Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое использование фотографии как метода визуальной социологии позволяет достичь две главные цели. Первая цель позволяет раскрыть существенные особенности общества, его культуры или общественной структуры по внешним проявлениям, признакам. Однако цель не сводится к простому описанию, а направлена на выявление глубоких скрытых сущностей под фотографируемой поверхностью явлений. Такова наиболее частая, но и наиболее реальная цель визуальной социологии. Вторая цель заключается в выявлении существенных, регулярных, повторяющихся зависимостей между общественными явлениями. Для того чтобы добиться этой цели нам необходима не одиночная фотография, а серия снимков, упорядоченных по времени. Сравнения фотографий, сделанных в разный период времени, позволяют лучше увидеть произошедшие изменения.

При использовании фотографии как метода, социолог сталкивается с вопросом «Что фотографировать?», «Какие объекты будут иметь социологический смысл?». Ответы на эти вопросы дает П. Штомпка: «Для визуальной социологии существенны только визуальные данные в узком смысле – социологические визуальные данные.… То есть только те явления и объекты, которые связаны с деятельностью человека, а точнее те, на которых человек и коллективы оставили отпечаток своей активности или присутствия» [9. с30]. Для социолога не важен богатый образами мир природы. Однако ровно настолько, насколько фотография фиксирует их в нетронутом состоянии. Если на природе заметны отпечатки человеческой деятельности, то такие фотографии несут, по крайней мере, потенциально, социологическую информацию и могут попасть в поле зрения социолога (например, следы мазута в океане, вырубка лесов в Южной Америке и т.д.).

П. Штомпка составил списки визуально доступных объектов и явлений, которые давали бы наибольшую возможность социологического познания, а также составил матрицу, где по строкам располагались выделенные им 15 наиважнейших общественных контекстов, а по столбцам 6 аспектов: действующие личности, их действия, взаимодействие (и общественные отношения), коллективность (и ее структура), культура и окружение (среда). Контексты Штомпка разделял на те, которые являются базовым жизненным опытом каждого человека: дом, работа, потребление, путешествия, болезнь, смерть. И те, которые встречаются в большинстве человеческих культур и которые отражают либо общественные формы человеческого бытия, либо драмы коллективного существования: образование (воспитание), религия, политика, отдых, природные катастрофы.

Теперь немного подробней о каждом аспекте. Первый аспект - человеческие личности. Прежде всего, нас интересует пол, возраст и раса. Затем телесные характеристики – рост, фигура, растительность на лице. Само по себе тело является богатым источником информации. Мы замечаем одежде, прическу, орнаментацию тела, мимику, позы и т.д. Мы можем наблюдать определенные символы, присвоенные личности коллективом, в котором она состоит. Также символы общественного статуса – тога, костюм, галстук, символы признания и престижа – ордена, медали, знаки отличия. Мы можем заметить проявления особых примет отторжения обществом, например, неопрятность внешнего вида, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д. аспект внешнего вида отражен в цикле Филлиса Ивена «Ритуал красоты» [9. с34]. Он показывал женщин в косметическом салоне, показывая разницу в подходе к своей красоте, которая проявляется у женщин черной и белой расы, а также в различных возрастных группах.

Второй аспект - действия. В общественной жизни люди проявляют разнородную активность. Внешне поведение людей наблюдаемо, оно разнородно и выполняет различные функции в различных контекстах общественной жизни. Можно выделить ритуальное поведение, рутинное поведение, девиантное, типичное поведение, церемониальное.  

Третий аспект – социальное взаимодействие (интеракция). Можно выделить простейшие интеракции – разговор, столкновение и т.д. и сложные интеракции. Сложные интеракции Д.Г Мид определил как совокупную деятельность людей, входящих одновременно в большое количество перекрещивающихся или параллельных интеракций (например, дискуссия на научном семинаре, заседание «круглого стола»). Для протекания интеракции очень важно пространственное положение партнеров. Анализируя его, мы можем делать выводы об идентичности, социальном статусе и общественной компетенции того или иного человека. Примером использования фотографии может служить проект Эварда Холла, который занимался изучением пространственной дистанции. На основе анализа фотоматериалов он выделил в интеракциях интимную дистанцию (до 45 см), индивидуальную (до 1,2 м), общественную (до 3-4 м) и публичную (более 7 м), а также определил, что значения дистанций различны для разных культур.

Четвертый аспект – коллективность и коллективные действия. При фоторегистрации людских коллективов, прежде всего, нас интересует численность, форма или пространственная структура коллектива, вид, различные проявления неравенства – полового, расового или имущественного. Кроме этого по внешним признакам часто удается определить цель коллектива, характер предпринимаемых действий. С помощью серии снимков можно запечатлеть изменяющийся ритм коллективной активности, проявляемый в разные периоды времени (в праздничные и будние дни, в период отпусков или в рабочий период). Большой интерес представляют уличные выступления, демонстрации, катастрофы, войны. Показателен социологический проект, составленный из фотографий, посвященных наиболее массовому общественному движению XX века – негритянское движение за гражданские права в США под предводительством Мартина Лютера Кинга [9 с38].

Пятый аспект – культура. Непосредственно наблюдаемым является материальная культура. Это орудия труда, предметы домашнего быта, оформление домов, одежда. Важным являются места, в которых можно найти массовые основы общественного сознания – церкви, кладбища, книжные магазины, памятники, музеи и т.д. Мы можем запечатлевать насыщение нашего окружения визуальными образами (реклама, логотипы, билборды, плакаты, которые проявляют разными способами внешние существенные ценности культуры).

Шестой аспект – окружающая среда общества. Предметом наблюдений может быть локализация отдельных людей и коллективов в пространстве. Речь идет об экологии, которая существенно влияет на человеческую активность. В городах существенным является пространственное расположение, насыщение зеленью: парки и сады. Также важным обстоятельством является климат, тип поселения, вид дорог и дорожная сеть, эстетика окружающей среды. Отдельным пунктом стоит техническая цивилизация людей или инфраструктура. Она включает в себя структуру населенных пунктов, организация жилого пространства, украшения, типичные предметы (книги, газеты, сувениры и т.д.). Проводился огромный международный сравнительный проект, который основывался на фотографировании выбранных самими жителями важных в их понимании элементов оборудования, которые выносились перед домом и трактовались как сценографический фон для коллективных портретов. Шестнадцать фотографов оформили 30 таких семейных коллективных портретов в окружении предметов домашнего обихода. Эти портреты были сделаны в 30 странах. Самым поразительным оказалось то, что на всех снимках присутствует телевизор – своеобразный «культурный универсалий» [9. с41]. Много характерных визуальных особенностей демонстрирует производственная среда. Здесь нас интересует организация рабочего места, характер орудий и используемое оборудование. Отдельно следует сказать об области, занимающей в современном мире значительную часть человеческой активности – потреблении. Богаты визуальной информацией всякие потребительские товары, внешний вид, упаковка и т.д.

Из всего вышесказанного очевидно, как необычайно богаты и разнообразны визуальные проявления шести выделенных аспектов общества и насколько огромны возможности фотографической регистрации, приспособленной к социологическим вопросам и проблемам.


Заключение

Визуальная социология – это дисциплина с будущим. Визуальная социология – это «поле социологии, отличающееся особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ» [3]. Социология выходит сегодня на новый уровень интерпретации визуального, стремясь к изучению повседневной жизни, способов и идеологий производства визуальных образов.  Несомненно, окружающий нас мир с каждым годом будет становиться более визуально насыщенным, зрелищным и разноцветным. Большое значение начинает приобретать метод наблюдения. Поэтому обиходная визуальная компетенция, как и визуальное воображение, будут все более важными для исследующих общество социологов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение общества, делая акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). Использование фотографии как метода визуальной социологии является не просто правомерным, но и порой одним из эффективных методов, позволяющих получить наиболее полную и точную информацию об изучаемом явлении или предмете. Фотография не просто позволяет вскрыть существующие структуры и порядки в обществе, но отследить закономерности, происходящие в нем на основании серии снимков.

 Но будущее визуальной социологии – это использование, кроме фотографии, других технических средств (видеосъемка, сотовая телефония с передачей изображений через интернет и т.д.), это выход за дисциплинарные границы, а также сближение и взаимодействие с такими науками, как визуальная антропология и культурология. Современная социология все полнее должна опираться на визуальные методы и данные, выходящие за рамки фотографического метода.

Таким образом, несмотря на актуальность и всю возрастающую популярность визуальность социологии, она и по сей день остается изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Остается нерешенной проблема анализа полученных данных, так как привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. И пока эти проблемы не будут решены, социологи обречены, ходить по кругу и повторять свои прежние ошибки. Кроме вышесказанного актуальной проблемой для визуальной социологии является проблема финансовой поддержки. Возможно, именно решение этой проблемы позволит визуальной социологии развиваться и распространяться более быстрыми темпами.




2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)