Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети.

 Основываясь на своих наблюдениях в ходе практики пробных уроков преподавания английского языка, а так же результатов опытных преподавателей, мы пришли к выводу, что в процессе его освоения очень важно эффективно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта.

Выдвинутая нами гипотеза имеет подтверждение в результатах практической иноязычной проектной деятельности. Исследование проходило на базе школы №11. В экспериментальной работе участвовало 15 человек.

Для успешного обучения и развития способностей детей мы разработали специальную программу, учитывая основные поведенческие особенности учащихся. При этом использовалась проектная методика, основанная на принципах коммуникативно-интерактивного партнерства и сотрудничества. Творческое решение поставленной проблемы направлено на развитие креативных и коммуникативных способностей одарённых детей.

Задачей проектного подхода в обучении иностранному языку является организация совместной, творческой, коммуникативно-познавательной иноязычной деятельности учащихся, ориентированной на достижении общего результата деятельности.

Для решения проблемы социализации одарённых учащихся в условиях обычной школы и развития их иноязычных коммуникативных способностей мы организовали специализированные уроки по английскому языку в соответствии с этапами развития проектной деятельности.

Для организации проектного курса, способствующего развитию творческих и иноязычных коммуникативных способностей одаренных учащихся, мы выявили одаренных детей среднего школьного возраста с помощью социально-психологической диагностики «Оценка творческого потенциала личности» Андреевой В.И модифицированной Иутиной А.П.

Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Детальный просмотр учебника английского языка, автора Кузовлева В.П, показал, что данный метод достаточно широко представлен на его страницах. На практике мы использовали учебник 7 класса, одна из выбранных мною тем была «My Hobby».

На подготовительном этапе я создавала условия для появления идеи проекта, а также оказывала помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта я выступала в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следовало принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

У нас была необходимость стремиться к тому, чтобы проект:

действительно вносил вклад в цели обучения;

имел реальный смысл;

был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Я попыталась определить учебные задачи для учащихся - развитие умений добывания информации; развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу.

Так же были даны рекомендации по подбору материала. При этом была спланирована серия уроков, на которых предполагалось использовать метод проектов. Например, план урока на мотивационном этапе:

1. Организационный момент. Задача: Сконцентрировать внимание учеников. Настроить учащихся на рабочий лад, подготовить к восприятию информации. Форма работы: Приветствие.

2.  Речевая зарядка. Задача: Помочь учащимся быстрее адаптироваться в иноязычной среде. Форма работы: Прочтение и перевод пословиц.

3.  Актуализация опорных знаний. Задача: Введение темы. Развитие монологической речи. Форма работы: Обсуждение и предложения по теме.

4.  Мониторинг качества усвоения материала. Задача: Развитие диалогической речи. Форма работы: Составление вопросов по теме. Обсуждение проектов.

5.  Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Задача: Подведение итогов урока. Разъяснение формы представления результатов домашней работы. Форма работы: Самостоятельная работа с учебником, словарем и другой литературой.

В ходе всего проекта отслеживалась деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В организации проектной деятельности очень важным моментом является струк­турирование. Мы разработали такие этапы, как:

I этап – «Мотивация»

Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.

II этап – «Информационное обеспечение»

Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.

III этап – «Первичная обработка информации учеником»

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

IV этап – «Обработка информации вместе с учителем»

Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.

V этап - «Дополнительный сбор информации»

В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

VI этап – «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»

Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.

VII этап (заключительный) – «Защита проекта»

Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.

При этом для получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:

-- формировать умения добывания информации из различных источников;

-- организовывать ситуации продуктивного общения;

-- развивать исследовательские умения;

-- учить наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и иностранном языке;

--уметь предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;

-- делать мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её реализации;

-- делать обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного характера;

-- для использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз, переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;

-- формирования способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить, использовать мимику/жесты.

Следует отметить, что семиклассники, участвующие в проекте проявили большой интерес и участие в определении достоинств своих одноклассников (кто-то что-то умеет, чему может научить других). Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей, но и обнаружили стремление совершенствоваться. Реализация последующих проектов привела к определенным результатам:

1. Благодаря проекту повысилась самооценка учащихся, обогатился их социальный и духовный опыт, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогла решить проблему мотивации, способствовала формированию и совершенствованию общей культуры общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщила учеников к практическому владению иностранным языком, способствовала развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволила реально оценить свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволило повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Работа над проектом предполагает взаимную активность учителя и реальное коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие творческих и иноязычных коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и взаимообогащения одаренных учащихся.

Таким образом, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через ситуации общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, партнёрами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.


Глава III

 

Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, поэтому целью моей исследовательской работы является использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Согласно цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:

· изучение практического опыта учителей по работе над данной проблемой;

· разработка опросника, для выявления творческих личностей и их способностей;

· проведение статистической обработки результатов;

· развитие умений добывания информации у детей;

· развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу;

Для реализации целей и задач исследования нами использовались следующие методы:

· наблюдение и беседы с учащимися и учителем;

· анкетирование.

·  эксперимент;

Исследование проходило на базе школы № 11 г. Тобольска. Для выяснения коммуникативных и творческих позиций учащихся мы провели педагогическое исследование. При этом на констатирующей части исследования были определены контрольный (КК-7а класс) и экспериментальный классы (ЭК-7б класс). Отметим, что в данных классах учитель использует 10-бальную систему оценивания знаний. В результате сравнения качественной успеваемости, на основании полученных оценок детей, мы пришли к результату, который отображен, а табл. 1.

Таблица 1.

Качественная успеваемость детей.

 

Баллы КК-15 чел. ЭК-10чел.
10 3 3
9 2 2
8 2 2
7 1 1
6 2 1
5 4 3
4 1 2
Качественная успеваемость 67% 60%

 

Для большей наглядности результаты представлены на диаграмме (см. рис.5).

 

            

 

 

Таким образом, на основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что на начальном этапе экспериментального исследования качественная успеваемость в КК выше, на 7% чем в ЭК.

На констатирующем и формирующем этапах была проведена анкета в ЭК, по выявлению способности в овладении языком. Детям необходимо было ответить на 10 вопросов, которые оценивались от одного до пяти баллов ( нейтральный – 0 баллов, отрицательный ответ – 3 балла, положительный – 5 баллов).

Вопросы анкеты

1. Ты часто вступаешь в общение со сверстниками?

2. Можешь ли ты поддерживать общение?

3. Ты чаще стоишь на своей позиции и не соглашаешься с партнером?

4. обладаешь ли ты способностью сочувствовать?

5. всегда ли ты выслушиваешь собеседника до конца?

6. Ты часто перебиваешь собеседника во время разговора и сообщаешь свою точку зрения?

7. Ты излагаешь всегда свои мысли логично и чётко?

8. Тебе хватает имеющийся запас слов для изложения своих мыслей?

9. способствует ли ваша общительность в успешном освоении языка?

10. Часто вы, работая в группе, принимаете на себя ответственность за решение сложных проблем?

Результаты обследования учащихся ЭК на констатирующем этапе представлены в диаграмме (см. рис.6).

 

Рис.6 Динамика способностей в овладении языком.

По результатам анкеты, мы построили профиль творческих качеств каждого ребёнка (Приложение) и определили уровень творческого потенциала личности на основе суммарного числа набранных баллов, (использование 5-бальной шкалы) (Приложение ). Ниже представлен один из примеров.

 

 


Суммарное число баллов: 25, уровень творческого потенциала – средний.        

Ерёменко Мария

 

Рис.7 Профиль творческих качеств ребёнка.

 

Итоговый результат определяется по ниже приведенной Таблице 2.


Таблица 2.

 

Уровень творческого потенциала личности Суммарное число баллов
Высокий 30-36
Средний 25-29
Низкий 18-24

 

Фамилия, имя, Суммарное число баллов Уровень творческого потенциала личности
1. Алексеенко Вера 22 Низкий
2. Анюшин Денис 30 Высокий
3. Брунчукова Маша 24 Низкий
4. Бугременко Маша 24 Низкий
5. Дорошенко Лена 24 Низкий
6. Ерёменко Мария 25 Средний
7. Жданова Катя 26 Средний
8. Коваленка Максим 26 Средний
9. Малов Гриша 24 Низкий
10. Маркова Настя 24 Низкий
11. Самылова Таня 24 Низкий
12. Силютина Света 26 Средний
13. Руданов Костя 20 Низкий
14. Урусова Оля 30 Высокий
15. Щабин Артем 24 Низкий

 

Учитывая результаты проведенного теста можно сделать вывод, что уровень творческого потенциала у детей низкий.

 

Рис.8 Уровень творческого потенциала детей.

 

На основании анализа данных анкеты можно сделать следующие выводы:

1.

В ходе работы с детьми на формирующем этапе эксперимента проводилось наблюдение и постоянный контроль детей.

На первом занятии детям было предложено ознакомиться с проектной деятельностью. За основу была взята тема “My Hobby”. В свою очередь, каждый урок делился на 5 составляющих: новый материал, грамматика (упражнения на закрепление нового материала), чтение и перевод, диалогическая и монологическая речь, творческая работа учащихся. Последний урок был итоговым по теме, на котором проверялись творческие и интеллектуальные способности учащихся.

