Резервы улучшения финансового состояния ГУП ЖКХ г. Алдан
Результаты проведенного выше анализа позволяют сделать вывод об неустойчивом финансовом положении ГУП ЖКХ г. Алдан на сегодняшний день. Такая ситуация связана , прежде всего, с оплатой жилищно- коммунальных услуг предприятию со стороны населения города. Именно вопросы оплаты жилищно- коммунальных услуг сегодня являются наиболее существенным резервом роста прибыли и рентабельности любого предприятия ЖКХ[24]. Рассмотрим динамика оплаты жилищно- коммунальных услуг ГУП ЖКХ г. Алдан как фактор роса выручки и прибыли унитарного предприятия в таблице 2.17. Как видно из таблицы 2.17, за указанный период наблюдался неуклонный рост тарифов для населения на основные виды ЖКУ унитарного предприятия г. Алдан, в т. ч. по видам услуг: плата за электроэнергию - в 42,7 раза; за отопление - в 144,9; за сетевой газ - в 148,6; за водоснабжение и водоотведение - в 226; за жилье - в 333 раза.
Таблица 2.17 – Динамика изменения тарифов для населения на основные виды жилищно- коммунальных услуг ГУП ЖКХ г. Алдан за период 1997- 2004 гг.[25]
* В рублях в текущем уровне цен, действующем после проведения деноминации.
С 1997 г. изменение тарифов на основные виды ЖКУ шло опережающими темпами по сравнению с общим изменением потребительских цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги г. Алдан становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ. В таблице 2.18 отображены основные изменения в структуре платежей населения за ЖКУ г . Алдан Как видно из таблицы 2.18, за период с 1997 по 2004 г. в структуре платежей населения увеличилась (в 3 раза) доля оплаты жилья и сократилась доля оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций. Стоимость, основных ЖКУ возросла с 6, 33 руб. в 1997 г. до 118,25 руб. в 2003 г. в расчете на 1 чел. в месяц.
Таблица 2.18 - Изменения в структуре платежей населения за основные виды ЖКУ г .Алдан[26]
С увеличением доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с 9 % в 1997 г. до 56 % в 2003 г. и ростом тарифов произошел значительный рост (в 116 раз) оплаты населением основных жилищно-коммунальных услуг. Структура доходов за последние годы претерпела значительные изменения. За период с 2001 по 2004 г. среднедушевой доход увеличился более чем в 5 раз (с 361,2 руб. в 2001 г. до 2224 руб. в 2004 г.). За этот же период оплата ЖКУ населением возросла в 3,3 раза (с 42,7 руб. на 1 чел. в месяц в 2001г. до 142 руб. по состоянию на 1 сентября 2004 г.). Динамика соотношения показателей роста среднедушевого дохода оплаты ЖКУ населением (по отношению к предыдущему году) характеризуется следующими величинами соответственно:500руб. и 30руб. на 1чел. в мес.в2002г.;610руб. и 28 руб. - 2003 г.; 410 руб. и 42 руб. - 2004 г. Таким образом, темпы роста доходов населения значительно опережают увеличение платы населения за жилье и коммунальные услуги по федеральным стандартам. Однако проблемы неуплаты коммунальных платежей и соответственно недополучения суммы выручки ГУП ЖКХ г. Алдан сегодня остается одной из центральных ив городе. Предприятие несет убытки в сумме неоплаченных коммунальных услуг. Динамика суммы таких убытков ГУП ЖКХ г. Алдан (резерв роста выручки и прибыли) отражена в таблице 2.19.
Таблица 2.19 – Динамика недополучения выручки ГУП ЖКХ г. Алдан в результате невыплаты коммунальных платежей населением города[27]
Таким образом, сумма прямых убытков организации за последние 5 лет составила порядка 1080 тыс. руб. А ведь эта сумма могла оказать существенной влияние на размер выручки и прибыли организации и эффективность ее деятельности. Большинство населения города на уровне поведенческих установок однозначно настроены на оплату коммунальных услуг. Об этом свидетельствуют данные рисунка 2.8. Однако поведенческие установки не совпадают с нормативной оценкой явления неплатежей, которая по преимуществу носит лояльный характер. Это несоответствие в настоящее время имеет системный, широко распространенный характер. В результате такого расхождения поведенческих установок и нормативной оценки не только формируется негативный образ коммунальных служб, но и снижается мотивация к оплате коммунальных услуг.
Рисунок 2. 8 – Диаграмма мнений населения города Алдан о выплате коммунальных услуг[28]
Был проведен социологический опрос среди жителей города Алдан. Было опрошено 300 человек в возрасте от 25 до 60 лет. Респондентам было задано 2 вопроса: 1. Своевременно ли Вы оплачиваете коммунальные услуги? 2. Если не, то по какой причине? 43 % опрошенных утвердительно ответили на первый вопрос, причем большая часть из них были люди пенсионного возраста, то есть те, которые привыкли своевременно оплачивать коммунальные услуги, даже при нехватке денег (см. рисунок 2.9). Оставшиеся 57 % отрицательно ответили на первый вопрос. Ответы на второй вопрос разделились. В основном звучал ответ: «Нехватка денег», «Задолженность по зарплате, и соответственно, нехватка денег» (68 % отвечавших на второй вопрос). Однако 30 % отвечавших на второй вопрос ответили, что у них просто нет времени заполнять кучу абонентских книжек и выстаивать очереди в пунктах приема платежей.
Рисунок 2.9 – Результаты социологического опроса жителей города Алдан[29]
Из полученных данных видно, что коммунальные службы ЖКХ г. Алдан теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей в городе Алдан в ближайшее время, пойдет речь в следующей главе.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |