Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика темперамента с помощью опросников



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Диагностика темперамента с помощью опросников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опросник Айзенка

Цель: опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

Описание: содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Инструкция: Вам предлагаются 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Отвечайте на вопросы плюсом «да» и минусом «нет». Работайте быстро, не затрачивая много времени на их обдумывание, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего поведения.

Обработка результатов: ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл, не совпадающие в ноль баллов.

 

Показатели

Испытуемые

А.П. Н.П. Е.Е.
Экстраверсия (интроверсия) 10 8 6
Нейротизм 10 12 15

 

А.П. Флегматик, интроверт

Средний уровень нейротизма

 

Эмоциональная устойчивость


Испытуемый характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Преобладает медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, постоянство, глубина чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях он может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Н.П. Флегмамеланхолик, интроверт

У испытуемого реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Преобладает постоянство, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. Он экономит силы, попусту их не тратит. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, ранимого человека.

Е.Е. Меланхолик, интроверт

Высокий уровень нейротизма

У испытуемого реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях он – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Опросник Я. Стреляу

Цель: изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Описание: тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «затрудняюсь ответить», «нет».

Инструкция: вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. На вопросы следует отвечать: «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить».

Обработка результатов: ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в два балла, не совпадающие в ноль баллов, за ответ «не знаю» начисляется один балл. 42 балла по определенному свойству нервной системы обозначают довольно большой уровень концентрации данного свойства.

Уровень по силе (R) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения. Чем более R стремится к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида.

 

R=сила по возбуждению/сила по торможению

 

  М S
Шкала 1 37 12
Шкала 2 32 11
Шкала 3 36 12

 


где М — среднее от нормативной выборки, а S — стандартное отклонение.

Если результат попадает в границы М +- S, то показатель считается средне выраженным. Отклонение в ту или иную сторону соответственно считается высоким или низким уровнем выраженности данного свойства.

 

Показатели

Испытуемые

А.П. Н.П. Е.Е.
Сила по возбуждению 45 норма 47 норма 70 превышение
Сила по торможению 66 превышение 68 превышение 73 превышение
Подвижность 43 норма 47 норма 52 превышение
Уравновешенность по силе (R) 0,7 0,7 0,9
Предполагаемый тип темперамента Флегматик Флегматик Сангвиник

 

А.П. Сильный, уравновешенный, инертный

У испытуемого нервная система способна к выработке тормозных условных рефлексов. Он может блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности.

Н.П. Сильный, уравновешенный, инертный

У испытуемого нервная система способна к выработке тормозных условных рефлексов. Он может блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности.

Е.Е. Сильный, уравновешенный, подвижный

У испытуемого нервная система характеризуется способностью к быстрой перестройке реакций при смене раздражителя. Он не теряется при столкновении с новыми обстоятельствами, проявляет готовность к взаимодействию с новыми объектами и явлениями.


Опросник В.М. Русалова

Цель: Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Описание: опросник имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов.

Инструкция: вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку) в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) в графе «нет»

Обработка результатов: обработка данных проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

Для каждого испытуемого дается описание степени выраженности определенного свойства темперамента (по значениям соответствующей шкалы). Далее подсчитываются темпераментальные индексы, а на их основе определяется тип темперамента.

Свойство считается развитым, если испытуемый набрал 9 и более баллов, слабо выраженным - если испытуемый набрал 4 и менее баллов, 5 - 8 баллов - среднее значение.

Интерпретатор

Для сангвиников характерны средние показатели по всем свойствам (5 – 8 баллов).

Для холериков характерны высокие значения по эргичности, темпу и эмоциональности, высокие или средние показатели по пластичности. Для флегматиков характерны низкие значения по всем свойствам. Для меланхоликов - высокие и средние значения по эмоциональности, низкие значения по эргичности, темпу и пластичности.

 

Свойства

Показатели

Испытуемые

А.П. Н.П. Е.Е.
Эргичность предметная (ЭР) 1 2 6
Эргичность социальная (СЭР) 5 7 8
Пластичность предметная (П) 0 1 5
Пластичность социальная (СП) 5 1 4
Темп предметный (Т) 1 0 2
Темп социальный (СТ) 9 3 4
Эмоциональность предметная (ЭМ) 0 1 1
Эмоциональность социальная (СЭМ) 4 8 10
Контрольная шкала (К) 0 2 3

 

А.П. По совокупности значений – флегматик.

Эргичность предметная (ЭР) – испытуемому характерна пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкая вовлеченность в процесс деятельности.

Эргичность социальная (СЭР) - испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке.

Пластичность предметная (П) - характерна склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, консервативные формы деятельности.

Пластичность социальная (СП) – характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов.

Темп предметный (Т) – характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности.

Темп социальный (СТ) – характерна речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

Эмоциональность предметная (ЭМ) – характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

Эмоциональность социальная (СЭМ) – характерна низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения.

Н.П. По совокупности значений – флегматик.

Эргичность предметная (ЭР) – испытуемому характерна пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкая вовлеченность в процесс деятельности.

Эргичность социальная (СЭР) – испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке.

Пластичность предметная (П) – характерна склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, консервативные формы деятельности.

Пластичность социальная (СП) – характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов.

Темп предметный (Т) - характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности.

Темп социальный (СТ) – характерна речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая речедвигательная активность.

Эмоциональность предметная (ЭМ) - характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

Эмоциональность социальная (СЭМ) – характерна высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения.

Е.Е. По совокупности значений – флегматик.

Эргичность предметная (ЭР) – характерна избирательность в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Относительно долгая работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы обычно требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Эргичность социальная (СЭР) - испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке.

Пластичность предметная (П) – характерна средняя легкость переключения с одного вида деятельности на другой, средняя скорость перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, уравновешенность в разнообразии форм предметной деятельности.

Пластичность социальная (СП) - характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов.

Темп предметный (Т) - характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности.

Темп социальный (СТ) - характерна речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая речедвигательная активность.

Эмоциональность предметная (ЭМ) - характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

Эмоциональность социальная (СЭМ) - характерна высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения.

 

Индексы

Показатели

Испытуемые

А.П. Н.П. Е.Е.
1. ИОЭ=ЭМ+СЭМ 4 9 11
2. ИЭД=ЭМ-СЭМ -4 -7 -9
3. ИОТ=Т+СТ 10 3 6
4. ИУГ(П)=ЭР+П 1 3 11
5. ИУГ(С)=СЭР+СП 10 8 12
6. ИПА=ЭР+П+Т 2 3 13
7. ИСА=СЭР+СП+СТ 19 11 16
8. ИОА=ИПА+ИСА 21 14 29
9. ИАД=ИПА-ИСА -17 -8 -3
10. ИА=(ИПА-ИОЭ)+ИСА 17 5 18
Темперамент низкоэмоционально-пассивный (низкие значения индекса 1 и индекса 8) Флегматик низкоэмоционально-пассивный (низкие значения индекса 1 и индекса 8) Флегматик низкоэмоционально-пассивный (низкие значения индекса 1 и индекса 8) Флегматик

 


Вывод

 

По опроснику Айзенка у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. преобладает флегмамеланхолический темперамент, у испытуемого Е.Е. преобладает меланхолический темперамент.

По опроснику Я. Стреляу у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. также преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Е.Е. преобладает сангвинический темперамент.

По опроснику В.М. Русалова у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. также преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Е.Е. также преобладает флегматический темперамент.

Отсюда следует, что результаты по трем методикам практически совпадают.

Рекомендации

А.П. В некоторых ситуациях испытуемый не проявляет интереса к ним. Остаётся безучастным. Ему рекомендуется чаще общаться с людьми, интересуясь их мнением. Чтобы иметь возможность понять, что мир не всегда серого цвета и можно найти разный выход из сложившейся ситуации.

Н.П. Рекомендуется найти себе занятие по душе. Например, игра в шахматы. Так как этот вид спорта не требует больших энергетических затрат и учит преодолевать трудности. Победа будет поднимать его настроение, а проигрыш стремление развиваться дальше, при условии, что ему это будет нравиться.

Е.Е. У испытуемого не выявлено совпадений темперамента по всем методикам, что говорит о сбалансированности темперамента. В рекомендациях не нуждается.

 



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Диагностика темперамента с помощью опросников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика темперамента с помощью опросников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)