Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




учебная образование школьник

Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков.

Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы общего образования показал, что школьные программы и программно-методические материалы ориентируют педагога на отработку у учащихся порядка 150 учебных умений в начальной школе и на 550-в среднем и старшем школьном звене, что является безусловным показателем того, почему школьные педагоги не столь успешно работают над формированием учебной деятельности в учебных умениях у обучающихся системы общего образования.

Третья проблема. Не смотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы формирования учебной деятельности, ее практическое решение в современной общеобразовательной и высшей школе нельзя считать удовлетворительным. Человек не рождается с умениями и навыками учебной деятельности. Приобретаются они либо в условиях специально организованного педагогом обучения, либо в отсутствие такового. Последнее происходит крайне медленно: одно - два учебных умения в полгода.

Как показало наше исследование в системе общего и профессионального образования, характер динамики убывания показателя несформированности умений учебной деятельности имеет «квазигиперболическое» выражение.

Четвертая проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во времени у 30% учащихся. Данные процессы разворачиваются на фоне существенного (более 1,5 раза) увеличения суточного времени в его оценках у значительной (свыше 90%) части школьников. 95% учащихся основной школы ориентируются в суточном времени по биотическим и астрономическим часам. Их жизнь и деятельность организуются по протеканию биологических процессов, функционированию человеческого организма, суточных и сезонных явлений природы.

Пятая проблема. Обобщенные данные исследований, представленные в специальной литературе, и результаты нашего исследования свидетельствуют о «квазигиперболическом» характере распределения процентного отношения обучаемых с несформированной учебной деятельностью по этапам обучения к общему числу участвующих в эксперименте:

- у 90% на начало обучения в первом классе;

- у 75% на момент перехода в среднее школьное звено;

- у 50% на момент окончания основной школы;

- у 30% третьекурсников вузов;

- у 10% слушателей курсов повышения квалификации из числа учителей, работающих в начальной школе.

Призванные работать над формированием учебных умений у младших школьников, они сами не владеют им в должной мере (Н.Г. Калашникова)

Подводя итог сказанному выше, отметим, что от того, как сработает общеобразовательная школа в отношении формирования учебной деятельности учащихся, будет всецело зависеть успешность их дальнейшего обучения как студентов.

 


Заключение

 

Взятый системой образования курс на собственное реформирование ставит перед практикующей педагогикой одну важную задачу: изменение содержания образования. Ее решение ориентирует теорию и практику школьного и профессионального обучения на объединение усилий в направление поиска новых методов, которые позволяют преемственно формировать у обучающихся умений и навыков учебной деятельности.

Но сегодня в отношении преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся системы общего и профессионального образования сложился ряд противоречий теоретического и практического характера. Подытожим и обобщим же эти противоречия, которые мы раскрыли в этой курсовой работе:

Противоречие 1. между теоретическими представлениями об учебной деятельности как о деятельности по самоизменению, целью которой является овладение умением учиться, и сложившимися в практике обучения системы общего и профессионального образования представлениями оо ней как о деятельности, ориентированной на получение знаний и учебно-предметных умений обучающимися.

Противоречие 2. между теоретическими разночтениями в признании учебной деятельности ведущим видом деятельности обучающихся в:

-начальной школе;

-старшей и профессиональной школе;

-системе общего образования;

-условиях непрерывного обучения.

Противоречие 3. Между существующим в теории дизъюнктивным подходом к анализу структуры учебной деятельности с характерным выделением системы учебных умений (не согласующимся с темпоральными переменами современного общества) и нереализованным потенциалом недизъюнктивного анализа их пространственно-временной организации.

Противоречие 4. Между необходимостью соблюдения преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся, ее социальным и профессиональным значением, здоровьесберегающим потенциалом, с одной стороны, и отсутствием учебных умений у значительной части обучающихся системы общего и профессионального образования, с другой стороны.

Противоречие 5. Между потребностью в концептуальных положениях и научно-методическом оснащении преемственности формирования учебной деятельности школьниками и студентами, исполняемой ими в пространстве-времени, и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогике.

 


Список литературы

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, №3.-97 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения: - Ростов-на-Дону, 1972.-347 с.

3. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003

4. Бебершвили Ц.Г. Формирование контроля и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф...дис. канд. пед. наук. – Тбилиси, 1982. – 27 с.

5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

6. Веселова Н.Н. Преемственное формирование учебной деятельности (школа-вуз): Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Изд. «Эйдос»), 2007.

7. Веселова Н.Н. Учебная деятельность учащихся в школе и дома: уч.-метод.пособие. – Калуга: Изд. «Эйдос», 2007.

8. Давыдов В.В Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР, 1996.

9. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М: «Дом педагогики», 1996. – 208 с.

10. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. – М., 1986. – 200 с.

11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность.-М.:Наука, 1988.– 193 с.

12. Коменский Я.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амоношвили, 1996. – 224 с.

13. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Р76. Гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с.

15. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн. Исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, науч. исслед. Педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР.- М.:Педагогика, 1982.

16. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984, №6, - с.26 – 32.

17. Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореферат канд.дисс. – Л., 1988. – 16 с.

 


Приложения

Приложение 1

 

Таблица №1 Психолого-педагогические подходы к структурированию учебной деятельности

Подход к структурированию учебной деятельности Компонентный состав структуры учебной деятельности Исследователи
процессуальный -анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализацию имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; его практического осуществление; контроль и оценку решения задачи; осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи; -ориентировочное звено (анализ конкретных обстоятельств и условий с точки зрения достижения стоящей цели); операционно-исполнительное звено (составление плана, выбор средств деятельности, реализация намеченного плана); контрольно-коррекционное звено (контроль, критическая оценка того продукта, который получился в результате деятельности, исправление возможных ошибок); -восприятие учебного материала, его осознание и осмысление, запоминание, обобщение, систематизация и применение П.И.Пидкасистый и др.   Г.Ф.Кумарина, Н.Я. Чутко и др.     В.А. Скакун и др.
функциональный основные функциональные блоки: мотивов деятельности, целей деятельности, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, подсистемы деятельностно важных качеств В.Д. Шадриков и др.
регуляторно-когнитивный регуляторная (принятие решения, конкретизацию и фиксацию цели, выделение условий ее достижения, формирование способов работыи планирование, осуществление самоконтроля и коррекции производимой деятельности) и когнитивная (внимание, память, мышление, рефлексия, вербализация) составляющие Н.Ф. Круглова, В.И. Панов и др.
психологический учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки дополнения: мотивы, цели, потребности     дополнения: средства деятельности и обслуживающие компоненты (восприятие, воображение, память, мышление, чувства, воля)   дополнения: восприятие времени     дополнения: движения   дополнения: время К.В. Бардин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова и др. В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Заика и др. В.В. Давыдов и др. Д.Г. Элькин и др. А.В. Петровский, А.И. Щербаков и др. А.К. Болотова и др.
системно-деятельностный первичная попытка решения «практической задачи», рефлексия неудачи в попытке, обусловленной недостатком соответствующих задаче способностей, акцентировка в рефлексии на поиск объема качества недостающих способностей; построение в акцентированной рефлексии проекта изменения способностей, осуществление действия по приобретению способности и контроля ее наличия Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон
системно-генетический вычленение проблемы из поставленной перед обучающимися задачи; выявление общего способа решения проблемы; моделирование общих отношений учебного материала и способов действий; самостоятельный контроль за ходом и результатом учебной деятельности; самостоятельная оценка соответствия хода и результата деятельности при решении поставленной задачи Н.Ф. Авдеев, Н.Г. Хохлов и др.
полидисциплинарный нужды, потребности, эмоции, задачи, действия, мотивы действий, средства, используемые в действиях, планы (перцептивные, мнемичиские, мыслительные, креативные), воля как контроль внимания В.В. Давыдов

Приложение 2

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Организация учебной деятельности школьников»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Что вы понимаете под учебной деятельностью?

.........................................................................................................................................................................................................................................................

2. Что, по Вашему мнению, следует относить к недостаткам учебной деятельности школьников?

..........................................................................................................................................................................................................................................................

3. Расположите формы организации учебной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная и др.) в порядке убывания частоты их использования Вами на уроке?

4. Способны ли вы охарактеризовать состояние учебной деятельности конкретного учащегося?

Варианты: да; больше да, чем нет; нет; больше нет, чем да. (Свой вариант ответа подчеркните.)

5. Что следует писать в такой характеристике?

...........................................................................................................................................................................................................................................................

6. Проводите ли Вы целенаправленную работу по профилактике и коррекции недостатков учебной деятельности школьников?

-на уроках с использованием учебного материала;

-на дополнительных занятиях;

-на классных часах.

 


Приложение 3



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)