Адаптация и мотивация сотрудников фирмы
Адаптация – важный и многоступенчатый процесс сопровождения вхождения «новичка» в должность. И чтобы она была успешной, необходимо участие в этом процессе многих служб и сотрудников компании – HR-специалиста, линейного руководителя, куратора или наставника, коллег по работе.[9] Если бы можно было проранжировать методы адаптации по эффективности, то особенно выделить можно стажировку и наставничество. Стажировка – это тот период, который дает возможность будущему сотруднику увидеть «изнутри» свое рабочее место, познакомиться с функционалом, оценить свои возможности и в итоге принять окончательное решение.[10] Наставник или куратор – одна из значимых фигур в процессе адаптации. Задача наставника - ускорить становление сотрудника и развить его способности к самостоятельному и качественному выполнению задач. Наставник - это человек, который может не только рассказать новичку о том, что ему предстоит делать на рабочем месте, но и показать, как это надо делать. Система наставничества снимает многие опасения новичка и дает возможность чувствовать себя более уверенно, т.к. он может получить ответы на все возникающие вопросы от более компетентного и опытного сотрудника, что в итоге приводит к быстрому усвоению функциональных обязанностей и развитию позитивного отношения к работе. Адаптация работника на рабочем месте - важный момент, который может вызвать у новичка сложности, затруднения, проблемы. Причинами затруднений могут быть: - недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, - позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение; - отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации; - недостаточное представление о нормах профессионального поведения и - неумение презентовать себя как специалиста; - необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. На начальном этапе главная поддержка и помощь состоит в снятии тревожности, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности. Доброжелательный, искренний коллектив, главный гарант быстрой адаптации и эффективного начала рабочей деятельности нового сотрудника Помимо этого, в некоторых организациях, есть такая должность как инструктор производственного обучения, который помогает новому сотруднику освоить рабочую специальность, новые профессиональные функции и обязанности, решает возникшие проблемы, и, если нужно, будет помогать всю смену.[11] А также, нередко, за каждым "новичком" на первых порах закреплен наставник, напрямую заинтересованный в результате своего труда. Все это способствует быстрому привыканию к новому рабочему ритму и режиму труда, установлению оптимальной работоспособности. Мотивация персонала Для многих сотрудников крупных консалтинговых компаний, особенно западных, главным стимулом в работе является получение и поддержание солидного статуса.[12] Зарплата отходит на второй план. Поэтому игра в амбиции с постоянным напоминанием об исключительности данного корпоративного сообщества и угрозе быть изгнанным дает хороший эффект. Система грейдов, действующая здесь по принципу «расти или уходи», заставляет сотрудника активно участвовать в проектах, зарабатывать положительные отзывы руководителей и двигаться по карьерной лестнице. Новая позиция обеспечивает новый уровень зарплаты, более интересную работу и новый статус.[13] Откровенно халтурить при такой системе трудно, поскольку проектные команды меняются, и несколько негативных отзывов вынуждают человека искать другое место. Правда, в условиях экономии на проектных командах и, как результат, постоянных переработок заставить сотрудника не просто работать, а профессионально развиваться весьма затруднительно. В небольших компаниях где карьерный рост ограничен, акценты смещаются в сторону зарплат и премий. Но во многих случаях премия – это инструмент не столько поощрения, сколько удержания (чтобы не уволился). Для развития требуются регулярные «встряска»: участие в приличных конференциях, форумах, круглых столах, написание неболтливых статей, книг и т.п. Выбирая оптимальный способ мотивации, имеет смысл учесть и, как ни странно, пол сотрудников. В ходе изучения специфики женских коллективов, был выявлен ряд особенностей мотивации сотрудников мужского и женского пола (Приложение 2).[14] Прежде, чем задумываться о мотивации, необходимо ввести регламенты, стандарты компании и убедиться в том, что сотрудник в принципе их соблюдает. - Выполняется только то, что контролируется; - За что платим (в широком смысле этого слова), то и получаем. Компания должна развиваться быстрее, чем ее сотрудники. Тогда им будет интересно работать в ней. И нет необходимости из мотивации делать очередную панацею. Во главе должны стоять бизнес-процессы компании, понятные каждому сотруднику.
Развитие персонала Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом: - по обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала; - по организации изобретательской и рационализаторской работы; - по профессиональной адаптации; - по оценке кандидатов на вакантную должность; - по текущей периодической оценке кадров; - по планированию деловой карьеры; - по работе с кадровым резервом. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний. Такие организации, как IВМ, "Моторола", "Дженерал моторз", ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются семинары по маркетингу для сотрудников отдела персонала, посещение школы бизнеса коммерческим агентом, изучение английского языка инженером-механиком, работа только что принятого в организацию начальника планового отдела сборщиком на заводском конвейере и т.д. В крупных многонациональных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации. О важности профессионального развития для современных организаций свидетельствует и то, что цели в этой области включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих корпораций: президентов, региональных вице-президентов, директоров национальных компаний.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |