Краткие выводы по изученной теме
ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр ТЕМА 15. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» Краткие выводы по изученной теме 1. Достоевский защищает идею нравственного достоинства человека, который не хочет оставаться ничтожной «вошью», не желает безмолвно подчиняться и терпеть, но всем своим существом восстает против несправедливости и страданий, не хочет и не может примириться с ними. 2. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с жёлтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков... удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идёт на панель. 3. Смешон, жалок и отвратителен Мармеладов с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и гибель его неизбежна. Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он всё это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щёгольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни. 4. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговорённых к смерти. 5. Главный герой романа «Преступление и наказание» молодой разночинец Родион Раскольников, захваченный новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности, героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, прочие же — просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделённым на две неравные части, одна из которых «право имеет», а другая — «твари дрожащие». Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент. 6. Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Раскольникова. Если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорблённую, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор. Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорблённых, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым всё позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорблённым, которых они защищают. 7. Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» любовь играет совершенно особую роль. Любовь спасает героя, возрождает его к настоящей жизни. 8. Единственным человеком, который действительно сумел подвести главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Соня Мармеладова. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путём преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку. Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, всё простить, вобрать в себя чужое страдание. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться. Правда Сони — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. 9. Эпизод чтения Соней и Раскольниковым Евангелия является началом покаяния и возрождения Раскольникова. «Убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги», читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Это символический прообраз судьбы и Раскольникова, и Сони. С интерпретацией убийственной теории Раскольникова как болезни, грозящей смертью, перекликается начало евангельского фрагмента: «Был болен некто Лазарь, из Виффании...» (в Евангелии Христос при вести о болезни Лазаря говорит также: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей»). Во фрагменте Евангелия рассказывается о чуде, в которое верит Соня. Подобно тому, как умерший Лазарь четыре дня пребывал в пещере, Раскольников после преступления четыре дня проводит отшельником в своей каморке. Подобно тому, как Христос воскрешает евангельского персонажа, Соня воскрешает Раскольникова. 10. Вместе со «словом Божиим» Раскольников открывает в себе людской нравственный закон, а это уже важнейший шаг на пути возрождения. 11. «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека... Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон... Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому многое могли дать «человеческому» (Н. Бердяев).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |