Глава I .1. А.В. КОЛЧАК КАК УЧЁНЫЙ И ВОЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
РЕФЕРАТ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: § донесение до современников сведения по теме: " А.В. Колчак как учёный и военный деятель" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике; § раскрытие неординарности личности А.В. Колчака. ЗАДАЧИ: § изучить соответствующую литературу по данной теме; § изучить теоретические аспекты и выявить природу вопроса "А.В. Колчак как учёный и военный деятель"; § найти неизвестные страницы жизни А. В. Колчака; § сказать об актуальности проблемы "А.В. Колчак как учёный и военный деятель" в современных условиях; § изложить возможности решения тематики "А.В. Колчак как ученый и военный деятель"; § обозначить тенденции развития тематики "А.В. Колчак как ученый и военный деятель"; § Определить значимость выбранной темы. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: § изучение и анализ жизни и деятельности А. В. Колчака как учёного и военного деятеля; § анкетирование учащихся; § использование дополнительных источников. Новизна работы заключается в систематизации материалов по теме "А.В. Колчак как учёный и военный деятель". Представлены различные точки зрения историков на тему "А. В. Колчак как учёный и военный деятель". ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: Изученный и представленный материал может быть использован не только на уроках истории в школе, но и для преподавателей, студентов вузов. Актуальность исследовательской работы "А.В. Колчак как ученый и военный деятель" представляет интерес в современной науке и ценность в плане ее недостаточной разработанности. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость. Исследовательская работа может быть интересна тем, кто хочет самостоятельно разобраться и дать свою оценку деятельности А.В. Колчака. Работа имеет практическую направленность, учит нас ценить и уважать прошлое, любить историю, воспитывает в нас гражданские и патриотические чувства. Материал исследовательской работы представляет ценность в плане нравственного воспитания молодого человека. А знать историю – наша обязанность. ВВЕДЕНИЕ
Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов ее. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в летописи Русской земли" Бунин И.А
Представленная работа посвящена теме "А.В. Колчак как ученый и военный деятель". Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение, используемая литература, приложение и анкетирование учащихся. Источниками информации для написания работы по теме "А.В. Колчак как учёный и военный деятель" послужили: базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "А.В. Колчак как ученый и военный деятель", справочная литература, прочие актуальные источники информации. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "А.В. Колчак как ученый и военный деятель". Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "А.В. Колчак как ученый и военный деятель" определяют несомненную новизну данного исследования. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "А.В. Колчак как ученый и военный деятель", круг вопросов и логическую схему ее построения. Интерес к данной теме у меня возник после просмотра фильма "Адмирал". Мне довелось прочитать много книг о гражданской войне. Прочитав несколько книг, можно заметить, что оценка белого движения весьма неоднозначна, и одно мнение противоречит другому. В советской историографии эта тема является белым пятном. И в поисках истины я решила провести исследовательскую работу по теме: "А.В. Колчак как учёный и военный деятель" и создать свою точку зрения на белое движение, которую, по крайней мере, я буду считать самой объективной. Прошло более 80 лет со дня гибели Александра Колчака и более 15 лет – с момента падения власти, с которой он боролся и которая уничтожила его, но в России до сих пор имя его проклято. Имя А. В. Колчака в нашей стране знакомо, вероятно, каждому. И первое, что вспоминается при этом имени — гражданская война в России, интервенция, контрреволюция. В учебниках истории, в советской исторической литературе и в энциклопедиях долгие годы мы могли прочитать только то, что адмирал Колчак — ставленник Антанты, один из самых непримиримых врагов советской власти — объединил силы контрреволюции в Сибири и на Урале. При поддержке кадетов, белогвардейских офицеров и интервентов произвел переворот и установил военную диктатуру, приняв титул "Верховного правителя Российского государства" и звание главнокомандующего. После разгрома белогвардейских войск по приговору Ревкома расстрелян в Иркутске. Такого А. В. Колчака знает большинство из нас5 . Но мало кто знает, что был он храбрейшим морским офицером, кавалером высших боевых орденов. И никто уже не помнит, что был он полярным путешественником, выдающимся океанографом, опередившим науку о море без малого на полвека. Всю жизнь он честно служил России, но долг свой перед Родиной понимал, конечно, совершенно иначе, чем большевики. Только теперь о нем можно рассказать, наконец, правду, да и та будет полуправдой - архивных документов сохранилось немного. Недавно в специальных журналах появились статьи молодого архивиста Сергея Дрокова, но самым подробным биографическим очерком до сих пор остается, как ни горько говорить, - стенограмма допроса, опубликованная на сайтах государственных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Александр Васильевич Колчак — яркая личность и чисто русское явление. Он — выдающийся сын России и, надо надеяться, что таким, наконец, предстанет в глазах своих соотечественников-потомков4 . Кто же такой Колчак по своему, так сказать, роду - племени? Какими были причины и обстоятельства его появления на российском бушующем небосводе?4. Прочитав публикуемый здесь материал, вы узнаете совсем иного, неизвестного нам раньше Колчака.
Глава I .1. А.В. КОЛЧАК КАК УЧЁНЫЙ И ВОЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ПОТОМОК КОЛЧАК - ПАШИ
Именно в молодые годы складывается характер, личность. Детские и юношеские годы имеют свою драматургию, которая потом, под наплывом "взрослых" переживаний, во многом забывается, сглаживается в сознании, но продолжает проявляться в глубинах подсознания. В конце концов ведь детские и юношеские годы - это почти четверть жизни, а если у человека короткий век, - то и половина. Изучение биографии А.В. Колчака, мореплавателя, исследователя, флотоводца, государственного деятеля, только начинается. Предстоит поднять целые пласты архивных документов, книг, газет. А пока многое ещё неясно. Ибо очень неординарной, непростой личностью был адмирал. Непростой – с самого детства. Фамилия Колчак - турецкого происхождения. В переводе на русский язык она означает "боевая рукавица". Соединенная со стальной пластиной, такая рукавица защищала правую руку, а левая прикрывалась щитом. Основатель рода Колчаков, Илиас - паша Колчак, был комендантом турецкой крепости Хотин5. С 1736 г. императрица Анна Иоановна вела войну с турецким султаном. Начиная военные действия, русские фельдмаршалы грозились дойти до Константинополя. Но кампания разворачивалась вяло. Русские войска то брали крепости, то оставляли их. И только под конец войны, в 1739 г., были одержаны важные победы. Пройдя через польскую территорию, армия под командованием графа Х.А. Миниха вошла в Северную Молдавию и 17 августа близ деревни Ставучаны встретилась с турецкой армией под командованием Вели- паши. Сражение закончилось бегством турок. Вместе с армией Вели – паши бежала и часть хотинского гарнизона, участвовавшая в бою. Брошенный турецким командованием на произвол судьбы и не имевший достаточных сил для сопротивления, Хотин был сдан 20 августа. Колчак – паша сначала выслал русскому фельдмаршалу ключи от города, а потом явился сам и отдал свою саблю. Вместе с семьёй он оказался в русском плену13. Колчак – паша и его сын Мехмет бей, привезенные в Петербург, разместились в специально отведенном для них дворе на Петербургской стороне, где уже жительствовал другой пленный паша – очаковский. Вместе с Колчак-пашой были поселены и другие пленные турецкие офицеры. Трехбунчужный хотинский паша едва успел расположиться на новом месте, как с Турцией был заключён мир и пленные получили свободу. Однако он не стал возвращаться в блистательную Порту, где его непременно посадили бы на кол за сдачу крепости. Не хотелось ему, видимо, оставаться и на чужом ему Севере. А потому он уехал на Правобережную Украину, входившую тогда в состав Польши, в имение одного польского магната, с которым имел давние дружеские связи. Через несколько десятилетий, когда паши – невозвращенца уже не было в живых, эти места оказались в пределах России. И в русских анналах возникли Колчаки. В 1803 г., на острове Бугского полка, было образовано Бугское казачье войско, которое охраняло границу России по Днестру. В этом войске служил сотник Лукьян Колчак, правнук паши, получивший земельный надел в Ананьевском уезде Херсонской губерни, недалеко от Балты. У сотника было два сына – Иван и Фёдор, которые впоследствии поделили ананьевское имение. Иван Лукьянович продал свою часть, купил дом в Одессе, уехал туда и поступил на гражданскую службу. Фёдор Лукьянович стал военным и дослужился до полковника. На основании материалов очередной ревизи и 40-х годов XIX в., указом Сената от 1 мая 1843 г. Колчаки были утверждены в потомственном дворянстве и внесены в родословную книгу дворян Херсонской губерни. Старшая ветвь рода, обосновавшаяся в Одессе, в свою очередь дала несколько разветвлений, ибо Иван Лукьянович стал отцом многочисленного семейства. У него было несколько дочерей (сколько-неизвестно) и три сына – Василий, Александр и Пётр. Все трое стали военными. Пётр, избравший военно-морское дело, дослужился до капитана 1-го ранга. Александр – до генерал- майора. От него пошла средняя линия Колчака – помещиков Тамбовской губерни. Старший сын Ивана Лукьяновича, Василий Иванович Колчак, родился 1 января 1837 г. Воспитывался в Одесской Ришельевской гимназии, где в те годы были ещё живы традиции основавших её французских эмигрантов. Хорошо знал французский язык и любил все французское, хотя именно с французами ему вскоре пришлось воевать. Как настоящий одессит, В.И. Колчак (см. приложение, рис.2) был чужд многих дворянских предрассудков. Жену выбрал из недворян и тоже – одесситку. Ольга Ильинична Посохова (см. приложение, рис. 3) была дочерью потомственного почетного гражданина. В это состояние приписывали людей с образованием, но без дворянства. Вообще же семья Посоховых вышла из донских казаков. Ольга Ильинична была моложе Василия Ивановича на 18 лет. Отличалась набожностью, спокойным, тихим и строгим характером. Они поженились в начале 70-х годов и поселились близ Обуховского завода, в селе Александровском. В 1874 г. у них родился сын Александр, а на следующий год – дочь Екатерина. Ещё одна дочь, Любовь, умерла в детстве. Сохранился документ о рождении его сына: "Свидетельство По указу Его Императорского Величества от С.-Петербургской духовной консистории дано сие свидетельство о том, что в метрической 1874 г. книге Троицкой церкви с. Александровского С.-Петербургского уезда под № 50 показано: "Морской Артиллерии у штабс-капитана Василия Ивановича Колчака и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился четвертого ноября, а крещен пятнадцатого декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр Иванович Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова". Крёстным отцом будущего верховного правителя был его дядя, младший брат отца5. "Я православный, - говорил Колчак, - до временного поступления в школу я получил семейное воспитание под руководством отца и матери"3. Религиозное воспитание, по-видимому, исходило больше от матери, которая часто водила детей в церковь недалеко от завода. Политикой она не интересовалась. А Василий Иванович придерживался очень консервативных взглядов в политике. 30 апреля 1885 г. Василий Иванович написал прошение на имя директора 6-й Петербургской гимназии: "Желая, чтобы сын мой Александр был подвергнут испытанию наравне и в одно время с учениками во вверенном Вам учебном заведении, …покорнейше прошу о том распоряжения Вашего, причём имею честь сообщить, что он подготовлялся к поступлению в 1-й класс и до сего времени обучался дома. При сем прилагаю метрическое свидетельство…, свидетельство о привитии оспы и 10 руб. в пользу экзаменаторов". Чтобы поступить в первый класс (а не в приготовительный), нужно было сдать экзамен, за который взималась плата. На том же документе стоит помета за чей-то подписью: "Деньги 10 руб. получил". Судя по имеющимся сведениям, юный Колчак учился в гимназии на удивление плохо. Разыскан табель его успеваемости за II класс, в коем он пребывал в 1886/87 учебном году. Оценкой в 5 баллов отмечено только поведение – да и то за первое полугодие, а затем по поведению появились четвёрки. Относительно успешно шло постижение закона Божия и географии: здесь тройки перемешались с четвёрками, а за год выведены были четвёрки. Хуже всего обстояло дело с немецким и французским языками, по которым Колчак получал в четвертях тройки, тройки с минусом и двойки. Письменный переходной экзамен Колчак едва не провалил: двойка по русскому языку, тройка с минусом по латинскому, тройка по математике, тройка с минусом по немецкому и двойка по французскому. По русскому и французскому языкам назначены были устные испытания, на которых получены тройки, и окончательный балл по обоим предметам определили как три с минусом. Педагогический совет принял решение о его переводе в следующий класс. Колчак проучился в гимназии ещё один год. По- видимому, гимназия его не привлекала, а преподавшиеся в ней предметы не вызывали интереса. Он мечтал о другом, и неслучайно оценки по географии были выше прочих.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |