Выразить словами яркий образ — это смешно.
«Это точно был парик . На нем была «молния». Рита Раднер
При выборе слов всегда помните, что специальное название лучше, чем обычное. Лучше употребить специзделие «Дюрашиз», нежели обычные ножницы. Сказать, что ты ходил в «Хутерс» смешнее, чем сказать, что ты ходил в стрип-клуб. Гилберта Готтфрида на шоу «Hollywood Squares» спросили: «Что делать, если у партнерши волосатая спина?» Он ответил: «Я закрываю глаза и представляю, что на ней свитер из альпака». Что заставило шутку сработать? Слово «альпака». Плюс ко всему вышесказанному можно использовать звуковые эффекты. Комик Эдди Дрисколл, когда говорит о сексе, делает вид, что расстегивает ширинку с характерным звуком.
3. Поймите скрытую мысль
В каждой вашей шутке будет содержаться некая часть истины. Джерри Сайнфилд в интервью журналу «Таймс» сказал, что «каждая великая шутка открывает что-то». Одна из причин того, что я захотел писать для Джея Лено, заключается в том, что, когда я впервые увидел его выступление, то сразу понял, что он хочет сказать той или иной шуткой. Я видел эти скрытые мысли, то самое смешное, которое мы все понимаем.
«Каждый комик знает, что 80% зрителей разделяют его мысли по поводу той или иной ситуации, потому что ДНК у всех очень похожи. Веселые люди озвучивают то, о чем остальные думают». Энди Брекман
Для собственного удовольствия я раз в неделю делаю десятиминутную передачу на радио «КТРС» в Сент-Луисе под названием «Что на этой неделе выдал Джон». Это мое хобби. Я набираю из новостей дурацкие темы и демонстрирую их идиотизм. Например, прошлым летом по радио я услышал, что некий чин из Министерства здравоохранения для профилактики вируса лихорадки Западного Нила в Калифорнии предложил завезти туда больше насекомоядных летучих мышей. Из чего я сделал вывод, что этот чиновник считает распространение бешенства достойной альтернативой лихорадке. Более того, для Калифорнии не существует худшего сочетания, чем Оззи Осборн и два миллиона летучих мышей!
4. У вашей шутки должна быть цель
Обыватели не признают один момент в юморе — у шутки должна быть цель. Комедия не всегда приятна — должна быть жертва, вот почему комики говорят, что они убивают. Жертвой можете быть вы, ею может быть кто-то, кого нет рядом в данный момент, это может быть некий общий внутренний или внешний враг. Это может быть небольшая цель, например, утомивший вас клиент или глобальная цель, например, правительство или террористы. Если вы хотите, чтобы шутка удалась, вам необходим объект, на который ее нужно направить. Поэтому в любой ситуации, в любой беседе вы должны точно знать, над кем или чем вы хотите пошутить, и убедитесь, что это достойная цель. По мере того, как вы наберетесь опыта, появятся объекты, над которыми всегда можно пошутить. Конечно, это своего рода клише. Но зато они всегда работают. Цели-клише Географические: Чукотка, Украина, Кавказ. Наиболее безопасные: блондинки, адвокаты, бывшие любовники. Знаменитости: смотрите приведенные выше рейтинги. Города: Одесса, Бердичев, Урюпинск. Спортивные команды: сборная России по футболу. Люди со скучной работой: бухгалтеры, чиновники.
«Высокопоставленные чиновники, делающие глупые ошибки, — смешны, например, Джордж Буш и его проблема с произнесением длинных слов». Рита Раднер
«Целью шутки должно быть что-нибудь неконкретное — вы сами или кто-нибудь власть имущий». Джеймс Карвилл
5. Вы должны рисковать
На самом деле это вывод из двух предыдущих пунктов — вы должны использовать шанс пошутить. У вас должно быть желание открыть горькую правду о некой ситуации или человеке, нацелиться на эту мишень и донести вашу шутку до окружающих. Вам необходимо «рискнуть нарваться на зажигалки» в надежде на то, что вашей шутке посмеются. «Зажигалками» мы на «Вечернем шоу» называем ситуацию, когда кто-то шутит, а в ответ — мертвая тишина, только слышно, как кто-то нервно чиркает колесиком зажигалки. Я уже сбился со счета, сколько раз политики и главы фирм, для которых я пишу, говорят: «Дайте мне только те шутки, которые сработают». Честно говоря, я не знаю, какие сработают, этого не знает никто. Я даю им лучшее, что смог придумать, и скрещиваю пальцы в надежде, что они сработают. К тому же я работаю только по предоплате. Джей Лено ежедневно пишет до полутора тысяч шуток, из которых двадцать использует в вечернем монологе, и любая из них может не сработать. Он — лучший, и если даже он иногда нарывается на зажигалки, то и вас это ждет. Ничего страшного, жить будете. Просто поймите, что стопроцентной отдачи нет ни у кого.
6. Удивите окружающих
«Неожиданное в любой форме всегда смешно, будь то преувеличение, преуменьшение или сравнение». Рита Раднер
Ключевой момент — в неожиданности. Существует по крайней мере пять способов удивить людей с помощью юмора. Первые три самоочевидны. Остальные два, по моему мнению, хорошо работающие, я разберу поподробнее. 1. Вы можете сказать что-нибудь смешное в середине серьезной беседы или ситуации. 2. Вы можете сказать что-нибудь смешное человеку, который ждет от вас серьезного ответа на свой вопрос. 3. Вы можете сказать что-нибудь смешное в таком месте, где никто не ожидает юмора (например, в доме после похорон или в лифте). 4. Вы можете сказать что-нибудь шокирующее с непроницаемым лицом.
«Не бойтесь. Раз привыкнув делать это, вы можете от полной серьезности внезапно переходить к шутке, а потом опять становиться серьезным. Моя аудитория обычно сбита с толку и не может отличить одно от другого. Но это уже тема для отдельного обсуждения». Гарри Шэндлинг
Гарри — один из виртуозов использования этого приема. Когда бы вы с ним ни разговаривали, он может неожиданно в середине серьезного обсуждения отпустить пару легкомысленных шуточек, и тут же вновь стать собранным. Это часть его имиджа в жизни и на сцене; для вас же, поскольку вы не являетесь профессиональным комиком, такой переход больше подойдет как одна из техник, которую можно использовать в своем арсенале. На мой взгляд, лучше всего этот прием использовать, когда кто-то рассказывает о чем-нибудь совершенно ненужном или употребляет глупое клише. Например, кто-то говорит: «Когда мы с коллегами выбрались на пикник, начался проливной дождь, можете вообразить себе что-нибудь хуже?» — уместно будет ответить примерно в таком ключе: «А если бы до вас начал грязно домогаться козел, которого вы разбудили своими громкими разговорами? Это было бы гораздо хуже». Пару месяцев назад, когда я был в студии «NBC Burbank», одна из ведущих что-то уронила на пол со словами: «О, дерьмо». Увидев меня, она сказала: «Пардон за мой французский». Я ответил громким доверительным голосом: «На самом деле по-французски это будет звучать le gran crape». 5. Вы можете сказать противоположное тому, что от вас ожидают услышать: ПРИМЕР: Когда мне переназначают встречи — к примеру, парикмахер вместо вас стрижет более важного клиента, — я всегда что-нибудь скажу по этому поводу. Что-нибудь вроде: «Прошу прощения за то, что отменил встречу, надеюсь, я не причинил вам неудобств с вашим распорядком, ведь, в конце концов, вы платите мне деньги. Ой, подождите, наоборот, я вам плачу. Виноват». ДРУГОЙ ПРИМЕР: У восьмидесятичетырехлетнего бейсбольного комментатора Эрни Харвелла брали интервью для сюжета в Комерика Парке в Детройте. Небольшая группа фанатов наблюдала за съемкой. Эрни повернулся к ним и сказал: «Эти телевизионщики с канала «НВО». Мы снимаем сюжет для передачи «Секс в большом городе».
7. Главное — выбор правильного момента
Для профессионального комика очень важен расчет времени в структуре шутки. Для обывателя существуют два способа расстановки. Первый заключается в том, что смешное ставится в конец. Помните правило: «Никогда не начинайте предложение со слова «поэтому» — не забывайте ставить смешные слова в конец предложения. ПРИМЕР ТОГО, КАК НАДО: Канал «VH1» запланировал выпуск телешоу о Лайзе Минелли и ее муже. Оно будет называться «Как они могут жить вместе?». ПРИМЕР ТОГО, КАК НЕ НАДО: Планируется выпуск нового телешоу о Лайзе Минелли и ее муже. «Как они могут жить вместе?» — так, видимо, называется шоу, которое будут показывать по кабельному телевидению. По поводу второго подхода к выбору момента давайте обратимся за советом к эксперту. Джеффри Росс считается лучшим американским комиком в стиле «жареное и шокирующее». Он выступает в лучших юмористических клубах и передачах по всей стране.
«Суть в том, чтобы, когда вы сидите с друзьями, и вам в голову приходит блестящая шутка, не выпаливать ее сразу. Подождите подходящего момента. Следует быть терпеливым, чтобы эффект был максимальным: дождитесь, когда все замолчат и все внимание сосредоточится на вас и вашей шутке». Джеффри Росс
8. Дополните и продолжите шутку
В программе «The tonight show» это выглядит следующем образом: Джей выдает шутку, а потом добавляет «запоздалую мысль». Продолжение — это все подобные шутки на эту тему. ПРИМЕР ДОПОЛНЕНИЯ ОТ ДЖЕЯ: ШУТКА: Видели новое шоу, которое ведет Анна Николь Смит на канале «Е!»? Я думаю, что «Е» означает «евангелический». ДОПОЛНЕНИЕ: К черту «E!», этому шоу место на канале «Магазин на диване». В обычном общении дополнение можно использовать как быстрый способ закончить чью-то мысль. Ваша роль весельчака предполагает решить, созрела ли обстановка для шутки, дождаться, когда кто-нибудь сделает серьезное заявление, и дополнить его. Это обычно срабатывает, когда кто-нибудь использует клише и пытается выдать его за некую мудрость. КЛИШЕ: Он для тебя последнюю рубашку снимет. ДОПОЛНЕНИЕ: И что мне, по-твоему, делать с потной рубашкой 48-го размера? КЛИШЕ: По крайней мере, его страдания кончились. ДОПОЛНЕНИЕ: А что, если он горит в аду? Продолжение — это когда вы выдаете несколько таких дополнений к шутке.
9. Будьте кратки
Не советую вам рассказывать шутки из серии «коротенько, минут на сорок». Ваша цель — поразить присутствующих короткой колкой фразой. В Америке лучший пример тому — шоу «Hollywood Squares». Я пишу для этого шоу в течение последних пяти лет и убедился, что самое смешное — когда Том Берджерон задает звезде вопрос, а он или она дает короткий ответ. Всегда можно понять, когда у людей нет таланта комика — они начинают вставлять ненужные слова, растягивать шутку и не понимают, что «потеряли» аудиторию уже через пятнадцать секунд после того, как начали отвечать. Это, конечно, не относится к профессиональным комикам. Они — мастера «держать» аудиторию, поэтому им нет необходимости использовать исключительно короткие шутки. Для «простых смертных» лучше проверенный временем способ — «будь краток». Ниже приведен классический пример такого вопроса и ответа: ВОПРОС ДЖОАН РИВЕРЗ: Правда ли, что дамы, желающие вернуться в свою молодость, готовы заплатить 3500$ за операцию по восстановлению девственности? ШУТКА ДЖОАН: Поберегите деньги. Выключите свет и не снимайте чулки.
10. Используйте «троицы»
Шутники используют «троицы», потому что так получается смешнее. Это одна из причин, почему так много шуток начинается с: «Русский, поляк и немец...». Заготовленная заранее «тройная» шутка очень хорошо воспринимается в речи. «Мы собрались сегодня для того, чтобы чествовать человека, который сделал эту фирму тем, чем она сейчас является [1]; того, кто был движущей силой в ее развитии [2]; чьими блестящими идеями и прогнозами известна наша фирма [3]. Но жена Джека не смогла прийти сегодня... так что вместо нее мы чествуем Джека». «Троицы» можно использовать также и в дополнении или внутри какой-либо смешной истории. В позапрошлом году на вручении премии «Эмми» в середине очень серьезного награждения телеведущей Опры первой «Bob Hope Humanitarian Award» в числе таких маститых, серьезных выступающих как Коретта Скотт Кинг, Джулия Робертс и Том Круз, Крис Рок сделал по-другому — объединил неожиданность (пошутив, когда никто этого не ожидал) и «троицу».
«Я смотрю передачи, которые ведет Опра. Я читаю журнал « Опра ». Я чищу зубы пастой «Опра». Я даже использую продукцию по уходу за волосами линии «Опра». Крис Рок
11. Продайте шутку
Это логически следует из краткости. ПРОДАЙТЕ СВОЮ ШУТКУ. Не сомневайтесь в том, что у вас есть чувство юмора и в том, что то, что вы говорите, — смешно.
12. «Что, если...»
Можно веселить при помощи простых реакций на то, что говорят другие. Но можно пойти дальше и сделать свою шутку гораздо смешнее. Я называю это «Что, если...». Сейчас мое любимое «Что, если...»-шоу — «Monk », для которого пишет мой друг Энди Брекман, с которым мы дважды работали на «Оскаре». Прием Энди состоит в следующем. «Что, если самый лучший детектив в Сан-Франциско страдал бы от навязчивого невроза? В результате мы получили одно из лучших телевизионных шоу». Не надо мыслить на одном уровне, попробуйте перенести это в другое измерение. Допустим, кто-то говорит о попытках ООН реконструировать и заново отстроить Афганистан. «Что, если» звучало примерно так: «Что, если мы поможем им построить современные стрип-клубы? Можете вообразить себе стрип-клуб в Кандагаре? Знаете, какой фильм у них хит сезона? «Где мой верблюд, чувак?» ПРИМЕР: В новостях прошел сюжет о том, что в Англии не хватает доноров спермы, и Америка поставляет ее туда. Мое «Что, если»: «Что, если бы мы помогали им так же, как помогали накормить людей в Сомали и Афганистане? Вы можете представить себе аналог сбрасывания продуктов с самолетов? Мы сбрасываем сперму. Как вы считаете, людям в Кабуле нравилось, когда им на голову падал замороженный зеленый горошек?»
13. Всегда задавайте себе вопрос: «А в чем идиотизм этой ситуации?»
Этот пункт я поставил в конце главы, начатой золотым правилом: «Будьте находчивы и актуальны», для того чтобы вы усвоили главное правило, а закончили самым важным вопросом, который поможет вам мыслить в правильном направлении. Это главный вопрос комедии, он позволяет вам точно выбрать цель, дает возможность полностью использовать ситуацию. Взгляните на приведенную ниже картину и спросите себя: «В чем идиотизм этой ситуации?» ПРИМЕР: В прошлом октябре я вернулся в Филадельфию навестить родителей. Проезжая по родному городу, я увидел список членов Филадельфийской инициативной группы «Против Граффити», нарисованный краской из баллончика на стене здания. Увидев нечто подобное, спросите себя: «В чем идиотизм этой ситуации?»
ТИПЫ ЮМОРА
Самонасмешка
«Я бы не хотел состоять в клубе, желающем видеть меня своим членом». Граучо Маркс
«Помню момент, когда я впервые понял, что могу рассмешить людей. Это произошло на третьем году существования моего шоу». Конан О'Брайен
Самоуничижительный юмор, вероятно, самая важная техника, которую может использовать оратор. Это прямой путь установить связь с аудиторией для того, кто наделен могуществом — а если вы держите микрофон, то автоматически воспринимаетесь могущественным — дать понять каждому, что вы не воспринимаете себя слишком важным. Даже если тема серьезная, нужно показать, что вы понимаете: под одеждой у каждого нагота, и однажды все мы умрем. Самонасмешка также очень полезный прием для повседневного общения, так как способность посмеяться над собой позволяет открыться окружающим. Странно, но факт — это также выражает доверие, показывает, что вам комфортно с вашим собеседником и что вы достаточно сильны, чтобы не воспринимать себя слишком всерьез. Для некоторых Кэрри Фишер — Принцесса Лея; для тех, кто знает ее и ее работу после «Звездных войн», она — необыкновенно одаренный филолог и одна из самых высокооплачиваемых редакторов в мире, а также одна из самых веселых людей, с которыми я разговаривал или обменивался электронными письмами.
«Один из способов быть смешным — говорить о себе, как бы находясь у себя за спиной. Самонасмешка гораздо лучше, чем самоанализ, прикрытый скромностью. Когда бы вы ни говорили о собственной глупости, присущей всем нам как людям, это будет смешно». Кэрри Фишер
Боб Эллисон, автор, пишущий для «Эмми», «Магу Tyler Moore Show» и «Rhoda», говорит, что для него девизом является следующий: «Вместо того , чтобы принизить другого , посмейся над собой; это человечнее и привлекает людей на твою сторону». ЗНАМЕНИТОСТИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНЫЙ ЮМОР Терри Брэдшоу, отличный оратор, начинает свои речи с шуток над своей прической, браком, мамой и интеллектом. Для Терри это способ установить контакт с аудиторией, что позволяет ему разыгрывать людей. Будь Терри в действительности таким тупым, разве мог он стать единственным защитником Национальной футбольной лиги, удостоенным четырех Суперкубков? Вместо того, чтобы похваляться, каждую речь он начинает с нескольких шуток. Это помогает ему наладить контакт с окружающими и показывает, что он может посмеяться над собой; а если вы способны шутить над собой, то люди будут смеяться вместе с вами. Каждый известный человек, если он хороший оратор, знает, как покорить публику, посмеявшись над собой: Арнольд Шварценеггер начинает с шутки по поводу своего акцента, актерского таланта и женитьбы на Кеннеди; Розанна и Том Арнольд в свое время выставляли себя кошмаром во плоти, засранцами с кучей денег. Самый выдающийся пример самонасмешки я наблюдал, когда Джеймс Карвилль, в те времена еще никому не известный, произносил речь. До того как Джеймс стал живой легендой, соотношение выигранных им избирательных кампаний к проигранным составляло примерно три к пятнадцати, однако каждый, кто знал его, подтверждал, что у него есть харизма и ум, столь необходимые, чтобы стать звездой. Однажды мне довелось присутствовать на его выступлении на конференции политических консультантов. В течение трех часов один консультант за другим хвастались количеством успешных кампаний, проведенных ими, своим умом, своей безупречной репутацией. А затем слово взял Карвилль. Он начал свою речь с того, какая честь для него быть приглашенным в компанию таких великих консультантов. Он сказал, что его, видимо, пригласили потому, что он — единственный, кого они побеждали все эти годы. Только одно это замечание произвело двойной эффект: сделало Джеймса единственным симпатичным человеком среди этого сборища напыщенных ослов, и, во-вторых, бросило тень сомнения на достоверность всего сказанною консультантами ранее. Из моего личного опыта Я использовал самонасмешку в моей самой первой речи, которую произносил перед аудиторией юристов, принадлежащих «Лиге плюша» (объединение 8 старейших привилегированных университетов и колледжей северо-запада США). Я начал с того, что сообщил им о том, что закончил Юридический колледж Виллановы, у которого много общего с Гарвардом. В особенности буквы «В» и «А». СОВЕТЫ • Сделайте себя частью аудитории, к которой обращаетесь, но в то же время дистанцируйтесь, рассказав о неудаче или неприятности, приключившейся с вами. • Шутите над тем, что хорошо известно о вас другим. • Если вы богаты и люди знают об этом, покайтесь в этом. Президент Джон Ф. Кеннеди однажды сказал, что его отец предложил купить ему победу в Западной Вирджинии на предварительных выборах. Джоан Риверз прокомментировала свою очередную косметическую подтяжку кожи лица, сказав, что ее внуки зовут ее «Бабушка-Новое-Лицо». • Если вы незнакомы аудитории, расскажите о себе что-нибудь, над чем можно посмеяться. • Удивите аудиторию неожиданным поворотом сюжета. У Арнольда Шварценеггера есть отличная шутка о том, что он — воплощение американской мечты, живое доказательство того, что любой иммигрант может разбогатеть только благодаря настойчивости, упорному труду и женитьбе на дочке Кеннеди. ВНИМАНИЕ: Самонасмешка не означает самобичевание. То, что вы пятнадцать минут ругаете себя, вовсе не определяет, что вы веселый человек, это говорит о том, что вы неудачник. Классический пример тому — Ал Гор, насмехающийся над собой так, что вызывает только чувство скуки. Одна или две шутки — это смешно. Десять — уже слишком, а повторяя их снова и снова, Гор только лишний раз напоминал о собственной неуклюжести. ЗАПОМНИТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ: В обществе хвастунов способность отпустить шутку в свой адрес ставит вас над толпой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте о себе две шутки, построенные на том, чем вы больше всего известны.
