Необходимый труд, взятый в этом смысле, не имеет отношения к меновой стоимости, не является ее эквивалентом.
Без комментариев. Только выдежки работы.
В. Долгов В. Ельмеев М. Попов УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛИЗМА В РОССИИ Санкт-Петербург 1997 г. ББК 65.9(2)-183 66.61(2)2
В марксистской экономической науке таким единым сущностным началом выступает труд, и именно поэтому она называется политической эко- номией труда. Разрешение противоречия между трудом как источником стоимости и трудом как созидателем потребительной стоимости здесь осуществляется в рамках одной и той же сущности – труда: с развитием общест- Ва происходит отрицание господства затратной стороны непосредственного Труда (стоимости) и превращение результатной стороны (потребительной стоимости) в господствующее начало, делающее экономическую систему це- лостной, а теорию – монистической. Трудовая теория потребительной стои- мости становится более высокой и развитой теорией, образует новую пара- дигму экономической науки.
Уместно заявить, что понятие “экономия”, давшее название экономиче- ской науке, возникло не для характеристики отношений стоимости и стоимо- стного обмена. Ее действительный, сущностный смысл с самого начала и до наших дней в конечном счете сводится к потребительностоимостному прин- ципу: вести хозяйство так, чтобы результаты в виде полнокровной жизни Превосходили затраты на ее достижение, чтобы доходы превышали расходы. Этот принцип не совместим со стоимостным обменом, функциони- Рующим на возмездно-эквивалентной основе – равенстве затрат и результа- тов. Прибавочная стоимость как стоимость (и все ее производные – прибыль, рента, процент) тоже не является превышением результатов над затратами, ибо за ней стоят равные затраты прибавочного труда. Если же ее хотят вы- вести из производительных сил труда (производительности труда), то неиз- бежно приходится переходить со стоимостной к потребительностоимостной основе. Экономия возникает из этой потребительной стоимости рабочей силы и применяемых ею средств, реализуемых в живом труде людей и в потребле- нии. Многие, причем существенные экономические процессы могут быть ра- ционально поняты только на основе потребительностоимостных принципов. Достаточно сказать, что экономический рост и тем более развитие не объяс- Нимы с позиций законов стоимости, принципа эквивалентности (равенства) затрат и результатов, поскольку здесь идет речь об экономике в ее статиче- ском состоянии.
Можно предположить, что потребительностоимостной принцип превосходства результатов над затратами (а не их стоимостное равенство) станет главным способом объяснения и обоснования как экономического, так и социального развития общества
ГЛАВА II. ЗА СОЦИАЛИЗМ НА ЕГО СОБСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ 1. Трудовая теория потребительной стоимости — научная основа создания экономики социализма Тезис о трудовой теории потребительной стоимости как новой пара- дигме экономического познания социализма, сформулированный нами в предшествующих работах, поддерживает ряд известных наших ученых. «На- стал период, – пишет Р. И. Косолапов, – когда общество должно смело отка- заться от «политической экономии стоимости» и перейти к «политической экономии потребительной стоимости», поставив последнюю в центр всей экономической теории и практики». [3]. “По логике вещей, – утверждает В.Н. Черковец, – трудовую теорию стоимости должна заменить теория потреби- тельной стоимости (общественной, непосредственно общественной), которая будет призвана разработать и применять научные методы определения по- лезности (общественной, непосредственно общественной) создаваемых мате- риальных и нематериальных благ не через стихийные рыночные цены ...». [4].
Чтобы выявить специфику производства потребительной стоимости, вначале нужно сформулировать закон потребительной стоимости в его про- стом виде, который отражал бы отношение (связь) между трудом и его ре- зультатом (продуктом), но был бы противоположностью закону стоимости (последний тоже является законом взаимодействия труда и его результата). Каким же предстает закон потребительной стоимости?
1. Если законом стоимости выражается связь, идущая от живого тру- да, взятого в его общественно необходимых затратах, к его результату, ове- ществленному в стоимости, то закон производства потребительной стоимо- сти, наоборот, устанавливает зависимость затрат живого труда от обществен- ной потребительной стоимости продукта, от потребности в нем. В первом законе стоимость результата определяется общественно необходимым для его производства трудом, т.е. мы исходим из затрат труда. Вторым законом,т.е. законом потребительной стоимости, выражается обратная связь: мы исходим из потребительной стоимости продукта и идем в обратном направле- нии — к созидающему ее труду, чтобы определить, сколько нужно затратить труда для получения потребительной стоимости и удовлетворения данных потребности в ней. По закону стоимости этого нельзя сделать, ибо в нем тру- дом обусловливается лишь стоимость продукта, сама же «стоимость» труда, его величина остаются необъясненными. Труд, его затраты в рамках закона стоимости не приобретают своей причинной обусловленности со стороны их продукта, и поэтому мы лишены возможности определить величину труда, что, безусловно, свидетельствует об ограниченности классической стоимост- ной теории и соответствующей ей практики. Из их критики выросло кейнси- анство с его теорией определения объема занятости. В законе потребитель- ной стоимости преодолеваются эти ограниченности, он является законом, по которому общество определяет, сколько необходимо трудиться, уделять вре- мени материальному производству, чтобы удовлетворять свои жизненные потребности.
Необходимый труд, взятый в этом смысле, не имеет отношения к меновой стоимости, не является ее эквивалентом. Когда говорится о необходимом рабочем времени общества в смысле того времени, которое нужно обществу израсходовать для удовлетворения данных потребностей, то это время не выступает мерой стоимости продукта. Такого рода необходимый труд имеет отношение к потребительной, а не к меновой стоимости.
Если воспользоваться примером К Маркса относительно того, что Робинзон на своем острове распределял свое рабочее время и свои трудовые функции согласно полезным эффектам предметов потребления, то нельзя ли такое распределение рабочего времени (в зависимости от потребительной стоимо- сти продукта) считать отношением, в котором “уже заключаются все сущест- венные определения стоимости». Такое утверждение будет неправильным, ибо оно сводит потребительную стоимость к стоимости и возвращает к закону стоимости.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |