Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДОСТОЕВСКИЙ?



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДОСТОЕВСКИЙ? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Достоевский, один из самых оригинальных художников слова, был и одним из самых литературных авторов: он постоянно заимствовал чужой опыт, выработанные словесные формы – и не только совершенные, классические, но даже и малоавторитетные, банальные – для создания собственного стиля. Достоевский последовательно учился у всех классиков мировой литературы.

 «Неповторимое своеобразие Достоевского-художника создавалось в обширной лаборатории больших литературных стилей ХVIII-ХІХ веков, самостоятельно переработанных русской художественной мыслью» (Гроссман Л.П. Достоевский – художник // Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1959. С. 371). Л.П. Гроссман прослеживает смену стилей и борьбу течений в творческом развитии Достоевского: могучее воздействие на него писателей-романтиков (Редклиф, Гофман, Мэтьюрин, Байрон, Жорж Санд, Шиллер, Жуковский, В. Скотт и др.), сильнейшее влияние реалистов (Пушкин, Гоголь, Бальзак, Диккенс, Л. Толстой и др.), обращение к жанру романа-фельетона[1] (Э. Сю, А. Дюма, В. Гюго), возникшему на стыке разных течений и жанровых форм, тяготение к роману-эпопее, творческое состязание с Л. Толстым. Но на первом месте для него были Пушкин и Гоголь. Пушкин учил с детства быть самим собой, дерзать смело и безгранично. Этот поэт стал для Достоевского символом народного гения. Первая повесть Достоевского «Бедные люди», в которой остро звучит тема «маленького человека», была бы невозможна без Гоголя. О своем литературном поколении он говорил, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

В советском литературоведении творчество Достоевского, нередко трактовавшееся как реакционное и упадочническое, на протяжении ряда десятилетий изымалось из русского литературного процесса, рассматривалось лишь в оппозиции к произведениям крупнейших русских писателей. Но уже в 1970-е годы ситуация изменилась: ученые открыли множество нитей, соединяющих художественные творения Достоевского с его разнообразными «оппонентами»: с Тургеневым и Некрасовым, Л. Толстым и Лесковым, Салтыковым-Щедриным и Чернышевским. Выявлены глубокие корни творчества Достоевского в русском фольклоре, в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Шли споры, чьи литературные традиции – европейские или русские национальные – ближе Достоевскому. Споры, по-видимому, не корректные, так как сам Достоевский стремился к синтезу тех и других традиций. Прав Б.И. Бурсов: «Достоевский так обширен и многообразен, у него такой не знающий никаких границ интерес к мировой человеческой истории во всех ее проявлениях, что вряд ли найдется хоть один действительно всемирный мыслитель или писатель, с которым он не имел бы ничего общего» (Бурсов Б. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974. С. 451).

Литературность писателя (то есть использование им образов и средств поэтического языка литературных предшественников и современников) проявляется на всех уровнях художественного творчества – не только в овладении принципами разных творческих методов и литературных стилей. Она обнаруживается, например, в сюжете и фабуле его произведений. Сюжеты у Достоевского нередко представляют «перелицовку» сразу нескольких литературных источников. Например, отношения между Валковскими и Ихменевыми в «Униженных и оскорбленных» – это почти калька взаимоотношений между президентом фон Вальтером, его сыном Фердинандом и семейством бедного музыканта Миллера в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». История «дружбы» князя Валковского и Ихменева очень напоминает покровительство, сменившееся судебным процессом в отношениях между Троекуровым и Дубровским в повести Пушкина «Дубровский». Образ Нелли и ее сюжетные перипетии представляют варианты к линии Нелли Трент из романа Диккенса «Лавка древностей» и Миньоны из «Вильгельма Мейстера» Гете. Можно найти здесь также параллели к биографическим хроникам С. Аксакова и Л. Толстого, к романам-фельетонам Э. Сю «Парижские тайны» и Е.П. Ковалевского «Петербург днем и ночью».

На уровне характерологии литературность проявляется в том, что творческие типы писателя представляют трансформацию и оригинальное решение мировых художественных концепций. Например, Девушкин в «Бедных людях» – это новое осмысление романтической антитезы мечтателя и заурядного чиновника-обывателя, разработанной Гофманом и Гоголем. Достоевский полагал, что герои мировой литературы, в которых подмечены «глубочайшие и таинственнейшие стороны человеческого духа», имеют универсальное значение. Эти герои становятся прообразами, прототипами важнейших персонажей Достоевского: Дон-Кихот – князя Мышкина, братья Мооры – братьев Карамазовых, Пиквик – Ростанева и Мышкина, Гамлет – почти каждого из типов «русского мыслителя» у Достоевского, аббат Мириэль («Отверженные» Гюго) – старика Зосимы, Ивана Карамазова называют «русским Фаустом» и т.д. – перечень этих параллелей весьма широк.

Наконец, очень часто пользуется Достоевский и литературными аллюзиями , цитатами, реминисценциями и разного рода намеками: примечательны, например, библиографические штрихи – указания на книги, читаемые персонажами (записка Мышкина Аглае, «случайно» положенная в книгу, «Дон-Кихот Ламанчский», роман Флобера «Мадам Бовари» – на столе Настасьи Филипповны и т.п.). Кстати, все первостепенные персонажи Достоевского обнаруживают большую начитанность: так, в романе «Братья Карамазовы» Шиллера цитируют и университетский выпускник Иван и полуобразованный офицер Дмитрий.

Членство в кружке Петрашевского повлияло на личную и творческую судьбу Достоевского Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Оно состояло из дворян и разночинцев. За участие в этом кружке писатель был арестован 23 апреля 1849 года и приговорён к смертной казни, которая была заменена каторжными работами на четыре года.

Годы каторги и солдатской службы прервали литературную деятельность Достоевского. На каторге он встретил множество солдат и крестьян. После пребывания в детские годы в деревне писатель впервые вновь широко столкнулся здесь с людьми из народа. Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского-художника и мыслителя громадное значение. Здесь он поменял своё мировоззрение. По его мнению, современное состояние общества является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, влечёт за собой создание кумиров, которым начинает поклоняться человек. А это может привести к катастрофе. Но у человечества есть вечный идеал, воплощённый в личности Иисуса, к которому человек будет постепенно приближаться.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохой распада феодально-крепостнических отношений в России и заменой их новыми, капиталистическими отношениями. В сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это отразилось в его произведениях. Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освящённые религией, изображает Достоевский в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДОСТОЕВСКИЙ? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДОСТОЕВСКИЙ?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)