Преувеличение
«Миллиард людей по всему миру, которые смотрят трансляцию вручения «Оскара», думают об одном и том же — все мы здесь гомосексуалисты». Стив Мартин
«Американский борец с Талибаном Джон Уолкер Лидх, по-видимому, гомосексуалист. Это значит, что Талибан более терпим, чем бойскауты». Джей Лено
Предположим, что вы обсуждаете дурака-коллегу. Сказать, что его IQ равен 105, не смешно. Умеренность здесь не сработает. Преувеличение — как раз то, что здесь нужно, так как оно позволяет вам пошутить особенно впечатляюще. К примеру, когда в разговоре между двумя женщинами одна говорит, что она купила своему мужу ножнички «Sharper Image Turbo Groomer» для волос в носу, то это просто констатация факта. Скажи она, что ей пришлось купить ему для этих целей газонокосилку, то было бы смешно. Когда Пол Райзер вел церемонию вручения наград «City of Hope Spirit Award» в 2002 году, он рассказал аудитории о руководителях записывающей компании, которые должны были чествовать шестерых директоров студии звукозаписи при киностудии. Ниже я привожу фрагмент его речи, окончившейся преувеличением. В качестве разминки попробуйте подсчитать, сколько типов шуток он использовал. «Те шесть человек, которых мы сегодня чествуем, продали за этот год примерно 185 миллионов саундтрэков к фильмам. На земле сейчас живет порядка пяти миллиардов человек. Давайте произведем некоторые вычисления, так как не все покупают саундтрэки. Моя мама никогда в жизни не купила ни одного из них. Я и мои друзья тоже ни разу не покупали их; итак, одиннадцатью меньше. В Китае не продано ни одной штуки, потому что они делают пиратские копии всего, что выпускается в мире. Люди старше сорока пяти не покупают саундтрэки. Люди младше двадцати пяти тоже не покупают, потому что скачивают их из Интернета совершенно бесплатно. Путем нехитрых вычислений мы получаем, что каждый присутствующий здесь приобрел за этот год по 47 000 штук». Что сделало его речь такой смешной? Давайте проанализируем: • «итак, одиннадцатью меньше» — самонасмешка; • «делают пиратские копии всего, что выпускается в мире» — истинная правда в шутливой форме; • «скачивают из Интернета совершенно бесплатно» — то же самое; • «что каждый присутствующий здесь приобрел за этот год по 47 000 штук» — преувеличение. Пол Райзер — три различных типа шуток. Из моего личного опыта У меня была девушка не очень строгих правил. После того как мы расстались, я всем говорил, что у нас возникла проблема из-за того, что она спала со своим начальником. Следует отметить, что она работала на Ватикан. Она назначала свидание «Oakland Raiders» только по той причине, что в хоккейной команде всего пятнадцать игроков. Презервативы она покупала большими упаковками на оптовых складах. СОВЕТЫ • Преувеличение можно использовать всегда и везде; • Оно работает не только в коротких шутках, но и в длинных историях. ВНИМАНИЕ: Иногда для того, чтобы пошутить, можно слишком преувеличить, и тогда ваш собеседник слишком сфокусируется на примере и упустит юмор. Если бы я сказал, что моя бывшая девушка изменяла мне со всеми игроками, включая запасных, десяти лучших команд NHL, то высчитывать, сколько это человек, довольно долго.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |