитие мускулатуры.[4]


Заключение

Рекорды в спорте непостоянны. Поэтому спортсмены и тренеры должны уметь предугадывать, на каком уровне спортивного мастерства будет то или иное первенство через несколько лет. Тренировочный процесс, конечно, изменился, он действительно не тот, что был тридцать-сорок лет назад. О том, как этот процесс изменился, можно судить по динамике и росту рекордов.

Спортсмен должен изо дня в день совершенствовать свое мастерство. Немыслимо вести разговор о высоких спортивных результатах, не имея в виду длительную тренировку спортсмена, так как случайно показать высокие результаты в спорте невозможно. Из всего сказанного следует, что для достижения высокого мастерства в спорте надо начинать тренироваться со школьных лет. Таким образом, спортивное мастерство и подготовка спортсменов неразрывно связаны с отбором спортсменов в многолетней тренировке.

В курсовой работе были рассмотрены вопросы отбора спортсменов в многолетней тренировке по легкой атлетике, а также социологический, педагогический и биологический аспекты отбора. Здесь рассказывается как и в каком порядке нужно проводить отбор, что необходимо сделать.

Массовый отбор дает возможность находить новые таланты, позволяет непрерывно готовить смену лучшим легкоатлетам. Возросший уровень спортивных достижений и дли­тельность подготовки спортсменов определяют необходи­мость сокращения сроков, с одной стороны, за счет более раннего начала занятий, с другой — поиска одаренной молодежи, способной к быстрому спортивному совершен­ствованию.

Спортивный отбор предполагает систему организа­ционно-методических мероприятий, включающих педаго­гические, психологические, медико-биологические и со­циологические методы исследования, на основании кото­рых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в легкой атлетике.

Таким образом, отбор следует понимать как процесс
определения соответствия способностей человека особен­ностям данной спортивной дисциплины. Чтобы побеждать на мировой арене, необходима целенаправленная система подготовки талантливых людей.




2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Биологический аспект отбора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологический аспект отбора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)