Диагностика темперамента с помощью опросников
Опросник Айзенка Цель: опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма. Описание: содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Инструкция: Вам предлагаются 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Отвечайте на вопросы плюсом «да» и минусом «нет». Работайте быстро, не затрачивая много времени на их обдумывание, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего поведения. Обработка результатов: ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл, не совпадающие в ноль баллов.
А.П. Флегматик, интроверт Средний уровень нейротизма
Эмоциональная устойчивость Испытуемый характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Преобладает медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, постоянство, глубина чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях он может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. Н.П. Флегмамеланхолик, интроверт У испытуемого реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Преобладает постоянство, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. Он экономит силы, попусту их не тратит. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, ранимого человека. Е.Е. Меланхолик, интроверт Высокий уровень нейротизма У испытуемого реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях он – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Опросник Я. Стреляу Цель: изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. Описание: тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «затрудняюсь ответить», «нет». Инструкция: вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. На вопросы следует отвечать: «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить». Обработка результатов: ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в два балла, не совпадающие в ноль баллов, за ответ «не знаю» начисляется один балл. 42 балла по определенному свойству нервной системы обозначают довольно большой уровень концентрации данного свойства. Уровень по силе (R) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения. Чем более R стремится к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида.
R=сила по возбуждению/сила по торможению
где М — среднее от нормативной выборки, а S — стандартное отклонение. Если результат попадает в границы М +- S, то показатель считается средне выраженным. Отклонение в ту или иную сторону соответственно считается высоким или низким уровнем выраженности данного свойства.
А.П. Сильный, уравновешенный, инертный У испытуемого нервная система способна к выработке тормозных условных рефлексов. Он может блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности. Н.П. Сильный, уравновешенный, инертный У испытуемого нервная система способна к выработке тормозных условных рефлексов. Он может блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности. Е.Е. Сильный, уравновешенный, подвижный У испытуемого нервная система характеризуется способностью к быстрой перестройке реакций при смене раздражителя. Он не теряется при столкновении с новыми обстоятельствами, проявляет готовность к взаимодействию с новыми объектами и явлениями. Опросник В.М. Русалова Цель: Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Описание: опросник имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов. Инструкция: вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку) в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) в графе «нет» Обработка результатов: обработка данных проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению. Для каждого испытуемого дается описание степени выраженности определенного свойства темперамента (по значениям соответствующей шкалы). Далее подсчитываются темпераментальные индексы, а на их основе определяется тип темперамента. Свойство считается развитым, если испытуемый набрал 9 и более баллов, слабо выраженным - если испытуемый набрал 4 и менее баллов, 5 - 8 баллов - среднее значение. Интерпретатор Для сангвиников характерны средние показатели по всем свойствам (5 – 8 баллов). Для холериков характерны высокие значения по эргичности, темпу и эмоциональности, высокие или средние показатели по пластичности. Для флегматиков характерны низкие значения по всем свойствам. Для меланхоликов - высокие и средние значения по эмоциональности, низкие значения по эргичности, темпу и пластичности.
Свойства
А.П. По совокупности значений – флегматик. Эргичность предметная (ЭР) – испытуемому характерна пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкая вовлеченность в процесс деятельности. Эргичность социальная (СЭР) - испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке. Пластичность предметная (П) - характерна склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, консервативные формы деятельности. Пластичность социальная (СП) – характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов. Темп предметный (Т) – характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности. Темп социальный (СТ) – характерна речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. Эмоциональность предметная (ЭМ) – характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. Эмоциональность социальная (СЭМ) – характерна низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения. Н.П. По совокупности значений – флегматик. Эргичность предметная (ЭР) – испытуемому характерна пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкая вовлеченность в процесс деятельности. Эргичность социальная (СЭР) – испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке. Пластичность предметная (П) – характерна склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, консервативные формы деятельности. Пластичность социальная (СП) – характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов. Темп предметный (Т) - характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности. Темп социальный (СТ) – характерна речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая речедвигательная активность. Эмоциональность предметная (ЭМ) - характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. Эмоциональность социальная (СЭМ) – характерна высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении. Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения. Е.Е. По совокупности значений – флегматик. Эргичность предметная (ЭР) – характерна избирательность в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Относительно долгая работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы обычно требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии. Эргичность социальная (СЭР) - испытуемому характерна избирательность в установлении контактов. Легкость нахождения общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Преодоления напряжения, смущения, неуверенности в общении с малознакомыми людьми. Кратковременное раздражение при критических замечаниях. Проявление лидерских качеств в хорошо знакомых ситуациях. Предпочтение остаться в тени в мало знакомой обстановке. Пластичность предметная (П) – характерна средняя легкость переключения с одного вида деятельности на другой, средняя скорость перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, уравновешенность в разнообразии форм предметной деятельности. Пластичность социальная (СП) - характерна трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга контактов. Темп предметный (Т) - характерна замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности. Темп социальный (СТ) - характерна речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая речедвигательная активность. Эмоциональность предметная (ЭМ) - характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. Эмоциональность социальная (СЭМ) - характерна высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении. Контрольная шкала (К) - адекватное восприятие своего поведения.
Индексы
Вывод
По опроснику Айзенка у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. преобладает флегмамеланхолический темперамент, у испытуемого Е.Е. преобладает меланхолический темперамент. По опроснику Я. Стреляу у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. также преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Е.Е. преобладает сангвинический темперамент. По опроснику В.М. Русалова у испытуемого А.П. преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Н.П. также преобладает флегматический темперамент, у испытуемого Е.Е. также преобладает флегматический темперамент. Отсюда следует, что результаты по трем методикам практически совпадают. Рекомендации А.П. В некоторых ситуациях испытуемый не проявляет интереса к ним. Остаётся безучастным. Ему рекомендуется чаще общаться с людьми, интересуясь их мнением. Чтобы иметь возможность понять, что мир не всегда серого цвета и можно найти разный выход из сложившейся ситуации. Н.П. Рекомендуется найти себе занятие по душе. Например, игра в шахматы. Так как этот вид спорта не требует больших энергетических затрат и учит преодолевать трудности. Победа будет поднимать его настроение, а проигрыш стремление развиваться дальше, при условии, что ему это будет нравиться. Е.Е. У испытуемого не выявлено совпадений темперамента по всем методикам, что говорит о сбалансированности темперамента. В рекомендациях не нуждается.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |