Учебная деятельность (понятие, строение)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Студентка Манерова Дарья Игоревна Научный руководитель: Шибаева Анна Петровна
г. Серпухов 2011
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников 1.1 Учебная деятельность (понятие, строение) 1.2 Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности 1.3 Стратегии формирования учебной деятельности школьников Глава 2. Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования 2.1 Проблемы дидактического и методического характера 2.2 Проблемы организационного характера 2.3 Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования Заключение Список используемой литературы Приложения
Введение
Среди многочисленных и разных проблем педагогической теории и практики есть такие, которые возникают вновь и вновь, требуя новых решений на каждом этапе развития системы образования. Таковыми являются вопросы организации труда обучающихся, разработки более совершенных организационных методов, приемов, форм обучения и учения. В условиях модернизации российского общества возрастающие проблемы информации, внедрение информационных технологий в производство и образование в большей мере требуют от работника, и от обучающегося умения учить самого себя, быть самому себе преподавателем, уметь находить ответы на интересующие вопросы в источниках информации, в том числе электронных, уметь организовывать собственную деятельность и деятельность других. Разработка теории учебной деятельности и поиски путей ее эффективной организации в современной психолого-педагогической науке ведется активно. В научных публикациях, отражающих результаты исследовательского поиска по данной проблематике, содержится осмысление феномена учебной деятельности, раскрывается ее специфика по сравнению с другими видами человеческой активности, обосновываются представления о ее типах и структуре, подходы к ее формированию через становление учебных умений. Задача научить обучающихся самих себя учить имеет давние исторические корни. Об этом высказывались Сократ[1], А. Дистерверг[2], К.Д. Ушинский[3], Д.И. Писарев[4] и др. начиная со второй половины XIX века, в связи с изменением целей воспитания, психологи и педагоги обратили серьезное внимание на проблему формирования у детей умения учиться. В этой курсовой работе рассматриваются отдельные стороны и их недостатки в организации учебной деятельности. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Поиски эффективных путей в работе педагога над учебной деятельностью школьников и студентов сегодня активно ведутся и в нашей стране, и за рубежом. При общей направленности, они, тем не менее, отличаются способами осмысления проблемы и предлагаемыми вариантами решения. Представленная работа ставит своей целью обосновать педагогические основы организации учебной деятельности в системе общего и профессионального образования. Объектом изучения данной курсовой работы является учебная деятельность и её осуществление в рамках школы Организация учебной деятельности и некоторые проблемы, связанные с ней, являются предметом изучения в этой курсовой работе. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: -дать понятие об учебной деятельности; -раскрыть индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности; -представить стратегии формирования учебной деятельности школьников; -раскрыть проблемы дидактического, методического, организационного характера и проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования. Данная работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников», главы 2 «Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования», заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников Учебная деятельность (понятие, строение)
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком[5], и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского[6]. Основополагающие принципы этого направления заключены в признании ассоциации механизмом любого акта учения и наглядности. Основными понятиями ассоциативно-рефлекторного учения являются понятия «ассоциация», «рефлекс», «стимул-реакция», а ведущим методом становится упражнение. Современное звучание ассоциативно-рефлекторной теории заключено в ориентации ее на формирование психических функций и создание условий их развития в процессе обучения. Знания усваиваются репродуктивно. Деятельностные теории опираются на понятия «действие» и «задача». Действие предполагает преобразование субъектом того или иного объекта. Задача включает в себя цель, представленную в конкретных условиях ее достижения. В основе данного подхода лежит развитие творческого потенциала личности. Реализуется он в теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин[7], М.И. Махмутов[8]), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин[9], Н.Ф. Талызина[10]), теории учебной деятельности (В.В Давыдов[11], Д.Б. Эльконин[12]), проектного обучения (Дж. Дьюи[13], Е.С. Полат[14]) В Рамках деятельностных теорий учения введено понятие «ведущая деятельность». Ей отведена главная роль в развитии человека на определенном возрастном этапе. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: 1) в ней возникают и развиваются новые виды деятельности; 2) внутри ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы; 3) от нее в основном зависят основные психологические изменения личности ребенка. Каждой ступени развития личности ребенка соответствует конкретный тип ведущей деятельности. Так, Д.Б. Эльконин[15] выделал следующие ведущие деятельности для различных этапов детства: 1) младенчество (0-1 год) - непосредственно-эмоциональное общение; 2) ранее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; 3) дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра; 4) младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность; 5) младшее подростничество (10-15 лет) – интимно-личное общение; 6) старшее подростничество 916-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность. Ведущий тип деятельности определяет возникновение и формирование психологических новообразований в данный период времени. Для учащихся начальной школы ведущим видом деятельности является учебная. В условиях ее реализации происходит становление учащегося как активного деятеля, способного к самоизменению. Такая деятельность не возникает сразу, а проходит определенный путь в своем становлении. Представленная Д.Б. Элькониным классификация, в целом соответствует характеру психического развития современных детей, но ее следует уточнить, считает В.В. Давыдов[16]. Он полагает, что детям от 10 до 15 лет присуща общественно значимая деятельность, которая включает в себя трудовую, общественно организационную, художественную и учебную деятельности. В системе общего образования сложилось несколько различных точек зрения на понятие «учебная деятельность»: синоним учения, научения, обучения; ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий; один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков; самостоятельная работа обучающихся. Наибольшее распространение в теории и практике обучения получило преставление об учебной деятельности как о деятельности обучающегося по усвоению накопленных знаний, умений и навыков. Обзор сложившихся подходов к структурированию учебной деятельности позволяет высказать общие и ориентировочные предположения о возможном круге существующих преставлений на строение учебной деятельности, об эволюции взглядов на отдельные ее компоненты, о включении категории времени в состав структуры. Учебная деятельность выполняется во внешнем и внутреннем плане. Ее внешнее исполнение принято связывать с понятием «структура». В самой структуре выделяют основной и обслуживающие компоненты. В ней выделяют три звена – мотивационно-ориентирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное. К обслуживающим компонентам В.В. Давыдов[17] относит основные психические процессы. Выше обозначенные звенья учебной деятельности у Н.Я Чутко описывается как: 1) ориентировочное звено (анализ конкретных обстоятельств и условий с точки зрения достижения стоящей цели); 2) операционно-исполнительное звено (составление плана, выбор средств деятельности, реализация намеченного плана); 3) контрольно-коррекционное звено (контроль, критическая оценка того продукта, который получился в результате деятельности, исправление возможных ошибок). Психолого-педагогическая наука отмечает, что учебные действия выполняются с помощью соответствующих предметных и мыслительных средств. Предметными средствами выступают реальные вещи, используемые для преобразования ситуации, а так же различные графические изображения при моделировании. При усвоении теоретических знаний школьники применяют различную предметно-графическую символику. К мыслительным средствам относят словесно-дискурсивные модели и наглядные образы, позволяющие преобразовать ту или иную ситуацию. Результаты осуществленного нами анализа существующих точек зрения исследователей на строение учебной деятельности представлены в таблице 1 (прил 1. таб.№1)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |