Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы социализации личности.



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Проблемы социализации личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс социализации, его изучение и разработка вызывают сегодня живейший интерес учёных и практиков. Социализация, как понятие, широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Необходимо сразу отметить, что фундаментальных исследований по этому вопросу крайне мало.

На сегодняшний день ученые так и не пришли к единому общему мнению, кто же был автором термина «социализация»: одни называют французского социолога Г. Тарда, другие – американского социолога Ф.Г. Гиддинга, опубликовавшего в 1887г. книгу «История социализации». Достоверно утверждать можно лишь то, что произошло это в последней четверти 19в. В Росси о социализации заговорили несколько позже, в конце 19в [19].

Чтобы понять и изучить проблемы социализации личности ребёнка нужно рассмотреть это понятие с разных точек зрения. Большинство словарей определяют социализацию как:

«… процесс усвоения дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» [18].

« … процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [16].

« … процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [8].

Процесс социализации – важнейшее многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его проходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, средства массовой коммуникации, общение, детские общественные организации и т.д. – именно потому так велико внимание к нему философов, социологов, политологов, психологов, педагогов. С этой точки зрения историческое содержание и историческое прошлое процесса социализации требует пристального изучения.

Социально-экономические преобразования в стране, связанные со сферами политики, идеологии, информационной революцией, значительно раздвинули рамки социализации и изменили представление о ней, вызвав к жизни поиск форм социальной адаптации детей взрослых в условиях свободы выбора профессии, предпринимательства, частной собственности, более сложного понимания идеи социальной справедливости. Потребовались новые формы институализации, включение в комплекс социальных институтов семьи, партии, организации, государственной власти.

Целостность человека как личности, для формирования которой необходимо взаимодействия социализации, воспитания, саморазвития, при этом воспитание рассматривается как часть процесса социализации.

Социализация – это двухсторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – процесс социализации, он активно воспроизводит систему социальной связи и социальный опыт [2].

Социализация осуществляется под влиянием сверстников, родителей, учителей и т.д.; которые помогают формировать у индивида интеллектуальные «социальные и физические навыки необходимые для исполнения социальных ролей».

В исследовании Н.В. Андреенковой [1] «Проблемы социализации личности» отмечено, что процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций личности. В её концепции процесс социализации охватывает три основных этапа:

1. Первичная социализация (социализация ребёнка);

2. Промежуточная социализация (социализация подростка);

3. Устойчивая целостная социализация (период перехода от юности к зрелости).

Данной проблемой на Западе в разное время и с разным результатом занимались Д.Х. Аллантайн, Ч.Х. Кули, М. Мид, Т. Парсонс, Э. Эриксон и многие другие исследователи.

Ещё один подход к проблеме социализации разработал гарвардский психолог Лоренц Колберг, сделав акцент в своей концепции на нравственном развитии детей.

Данные Л. Колберга, анализировавшего в контексте своей концепции моральное развитие детей в стабильные периоды развития общества, подтверждали, что дети до 7 лет большей частью находятся на уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е. по всем данным у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности.

В 80-90-е годы прошлого столетия проблемы социализации становятся традиционным объектом изучения отечественных философов, социологов, психологов, этнографов, педагогов. Социологи решают проблемы социализации в макросистеме общества, изучают их влияние на его социальную структуру, способы производства материальных благ, систему общественных отношений, политическое устройство.

Педагогов занимает социализация человека на всей возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, они исследуют сущность относительно социально контролируемой её части – воспитание. Его тенденции и перспективы, определяют его принципы. Содержание, формы и методы. Во вторых, изучают общество как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных явлений на человека и нивелирования, коррекции и компенсации негативных.

Различные уровни социализации индивида позволяют ему с большей или меньшей эффективностью участвовать в жизни общества, в большем или меньшем объёме осуществлять социальные функции и роли в соответствии со свом общественным положением.

Результатом социализации – индивидуализации является степень социальной зрелости растущего человека, т.е накопление им в себе социального человеческого свойства.

Можно сделать вывод о том, что социализация ребёнка это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка формируется готовность к социальным действиям.

Таким образом, для определения эффективности процесса социализации ребёнка можно выделить группы критериев:

1. социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей;

2. социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;

3. социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.

 



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Проблемы социализации личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы социализации личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)