Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый, кто фотографирует, исходит из своих более или менее сознательных предпосылок, что фотографировать и как. То же самое можно отнести к человеку, который рассматривает фотографии. Он каким-то образом определяет для себя, какие фотографии смотреть, какие более интересны и значимы, а какие менее. Пьер Бурдье объяснял это наличием «простых теорий», «принятой философии фотографии» [9. с80-81], в соответствии с которой только некоторые объекты достойны фотографирования.

Когда мы переходим на исследовательский уровень эти «простые теории» заменяются принятыми исследователем, вполне осознанными научными теориями. Теория преобразовывает разрозненность зрительных явлений в социологические визуальные данные. Мы накладываем теоретическую рамку на мир визуальных объектов, тем самым систематизируем его, выделяем, что важно для изучения, а что находится за его пределами, в каком направлении мы будем и должны анализировать визуальные данные. Однако существует не одна теоретическая рамка, не одна теория визуального мира, которая может представлять этот мир совершенно по-другому.

Поэтому визуальная социология находит инспирацию только в некоторых течениях социологической теории и могла появиться только тогда, когда благоприятствующие ей теоретические течения приобрели сильное влияние на социологическое мышление [9. с102].

В отношении теории фотография может выполнять 2 функции: эвристическую (выдвижение новых гипотез, идей, понятий) и проверочную (предоставление эмпирических доказательств, подтверждающие или опровергающие утверждения, гипотезы и т.д.). Однако эффективно выполнять свои функции фотография может только в отношении определенной теории, а не по отношению ко всем теориям вообще. Существуют теории, для которых фотография не будет иметь никакого значения.

Поэтому важно определить какими чертами должна обладать теория, чтобы использование фотографии было правомочным. В истории социологии существует разделение на первую и вторую социологию (это разделение имеет и хронологический и аналитический смысл). К первой социологии относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Она занимается изучением больших общественных систем (организмов), которые носят надындивидуальный характер и объясняются абстрактными понятиями. К примеру, сегодня в социологии продолжением первой социологии является структурно-функциональный анализ Талкотта Парсонса.

Зарождение второй социологии связано, прежде всего, с Максом Вебером. Предметом второй социологии становится деятельность людей, их поведение, интеракции. Всякие общественные системы и образования рассматриваются как вторичные по отношению к коллективной деятельности человека, которая рассматривается как первичное в обществе. По Томасу Лукманну фундаментом общественных наук являются элементарные повседневные значения человеческих действий. Причем большую роль начинают играть психологические, культурологические или герменевтические интерпретации действий. В настоящее время вторая социология превалирует над социологией первой. Она содержит в себе такие теории, как гуманистическая социология Флориана Знанецкого, символический интеракционизм Джорджа Мида, феноменологическая социология Альфреда Шютца, драматургическая социология Ирвинга Гофмана и этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

Если искать теории, в которых фотография может наиболее полно раскрыть свой потенциал, то их мы найдем именно во второй социологии. Как уже писалось выше, предметом второй социологии являются люди, их действия и взаимодействия, а не абстрактные общественные системы. Поэтому мы может это наблюдать, это может быть фотографически запечатлено. Мы можем фотографировать людей, их действия, материальные эффекты человеческой деятельности и т.д. То, что невозможно в рамках первой социологии. Скажем, мы не можем сфотографировать общественный организм, его рост, развитие и гибель, так как это всего лишь абстракция, то, что зрительно не наблюдаемо, то, чего нет в реальной жизни. А использование фотографии в рамках теорий второй социологии не только возможно, но и может принести познавательную пользу (эвристическая функция фотографии). Поэтому только второй тип теорий важен для визуальной социологии.

Следующим теоретическим основанием для визуальной социологии является социология повседневной жизни. Ее следует трактовать не как отдельную отраслевую социологическую теорию, а как точку зрения, применяемую в каждом социологическом исследовании [9. с105]. Социология повседневности пронизывает другие специальные отраслевые теории. Например, труд, работа, семья, отдых, медицина – все это, кроме того, что они является объектом изучения отдельных ССТ, они также является частью повседневной жизни, изучением которой и занимается социология повседневности.

Быть может повышение интереса к визуальной социологии связано с повышением интереса к социологии повседневности, а также с изменениями позиций в разных областях общественных наук, которые иногда называют субъективистским возвратом или культурологическим поворотом. И здесь фотография как метод визуальной социологии является наиболее удачным для исследования повседневной жизни. Это может быть изучение семейных альбомов, интерьера квартир, домов, моды и т.д.

Существует еще одно различение социологических теорий, важное в данном контексте, - теории макро- и микроуровня. Объектом теорий макроуровня являются государства, нации, классы, армия и т.д. Теории микроуровня концентрируются на изучении объектов небольших размеров: малые социальные группы, коллективы, локальные общности. Человеческий глаз и объектив фотоаппарата имеют свои ограничения шкалы, в которой они воспринимают или регистрируют. [9. с 106] В макросоциологии предметом фотографической регистрации могут быть только косвенные фрагменты или элементы целостных объектов. В то время как в микросоциологии нам доступна вся область для наблюдений и фоторегистрации.

Таким образом, социологические теории, которые могут быть использованы в визуальной социологии и одновременно сами использовать эвристически фотографии, должны выполнять следующие условия:

1) Принадлежать ко второй социологии;

2) Принадлежать к социологии повседневной жизни;

3) Размещаться в рамках микросоциологии; [9. с107]

Наиболее полно эти 3 условия выполняют следующие теории: феноменологическая социология Альфреда Шютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана.

Считаю необходимым привести краткий обзор этих теорий.

Феноменологическая социология Альфреда Шютца.

Альфред Шютц – ведущий представитель феноменологической социологии. Его работы являются попыткой синтеза философских концепций Эдмунда Хассерла и социологической теории Макса Вебера.

Феноменологическое изучение мира начинается с вынесения за скобки утверждений о том, что мир существует либо не существует, что он объективен и един для всех существ и т. д. Феноменологическая социология с позиций «чистого» сознания описывает остающийся за скобками жизненный мир. «Жизненный мир – это мир, к которому мы принадлежим в нашей естественной дофилософской установке. Естественная установка – это наивная точка зрения практически действующих индивидов, в рамках которой существование природного и социального мира не подвергается сомнению, просто принимается на веру.» [6. с54-60] Феноменологическая социология так же как и феноменологическая философия воздерживается от естественной установки, но при этом пытается ее изучить и понять, какую роль эта установка играет в повседневном конструировании социального мира.

Шютц в своем основном труде «Феноменология социального мира» (1932) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального знания поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Его амбицией является построение социологии как науки, которая была бы способна объективно понять субъективный, по сути, мир социального опыта людей. [9. с108]

Каждая личность создает свой жизненный мир. Его форму определяют три фактора [9. с108]:

1) Ситуационные обстоятельства. Это внешние детерминанты, которые могут ограничивать возможные действия или стимулировать их. В сферу деятельности включены другие люди, общие нормативные требования, правила, предписания.

2) Наличие уникального собственного опыта. Определяет цель, намерения личности.

3) Запас знаний. Позволяет личности оценивать свой прошлый и настоящий опыт.

Все три детерминанты мира личность черпает из общества, культуры, преобразуя их индивидуально и придавая им собственную интерпретацию. Мир повседневной жизни не является частным миром, он всегда интерсубъективный, то есть разделяемый другими людьми. Шютц наряду с устной коммуникацией выделяет коммуникацию с помощью экспрессивных жестов и визуальной презентации. [9. с110] Особое внимание обращается на «жесты приветствия», выражения уважения, одобрения, осуждения и т.д.

Некоторые составляющие мира жизни вытекают из биологической кондиции человека. В каждом обществе можно обнаружить дифференциацию по полу, возрасту, увидеть разделение труда и т.д. Но большинство из составляющих нашего мира жизни опосредовано культурой и определяется ей. Поэтому существование типичных линий поведения, которые не осознаются людьми и применяются в определенных ситуациях, будет отличаться в зависимости от рассматриваемой культуры.

Из всей концепции Шютца прослеживается идея важная для визуальной социологии: повседневная жизнь зрима, непосредственно доступна и наблюдаема. Не случайно он уделял большое внимание методу наблюдения. Огромная часть того, что делается в мире повседневной жизни, воспринимается зрительно, и, по крайней мере, потенциально доступна для фотографической регистрации. [9. с113]

Следовательно, фотографический снимок может указать [9. с113]:

1) Вид действий, в особенности разные стороны труда, «телесная активность».

2) «Телесные движения» - состояния покоя, движения, действия.

3) Материалы мира жизни, т.е. разнообразные предметы, используемые людьми.

4) Ситуационные обстоятельства.

5) Запас подручных знаний, который можно определить по уровню сложности выполняемой профессии.

6) Сигналы смысла, принимаемые личностями в виде знаков и символов.

7) Акты межчеловеческой коммуникации (жесты, мимика, позы тела и т.п.)

8) Культурные рецепты и типологизации (стереотипы поведения, которые можно воссоздать с помощью серии снимков).

9) Диссонанс культурных рецептов между участниками культуры и аутсайдерами, что найдет выражение в нелогичности и несвязности наблюдаемой сцены.



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)