Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 20. Слово и понятие



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Вопрос 20. Слово и понятие 0.00 из 5.00 0 оценок




· Cлoвo – этo ocнoвнaя кpaтчaйшaя eдиницa языкa, выpaжaющaя cвoим звyкoвым cocтaвoм пoнятиe o пpeдмeтe, пpoцecce, явлeнии дeйcтвитeльнocти, иx cвoйcтвax или oтнoшeнияx мeждy ними.

· Понятие – это мысль, объединяющая в сознании человека предметы, явления действительности по их существенным, важнейшим признакам. Если человек, наблюдая сотни цветов – комнатных и дикорастущих, садовых и полевых, белых и красных и т.д. – знает, что это цветы, значит, у человека есть понятие о цветке, о том, что такое цветок вообще. Закрепляясь за определенным понятием, слово называет целый ряд однородных предметов (дом, книга, дерево), это делает речь экономной.

Связь между словом и понятием устанавливается в процессе совместной деятельности людей. Соотнесенность звуковой оболочки с определенным понятием, т.е. значение слова, должна быть общепринятой и обязательной для всех членов данного коллектива, иначе невозможно взаимопонимание людей.

Понятие не существует без слова, мышление в понятиях — без языка. Единство мышления и языка означает не только то, что они неотделимы, не существуют друг без друга, но также и то, что они не тождественны.

· Не менее сложным является и вопрос о соотношении слова и понятия.

1) одно и то же слово может выражать несколько понятий (что ведет к возникновению явлений полисемии и омонимии);

2) одно и то же понятие может быть выражено разными словами, т.е. иметь несколько способов выражения (на этом основано явление синонимии);

3) понятие может не иметь однословного выражения (ср. Московская область или тот, кто следует за вами при том, что в других языках это понятие имеет однословное выражение, ср. франц. suiveur);

4) в языке встречаются слова (например, междометия), которые вообще не выражают понятия и, наоборот, существуют понятия, не имеющие в языке своей узуальной единицы (ср. в русском языке есть слово старшеклассник, но нет лексемы для обозначения учащихся младших классов: 34. Способы словообразования :

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки (префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.). Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др. Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка. Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный). Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

.

39. Синтаксис. Словосочетание и предложение.
• 0: Синтаксис (от др.греч. «построение», «порядок», «устройство», «связь» и т.д.) - Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
• 0: Словосочетание – любое соединение двух или более знаменательных слов, характеризуемое наличием связи между ними формально выраженной смысловой связи.
• 0: Предложение – основная ячейка, в которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой осуществляется речевое общение людей.
! Специфика предложения заключается в том, что оно коммуникативно.
По структуре может быть:
- Однословное (Пожар! Светает.)
- Сочетание слов, т.е. обладает предикативной структурой.
40. Типы словосочетаний.
Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:
• Глагольные (читать книгу, говорить громко)
• Именные (деревья в лесу, недовольный работой)
• Наречные (по-прежнему важно, незадолго до концерта)
41. Основные категории предложения. Члены предложения.
• 0: Отнесение содержания высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения, называемое предикативностью.
• Предикативность имеет 2 стороны – формально-логическую и модально- смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикативностью, а второе – модальностью.
• Члены предложения могут быть главными (подлежащие и сказуемое) и второстепенными (дополнение, обстоятельство и определение).
• Члены предложения могут быть морфологизованными и неморфологизованными. Члены предложения, способ выражения которых соответствует их синтаксической функции, называются морфологизованные и, а члены предложения, способ выражения которых не соответствует их синтаксической функции, неморфологизованные. Например, в предложении «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени» определения «мягкие, трогательные, русскими» - морфологизованные, так как выражены прилагательными; В предложении «Я с трепетом ждал ответа» обстоятельство «с трепетом» - неморфологизованное, так как выражено не наречием «трепетно», а словоформой «с трепетом»

: 47. Генеалогическая классификация языков :

Под классификацией языков понимается их распределение по группировкам (классам, группам, подгруппам и т. д.) на основании различных дифференциальных признаков. По определению В. А. Виноградова, классификация языков — это «распределение языков мира по определенным таксономическим [т. е. классификационным] рубрикам в соответствии с принципами, вытекающими из общей цели исследования, и на основе определенных признаков». В основу языковой классификации могут быть положены разные признаки:

1) происхождение языков, их генетическое родство — это генеалогическая классификация (такой тип классификации языков пришёл в науку благодаря компаративистике);

2) типология языков, типы языковых единиц — это типологическая классификация;

3) принадлежность к тому или иному языковому ареалу, той или иной ареальной общности — это ареальная классификация.

В отличие от других возможных классификаций языков генеалогическая классификация носит абсолютный характер. Это значит, что в данной классификации каждый язык всегда принадлежит к определенной генеалогической группировке. При генеалогической классификации языки мира обычно делятся на языковые семьи, ветви, группы, подгруппы. При этом термины, обозначающие соответствующие группировки языков, используются в лингвистике крайне непоследовательно.

Самым крупным объединением языков в генеалогической классификации является языковая семья (иначе — семья языков). Языковой семьей называется совокупность языков, в большей или меньшей степени связанных отношениями родства и сохраняющих известные черты сходства тех или иных элементов.

Языки:

I. Индоевропейские языки. 1. Славянские (основные): восточные — русский, украинский, белорусский; западные — польский, чешский, словацкий; южные — болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский. 2. Балтийские: литовский, латышский, древнепрусский (мёртв.). 3. Германские: английский, немецкий, нидерландский, африкаанс (в ЮАР), идиш, шведский, норвежский, датский, исландский, готский (мёртв.) и др. 4. Кельтские: ирландский, валлийский, бретонский и др. 5. Романские: испанский, португальский, французский, итальянский, румынский и др. языки, образовавшиеся на основе латинского языка. 6. Албанский. 7. Греческие: древнегреческий и новогреческий. 8. Иранские: афганский (пушту), таджикский, осетинский, курдский, авестийский (мёртв.) и др.

9. Индийские: хинди, урду, цыганский, непальский, санскрит (мёртв.) и др. исторически некоренные языки Индии, появившиеся в ней после прихода индоевропейцев. 10. Армянский. 11. Анатолийские (мёртв.): хеттский, лувийский и др. 12. Тохарские (мёртв.): турфанский, кучанский и др.                                                                                                  II. Семито-хамитские (афразийские). 1. Семитские: арабский, амхарский (в Эфиопии), иврит, финикийский (мёртв.) и др. 2. Кушитские: сомалийский, галлийский и др. 3. Берберские: туарег, кабил, риф и др. языки Сев. Африки. 4. Чадо-хамитские: хауса, муби и др. африканские языки этой группы. 5. Египетские: древнеегипетский, коптский.                      III. Картвельские: грузинский, мегрельский, чанский, сванский.

IV. Абхазо-адыгские: абхазский, адыгейский, кабардино- черкесский.                             V. Нахско-дагестанские: чеченский, ингушский, аварский, лезгинский, лакский и др. (Гпуппы III, IV, V можно объединить под названием Кавказские языки (так у Реформатского).                                                                                                                       VI. Дравидийские: тамильский, телегу и др. языки Индии, существовашие там ещё до прихода индоевропейцев.                                                                                                     VII. Уральские. 1. Финно-угорские: венгерский, хантыйский, мансийский, финский, эстонский, карельский, марийский, удмурдский, эрзя, мокша и др. 2. Самодийские: ненецкий, селькупский, энецкий и др.                                                                                VIII. Тюркские: турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский, киргизский, казахский, татарский, башкирский, чувашский, якутский, тувинский и др.                     IX. Монгольские: монгольский, бурятский, калмыцкий и др.                                             Х. Тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, нанайский, удэгейский и др.                            XI. Чукотско-камчатские: чукотский, ительменский, корякский и др.                            XII. Эскимосско-алеутские: алеутский, эскимосский и др.                                                     XIII. Китайско-тибетские: китайский, бирманский, тибетский и др.                              XIV. Тайские: тайский, лаосский и др.                                                                                XV. Австроазиатские: вьетнамский, кхмерский и др.                                                     XVI. Австронезийские (малайско-полинезийские): индонезийский (возникший из малайского), тагальский, гавайский, таити, фиджи и др.                                               XVII. Конго-кордофанские: суахили, ибо, йоруба и др.                                               XVIII. Нило-сахарские: нуэр, бари и др.                                                                            XIX. Койсанские: готтентотский, бушменский и др.                                                        ХХ. Америндейские: кечуа, майа, навахо, хопи и др.                                                      XXI. Папуасские.                                                                                                                XXII. Австралийские: аранта и др.                                                                       Генетическое родство некоторых языков до сих пор не определено: например, японского, корейского, юкагирского, нивхского, баскского, шумерского (мёртв.) и др. Кроме того, три последние семьи объединены в большей мере по географическому принципу, чем по генетическому. Но степень родства других семей расценивается учёными по-разному                48: Языковое родство. Понятие об сравнительно-историческом методе.                 ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО проявляется в сходстве того материала, из к-ого построены в этих языках экспоненты (значения) морфем и слов, равных или близких по значению (системное материальное значение)

НАПР.: «три» - русский

«tra’yas» – древнеиндийский

«drei» - немецкий

Сходство бывает: морфемное; историческое; грамматическое; подражание звукам (в нескольких языках могут схоже подражать кукушке или кошке)

NB: сходство в 2-3 словах, корнях, аффиксах – СЛУЧАЙНО

ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ЯЗЫКОВ

Контакт:

1. Георграф-е, соц-е, эконом-е соседство => культурное воздействие языков => заимствование слов, выражений, морфем

2. Грамматика не заимствуется

Исконное родство:

1. Развивается из-за дивергенции одного праязыка

2. Могут быть сходные термины, названия частей тела, числительные, глаголы элем-ых действий, слова заместителей рода

Метод сравнительно-исторического языковедения – сравнение языков, к-ое направлено на выяснение их исторического прошлого.

· Учёные сравнивают мду собой генетически тождественные слова и формы языков, их первоначальный вид – праформы и архетипы.

· Метод позволяет проникнуть в ту часть жизни языка, которая не сохранилась в памятниках литературы и письменных источниках.

ПРИМЕР: окончание –s в им.п. ед. числа сущ-х м.р.

СЛОВО «ВОЛК»

(готс.) walfs ->(дргр.) lykos -> (древнинд.) urkds -> (литовск.) uilks ->(старслав.) вльлъ -> (сербсхорв.) вук -> (болг.) вълк -> (польск.) wilk ->(чешск.) ulk -> (укр.) вовк -> (русс.) волк

СЛОВО «СЫН»

(дргр.) Huios -> (готск.) sunus -> (древнинд.) sunuh -> (древнерус.) souns ->(литовск.) sunus -> (старслав.) сынъ ->(болг.) син ->(польск.) syn ->(русс.) сын

· Метод действительно эффективен. С помощью него разъясняются разные вопросы, которые задавались языковедами разных языков.

· Иногда сходство языков не видно невооружённым взглядом и «на слух». Благодаря этому филологи прослеживают расхождения в нескольких языках и понимаюь, что они родственны.

· Иногда, наоборот, то, что в некоторых языках существуют схожие слова и морфемы не говорит об их родственности.

NB: в любом случае, исторически-сравнительный метод даёт прочную опору исследователям.

ОПОРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИ-СРАВНИТЕЛЬНОМУ МЕТОДУ:

Исследователи опираются на неодинаковость развития родственных языков.

Обычно, в одном языке что-то остаётся неизменным в одной части языка, что-то другое в другой. Таким образом, из подобных «лоскутов» складывает общее одеяло одного языкового семейства.

Но бывает так, что даже при неодинаковости развития языков бывает трудно отличить инновации языка от сохранившихся реликтов. Например, долго считалось, что древнегреческий и древнеиндийский языки лучше всех других отражают древнее строение индоевропейского праязыка, чем другие системы языков от других ветвей. Но при открытии и расшифровки хеттских тестов люди поняли, что древнегреческий и древнеиндийский не затрагивает диалектов, от которых образовался хеттский, что даёт большой урон заявлению об авторитетности этих языков.

Объективные трудности приводят к тому, что цельная картина исследователей заполнена неточностями и слепыми, белыми пятнами. И поэтому, в итоге исследований получается не язык как таковой, а лишь совокупность фактов, как то характеризующих этот самый язык.



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Вопрос 20. Слово и понятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 20. Слово и понятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)