Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.



2020-02-03 391 Обсуждений (0)
Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня визуальная социология все больше и больше развивается, при этом она претендует на статус дисциплинарного знания. Это ее желание не находит поддержки со стороны научного сообщества, которое скептически к этому относится и даже отказывается вообще обсуждать этот вопрос. Основной их аргумент: термин «визуальная социология» предельно однозначен, предмета для дискуссии не существует. Эта позиция объясняется тем, что визуальные исследования все еще воспринимаются как маргинальное поле,которое изолировалось от «настоящей текстовой социологии». Поэтому необходимо социологизировать визуальные исследования, поместить их в плоскость социологии.

Визуальная социология и по сей день остается крайне изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Эта ситуация, обрекает социологов на повторение собственных ошибок и затрудняет поиск решений многочисленных проблем.

Также в перечень основных проблем визуальной социологии входят вопросы съемки, анализа и представления результатов исследования.

Рассматривая проблему производства визуального, т.е. самого процесса съемки, необходимо дать ответы на следующие вопросы: «для чего и для кого снимать?», «как снимать?» и «кто должен снимать?».

Любое визуальное исследование начинается с вопроса: «для чего и для кого снимать?». Автор сам выбирает, чем будет являться съемка: простой иллюстрацией гипотезы или материалом для последующего анализа. Причем здесь нет четкой границы в использовании съемки: материал, снятый для подтверждения гипотезы, в последствие может превратиться в самостоятельный предмет анализа и наоборот. Ответ на вопрос «для кого снимать?» во многом определяется качеством съемки. Если это любительский стиль съемки, который предназначен для анализа материалов, то здесь главным становится не форма, а содержание. Если же трансляция осуществляется на более широкую аудиторию, любительская съемка встречается с такими проблемами, как низкие технические характеристики отснятого материала, неудачно смонтированные кадры фильма, нарушение правил композиции в фотографиях и др. Во многих случаях это становятся препятствиями к распространению и восприятию визуальных образов.

Как снимать? – это вопрос о выборе открытого или скрытого характера съемки. Ответ на него зависит от предмета исследования, представлений социолога о влиянии камеры и его этических установок. Чаще всего вопрос о характере съемки поднимается при изучении эмоций и интеракций. Позиция социолога определяет его выбор типа съемки. Скрытая съемка, не привлекая к себе внимания, минимально искажает ход событий в отличие от открытой вида съемки. Этические принципы социолога также оказывают большое влияние на выбор характера съемки.

Кто должен снимать? Во всякой съемке есть присутствие снимаемого и снимающего. С первых дней визуальных исследований автор монополизирует право съемки, превращая собственную версию событий в единственно возможную. Поиск альтернативных способов установления диалога в визуальном исследовании ведется на протяжении второй половины 20-го века. Сегодня существует несколько таких способов. Первый - это обучение членов изучаемого сообщества правилам съемки, когда они представляют свой вариант повседневности и окружающего мира. Второй способ - консультации с информантами в процессе работы об основных фокусах съемки. Возможно также использование социологами ранее отснятых фото и видео материалов. Но достижение такого равноправия проблематично, поскольку исследователь все равно сохраняет роль ведущего. Даже обучая членов сообщества обращению с техникой или играя основную роль в отборе визуальных материалов, право принимать решение о ведении съемки остается за исследователем.

Следующая проблема связана с анализом полученных данных. Способы решения этой проблемы определяются представлениями о природе визуального. В первом случае, визуальное лишается специфики и редуцируется к текстовым формам. Во втором случае, его особенность сохраняется, предопределяя обращение к нетрадиционным для социологии аналитическим процедурам: дискурс-анализу, иконографии, семиотике и др. Сегодня признается, что привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. Сегодня социологии необходимо отказаться от такого анализа, а чаще использовать визуальные данные в своих исследованиях, так как «современное общество становится все более и более «видимым» (визуально насыщенным) [8].

Фотографии, фильмы – основные способы представления результатов исследования в визуальной социологии. Может ли социолог самостоятельно создавать качественные визуальные продукты? Исследователь чаще всего ограничивается любительской фотографией или съемкой, так как он лишен необходимых навыков и финансовой поддержки. Решением этой проблемы может стать признание любительской съемки каноном жанра, либо приобретение соответствующих навыков социологом и создание профессионального продукта исследователем самостоятельно или в соавторстве с профессионалами.

Таким образом, несмотря на актуальность и всю возрастающую популярность визуальность социологии, она и по сей день остается изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Остается нерешенной проблема анализа полученных данных, так как привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. И пока эти проблемы не будут решены, социологи обречены, ходить по кругу и повторять свои прежние ошибки. Кроме вышесказанного актуальной проблемой для визуальной социологии является проблема финансовой поддержки. Возможно, именно решение этой проблемы позволит визуальной социологии развиваться и распространяться более быстрыми темпами.

 


 



2020-02-03 391 Обсуждений (0)
Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)