Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
учебная образование школьник Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков. Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы общего образования показал, что школьные программы и программно-методические материалы ориентируют педагога на отработку у учащихся порядка 150 учебных умений в начальной школе и на 550-в среднем и старшем школьном звене, что является безусловным показателем того, почему школьные педагоги не столь успешно работают над формированием учебной деятельности в учебных умениях у обучающихся системы общего образования. Третья проблема. Не смотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы формирования учебной деятельности, ее практическое решение в современной общеобразовательной и высшей школе нельзя считать удовлетворительным. Человек не рождается с умениями и навыками учебной деятельности. Приобретаются они либо в условиях специально организованного педагогом обучения, либо в отсутствие такового. Последнее происходит крайне медленно: одно - два учебных умения в полгода. Как показало наше исследование в системе общего и профессионального образования, характер динамики убывания показателя несформированности умений учебной деятельности имеет «квазигиперболическое» выражение. Четвертая проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во времени у 30% учащихся. Данные процессы разворачиваются на фоне существенного (более 1,5 раза) увеличения суточного времени в его оценках у значительной (свыше 90%) части школьников. 95% учащихся основной школы ориентируются в суточном времени по биотическим и астрономическим часам. Их жизнь и деятельность организуются по протеканию биологических процессов, функционированию человеческого организма, суточных и сезонных явлений природы. Пятая проблема. Обобщенные данные исследований, представленные в специальной литературе, и результаты нашего исследования свидетельствуют о «квазигиперболическом» характере распределения процентного отношения обучаемых с несформированной учебной деятельностью по этапам обучения к общему числу участвующих в эксперименте: - у 90% на начало обучения в первом классе; - у 75% на момент перехода в среднее школьное звено; - у 50% на момент окончания основной школы; - у 30% третьекурсников вузов; - у 10% слушателей курсов повышения квалификации из числа учителей, работающих в начальной школе. Призванные работать над формированием учебных умений у младших школьников, они сами не владеют им в должной мере (Н.Г. Калашникова) Подводя итог сказанному выше, отметим, что от того, как сработает общеобразовательная школа в отношении формирования учебной деятельности учащихся, будет всецело зависеть успешность их дальнейшего обучения как студентов.
Заключение
Взятый системой образования курс на собственное реформирование ставит перед практикующей педагогикой одну важную задачу: изменение содержания образования. Ее решение ориентирует теорию и практику школьного и профессионального обучения на объединение усилий в направление поиска новых методов, которые позволяют преемственно формировать у обучающихся умений и навыков учебной деятельности. Но сегодня в отношении преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся системы общего и профессионального образования сложился ряд противоречий теоретического и практического характера. Подытожим и обобщим же эти противоречия, которые мы раскрыли в этой курсовой работе: Противоречие 1. между теоретическими представлениями об учебной деятельности как о деятельности по самоизменению, целью которой является овладение умением учиться, и сложившимися в практике обучения системы общего и профессионального образования представлениями оо ней как о деятельности, ориентированной на получение знаний и учебно-предметных умений обучающимися. Противоречие 2. между теоретическими разночтениями в признании учебной деятельности ведущим видом деятельности обучающихся в: -начальной школе; -старшей и профессиональной школе; -системе общего образования; -условиях непрерывного обучения. Противоречие 3. Между существующим в теории дизъюнктивным подходом к анализу структуры учебной деятельности с характерным выделением системы учебных умений (не согласующимся с темпоральными переменами современного общества) и нереализованным потенциалом недизъюнктивного анализа их пространственно-временной организации. Противоречие 4. Между необходимостью соблюдения преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся, ее социальным и профессиональным значением, здоровьесберегающим потенциалом, с одной стороны, и отсутствием учебных умений у значительной части обучающихся системы общего и профессионального образования, с другой стороны. Противоречие 5. Между потребностью в концептуальных положениях и научно-методическом оснащении преемственности формирования учебной деятельности школьниками и студентами, исполняемой ими в пространстве-времени, и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогике.
Список литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, №3.-97 с. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения: - Ростов-на-Дону, 1972.-347 с. 3. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003 4. Бебершвили Ц.Г. Формирование контроля и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф...дис. канд. пед. наук. – Тбилиси, 1982. – 27 с. 5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 6. Веселова Н.Н. Преемственное формирование учебной деятельности (школа-вуз): Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Изд. «Эйдос»), 2007. 7. Веселова Н.Н. Учебная деятельность учащихся в школе и дома: уч.-метод.пособие. – Калуга: Изд. «Эйдос», 2007. 8. Давыдов В.В Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР, 1996. 9. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М: «Дом педагогики», 1996. – 208 с. 10. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. – М., 1986. – 200 с. 11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность.-М.:Наука, 1988.– 193 с. 12. Коменский Я.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амоношвили, 1996. – 224 с. 13. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Р76. Гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с. 15. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн. Исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, науч. исслед. Педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР.- М.:Педагогика, 1982. 16. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984, №6, - с.26 – 32. 17. Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореферат канд.дисс. – Л., 1988. – 16 с.
Приложения Приложение 1
Таблица №1 Психолого-педагогические подходы к структурированию учебной деятельности
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ «Организация учебной деятельности школьников» Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. 1. Что вы понимаете под учебной деятельностью? ......................................................................................................................................................................................................................................................... 2. Что, по Вашему мнению, следует относить к недостаткам учебной деятельности школьников? .......................................................................................................................................................................................................................................................... 3. Расположите формы организации учебной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная и др.) в порядке убывания частоты их использования Вами на уроке? 4. Способны ли вы охарактеризовать состояние учебной деятельности конкретного учащегося? Варианты: да; больше да, чем нет; нет; больше нет, чем да. (Свой вариант ответа подчеркните.) 5. Что следует писать в такой характеристике? ........................................................................................................................................................................................................................................................... 6. Проводите ли Вы целенаправленную работу по профилактике и коррекции недостатков учебной деятельности школьников? -на уроках с использованием учебного материала; -на дополнительных занятиях; -на классных часах.
Приложение 3
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |