Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение работоспособности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы с помощью индекса степ - теста .



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Определение работоспособности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы с помощью индекса степ - теста . 0.00 из 5.00 0 оценок




Оборудование: ступенька или скамейка высотой 35 СМ; секундомер, электрический или механический метроном (по возможности).

Описание теста и общие указания и замечания:

1- Перед обследованием фиксируется частота сердечных сокращений в покое сидя (за 10 сек ).

2. Обследуемый становится лицом к ступеньке, скамейке и после подготовительной команды «внимание», начинает восхождение. Включается секундомер. Каждое восхождение состоит из 4-х шагов. На счет «раз» обследуемый ставит на ступеньку (скамейку) ногу; «два» — встает на нее обеими ногами, выпрямляет их и принимает строго вертикальное положение; «три», «четыре»— становится на пол обеими ногами. Длительность восхождения 3 мин.

При выполнении упражнения разрешается несколько раз менять ноту.

Частота восхождения у всех обследуемых составляет 30 подъемов в минуту, для чего метроном (если он имеется) устанавливается на 120 ударов в минуту. Рекомендуется перед началом теста выполнить 2-3 пробных восхождения.

Возможные ошибки при выполнении упражнения, о которых обследуемый должен быть заранее предупрежден:

- несоблюдение правильного ритма;

- неполное выпрямление коленных суставов на ступеньке;

- неполное выпрямление тела на ступеньке;

- постановка ноги на пол на носок.

Секундомер остается включенным, после выполнения теста обследуемый садится на стул, ступеньку, скамейку. Первую минуту обследуемый спокойно отдыхает в удобной позе. Начиная со 2-й мин у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается число пульсовых ударов: с 60-й до 90-й с восстановительного периода, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й с. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод в ЧСС в 1 мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах

в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:

где t — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; fb f2, fa— сумма пульса за первые 30 с каждой минуты (начиная со 2-й) восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 —для перевода суммы пульса за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту.

Оценка результатов тестирования. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной мышечной работы. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина fi + Ь -f- fa и, следовательно, тем выше индекс Гарвардского степ-теста.

Ниже приведена шкала оценки величин ИГСТ, предложенная на основании результатов обследования большого числа лиц занимающихся Карпман В. Л. и др.

Рост стоя .

Оборудование: ростомер или расчерченная по 1 см стена спортивного зала.

Описание теста: обследуемый становится босыми ногами на площадку ростомера по стойке «смирно»; пятки, ягодицы, спина прикасаются к вертикальной стойке.

Подбородок слегка опущен.

Результат; длина тела от пяток до макушки.

Тестирование проводится на уроке физкультуры. Для экономии времени урока, разметку и расстановку спортивного инвентаря необходимо провести заранее, на перемене. Перед тестированием необходимо провести разминку не более 10 мин. Испытуемых делят на группы и разводят каждую к определенному тесту, затем после выполнения каждого теста переводят от одного теста к другому. Для хорошей организации тестирования необходимо, чтобы каждый тест принимал отдельный экзаменатор. Прежде чем ребята приступят к выполнению задания, экзаменатору нужно четко показать, доступно и просто объяснить предлагаемый тест. Труднее всех вникают учащиеся первых классов, поэтому им следует давать две или три пробные попытки. Учащиеся вторых классов быстрее понимают содержание теста- Если у кого-то не получается упражнение, то можно дать вторую пробную попытку. Не следует торопить ребят с выполнением задания. Торопливость может вызвать скованность движений, следовательно, полученный результат будет недостоверным.

Если после завершения тестирования остается время до конца урока, его целесообразно заполнить подвижными играми или интересной беседой. Провести все обследования за время одного урока невозможно, поэтому выполнение степ-теста можно осуществить на следующем уроке (занятии).

При выполнении прыжков в длину с места необходимо обратить внимание на вынос рук вперед, что значительно улучшает результат. Особенно вызывает затруднение у ребят пятерной прыжок. Здесь необходимо объяснить, чтобы они выполняли его толкаясь, а не шагали и не помогали себе руками.

При выполнении челночного бега за несколько метров до финиша учащиеся начинают сбрасывать скорость, поэтому им нужно сообщить, что необходимо пробегать финишную линию с той же скоростью, с какой бежали по дистанции. К степ-тесту привлекаются дети, не имеющие отклонения в состоянии здоровья. Чтобы и при выполнении степ-теста у ребят не замедлялся темп зашагивания, его следует поддерживать командами. Перед каждой группой экзаменатору нужно показать технику выполнения теста.

Результаты необходимо занести в «Индивидуальную карту» и составить сводный протокол тестирования.

Нормативы для спортивного отбора детей младшего школьного возраста. В теории и практике физического воспитания проведено большое количество исследований по разработке нормативов с целью оценки уровня физического развития (подготовленности) школьников, спортивного отбора. Однако следует помнить, что нормативы должны составляться и применяться только для определенного региона (это требование к спортивной метрологии называется релевантностью норм). К примеру, нормативы, разработанные на основе обследования детей Москвы, нельзя переносить на детей Средней Азии и Дальнего Востока.

В основу предлагаемых нами для практического использования нормативов положены результаты массового обследования физической подготовленности младших школьников Челябинска. Исследовано свыше 10 тысяч школьников. Данные, лежащие в пределах от -f- 16 до — 16, оценивались как средний уровень физической подготовленности. Показатели от — 16 до —26 — как низкий уровень, от + 26 до -f 36 — очень высокий.

Разработанные нами нормативы можно использовать как для индивидуализации физической подготовки, так и для отбора. Для того, чтобы оценить уровень физических качеств школьников, необходимо результаты, показанные каждым школьником в контрольно-педагогических испытаниях, сопоставить с соответствующим возрасту и полу нормативом. Если результаты школьника оцениваются как средние, то их следует ранжировать как показатели, соответствующие средней нормальной физической подготовленности ребенка.

Для того, чтобы сохранить средний нормальный уровень физической подготовленности, необходимо детям систематически выполнять весь комплекс физических упражнений в режиме дня школьника, рекомендуемый специалистами. Дома, в семье ребенок ежедневно должен делать утреннюю гимнастику, а при выполнении домашних заданий — физкультминутки. Ему необходимо каждый день 1-2 часа гулять на свежем воздухе, активно занимаясь

физическими упражнениями.

В режиме дня школы до уроков должны проводиться гимнастика и физкультурные перемены между уроками. Обязательным для школьника является выполнение всей учебной программы на уроках физической культуры. Не вызывает сомнений, что ребенок должен принимать участие во всех физкультурно-спортивных мероприятиях, соревнованиях различного ранга и по различным видам спорта (легкой атлетике, плаванию, лыжному спорту и др.). Такой комплекс физкультурных мероприятии обеспечит максимальный двигательный режим для детей младшего возраста (т. е. в пределах 12-14 часов) и даст возможность выполнить нормативные требования в последующей возрастной группе. Например, если девочка первого класса имеет результат в беге на 30 м — 6,8 сек.,

т. е. соответствующий средним нормативам, то она способна и должна выполнять весь комплекс физкультурно-спортивных мероприятий, перечисленных выше. Это даст ей возможность во втором классе также показать средний нормативный результат, который будет равен по нашим нормативам — 5,6 — 6,6 сек.

Если индивидуальные показатели школьника ниже –средних нормативов (являются низкими или очень низкими), то для него необходимо увеличить нагрузку (объем, интенсивность) упражнений для развития отстающих способностей. Так, например, если школьница первого класса имеет результат в одинарном прыжке с места — 80 см, то в программе утренней гимнастики, занятиях во

время прогулок, на уроках физкультуры, а также во время игр на переменах она должна выполнять увеличенный объем упражнений.

Результаты ребенка, лежащие выше средних нормативов, говорят о его высоких потенциальных возможностях для спортивной деятельности (особенно, если эти показатели оцениваются как очень высокие), и детей, имеющих такие показатели, целесообразно направлять в ДЮСШ.[6]

Как проводить отбор в ДЮСШ?

В связи с отбором детей в спортивные секции встает актуальный вопрос, могут ли одноразовые испытания говорить о перспективных возможностях ребенка в спорте? Каков процент прогноза?

В этом вопросе нет единого мнения среди специалистов. Так, многолетний опыт многих тренеров и исследования убеждают в том, что часто отобранные по одноразовым испытаниям дети через 2-3 года оказываются далеко не такими перспективными, как это казалось вначале, и нередко уступают тем сверстникам, которых

в свое время не приняли в ДЮСШ.

Иными словами, одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинство случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от первоначального (исходного) уровня развития физических качеств сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста, по мнению многих специалистов свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению в том

или ином виде деятельности.

Например, в специальном эксперименте П.3.Сирис и др.(1983) в течение четырех лет следил за динамикой физической подготовленности 23 юношей 13-17 лет, занимающихся спринтерским бегом.

Причем, среди испытуемых были подростки с различным первоначальным уровнем развития физических качеств — от высокого до  низкого (для данной возрастной группы).

Следует помнить, что физическая подготовленность юных спринтеров развивается неравномерно и что уровень всех физических качеств в наибольшей мере возрастает в первые полтора года тренировки. Особенно заметно эта тенденция проявляется по отношению к быстроте и скоростным качествам. За первые полтора года тренировки физические качества юных спринтеров наибольшего  развития достигают в такой последовательности: скорость, выносливость, сила и скоростно-силовые возможности.

Чтобы сопоставить признанных перспективными и условно ото бранных в зависимости от критериев отбора детей нужно условно представить команды из юных спортсменов по порядковым номерам (1, 2, 3 и т. д., например, до 23).

Затем необходимо найти совпадения. Например, только в 4 случаях из 10 имело место совпадение заключения о способностях новичков.

Располагая результатами, достигнутыми юношами в беге на 100 метров к концу 4 лет тренировки, рекомендуется ретроспективно проверить надежность избранных критериев прогноза, поэтому следует обязательно учитывать такие рекомендации. В случае отбора будущих бегунов на короткие дистанции по результатам на приемных испытаниях (исходный уровень физической подготовленности) ошибка составляет 82 %. Иными словами, только в 4 случаях из 23-х потенциальные возможности юных спортсменов оцениваются правильно. Если отбор осуществляется на основании исходных данных только по результату в беге на 100 м, то ошибка составляет 75 %, т. е. потенциальные возможности новичков оцениваются уже в 6-ти случаях из 23-х. Ошибка прогноза значительно уменьшается (до 21 %), когда отбор осуществляется на основе результатов в беге на 100 м, показанных через полтора года тренировки. Наконец, становится минимальной (всего 11 %), когда за основу принимаются суммарные темпы прироста физических качеств за первые полтора года занятий.

Определение потенциальной возможности спринтера определяется по известной схеме (П.3.Сирис и др., 1983), в которой в качестве критериев оценки используются два показателя: исходный уровень развития физических качеств (сегодняшняя готовность) и темпы прироста этих качеств за первые полтора года занятий. Темпы прироста рассчитываются по формуле:

где W — темпы прироста, числа «100» и «0,5» являются константами (постоянными величинами) и v\ и v2 — исходный и конечный результат в конкретном контрольном упражнении потенциальные возможности бегунов на короткие дистанции также условно обозначаются термином «способность».[7]

Большой статистический материал, накопленный в ходе целого ряда экспериментов и в процессе многолетней тренерской практики, позволяет рекомендовать номинальные значения величин исходного уровня и темпов прироста физических качеств для юных спринтеров 13-14,5 года. Эти данные позволяют тренерам сравнительно объективно судить о перспективности избранного контингента, в частности, в беге на короткие дистанции

и рекомендуется для спортивного отбора.

Для характеристики темпов прироста антропометрических и функциональных показателей двигательных качеств у юных спортсменов в различных видах спорта вполне можно применять средние темпы роста показателей у детей, не занимающихся спортом.

Высокими темпами прироста рекомендуется считать такие, которые превышают средние темпы детей, не занимающихся спортом. Здесь следует отметить, что темпы прироста определяются по уже приводимой ранее формуле:

где W — темпы роста, v\ и i>2 — исходные и конечные результаты (спустя 2 года).

Тренеру следует обратить внимание также на то, что прогноз возможен уже на первоначальном этапе спортивного отбора. Здесь можно выявить одаренных в физическом и функциональном отношении детей. К ним будут относиться дети, имеющие очень высокие показатели в двигательных тестах и имеющие средний уровень двигательной активности до тестирования, не занимающиеся в спортивных секциях, но выполняющие утреннюю зарядку, участвующие в подвижных играх на переменах и во дворе. Тренерам можно рекомендовать опросить детей, имеющих высокие показатели, с целью выявления двигательного режима ребенка в последние 2-3 года. Таким образом, ориентировочно можно определить, какой фактор — средовый или генетический — оказал в большей степени влияние на высокие показатели.

Следующим вопросом, на который необходимо обратить внимание тренеров, является то, что в учебных группах ДЮСШ после второго этапа, т. е. через 1,5-2 года, в спортивных секциях продолжают заниматься дети, имеющие недостаточный уровень физической и функциональной подготовленности. Вследствие этого при проверке ДЮСШ было выяснено, что хорошую и отличную подготовленность имело только 20 и 18 % учащихся, средние показатели имело более 45 % учащихся. Вместе с тем 24 % занимающихся не соответствуют по разработанной нами шкале оценок требованиям физической и функциональной подготовленности.

Можно предположить, что подобное положение наблюдается во многих ДЮСШ нашей страны. В группах ДЮСШ тренируются в основном «середнячки» и достаточно большой процент детей; не имеющих предпосылок к высоким достижениям в «большом спорте». Поэтому главной задачей, наряду с организацией тренировочного процесса, является систематическое проведение отбора (добора) в спортивные секции.[3]

 



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Определение работоспособности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы с помощью индекса степ - теста . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение работоспособности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы с помощью индекса степ - теста .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)