Приведем краткое содержание конспектов уроков английского языка по теме “My Hobby” (учебник 7 класса «Английский язык» Кузовлева В.П.).

 

Урок 1.

Тема: “My Hobby”

Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; воспитание умения работать в сотрудничестве с другими, уважение к себе и другим.

Оборудование: карточки с новыми словами, рисунки по теме.

Plan.

I Организационный момент:

Учитель:- Good morning, my dear children. I’m so glad to see you again. You may take your seats, please.

Речевая зарядка:

Good morning, good morning,

Good morning to you,

Good morning, dear children,

I’m glad to see you.

Nice to see you, nice to see you,

We are happy just to hear it.

Pleased to meet you, pleased to meet you,

We are happy just to beat you.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы узнаем много нового. С этого дня у нас не будет привычных уроков, мы будем работать над проектами. Проект это коллективная работа, направленная на создание общего продукта деятельности, в ходе которого вам предстоит научиться планировать, распределять работу, намечать план деятельности (алгоритм), творчески применить языковой материал, превращать уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.

Наша работа над проектом заключается в следующем:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода);

· обсуждение методов исследования;

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проект рассчитан на протяжении 5 уроков. На одном из последних занятий осуществляется защита проекта. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме.

II Новый материал:

Учитель: Let’s start our lesson.

Now have a look at the blackboard and read the proverbs:

- Handsome is as handsome does;

- Clothes don’t make the man;

- Deeds, Not words;

- A good deed is never lost;

- A good name is better than riches.

Учитель: Let’s translated and discussion this proverbs. Давайте обсудим каждую пословицу. Исходя из пословиц, я предлагаю вам догадаться, какая тема нашего проекта?

Учитель: So, what will be theme of our lesson? – “Are you Jack of all trades”

Will you recite a poem about boys and girls?

What are little boys made of?

“Ships and snails, and puppy dogs tails.

That’s what little boys are made of!”

What are little girls are made of?

“Sugar and spice and all things nice.

That’s what little girls are made of!”

Учитель: Ребята, о чём это стихотворение? Что мы можем сказать о наших мальчиках и девочках?

What abilities are you know? Tell me please…

I offer you some abilities: - the fashion designer; a poet; the photographer;

 the artist; sportsman; designer; hacker in the computer club…

We have three groups of pupils at our lesson. Each of these groups must represent mini-work.

1. Group №1: “We are fashion designer”;

2. Group №2: “We are artist”;

3. Group №3: “We are actors”.

Попытайтесь составить небольшой рассказ (5-7 предложений) о каждой из ваших способностей и затем каждая группа представит нам свою способность.

III Результаты: Presentation the work. Обсуждение работ, выведение проблемы. What new did you know from our lesson?

 IV H/w: ребята, ваша задача заключается в том, что бы разделиться по способностям и находить материал по вашей теме, сочинять рассказы, либо какие то рисунки рисовать или находить картинки. Воспользуйтесь библиотекой дома или школьной.

 

Урок 2.

Тема: “My Hobby”

Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работе.

Оборудование: учебник, карточки с новыми словами.

Plan.

I Организационный момент.

II Новый материал:

- Мы начинаем знакомиться с новой лексикой по теме “My Hobby”.

- Open the books, p. 37, ex. 1.

- Try and read the text. Translated it.

III. Закрепление нового материала:

- Сопоставим русских ребят с английскими, выделить «+» и «- ».

IV. Game:

- Let’s play with me. Our game is called “Who is who”.

(Ребята называют свои способности, кто последний назовёт тот и “Jack of all trades”. Выявляем лидера.)

V. H/w: сравнить увлечения и хобби российских и британских школьников (письменно). Используя телевидение, интернет, газеты, журналы.

Подведение итогов.

Урок 3.

Тема: “My Hobby”

Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кругозора учащихся;

Оборудование: Папки, белая бумага.

Plan.

I Организационный момент.

II Новый материал:

-What do you think? It’s good or bad to be a Jack of all trades? Please open your books, ex. 3(2), at p. 38. Every group chooses on a column:

-the first group-1;

-the second group-2;

-the third group-3.

You should answer the question.

III Самостоятельная работа в группах:

- Первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и

имеющихся знаний.

- Обработка информации вместе с учителем.

IV Game:

- Let’s play. It’s the game “Word Square”.       

 

O P B L W T Z
S A M F V K N
O L G R E A T
U X K I N D Q
R C L E V E R
P E T N I G S
F Z H D C B A

 

 

Look at these letters and find the words you used when you spoke about your friends.

V. H/w: Продолжать собирать информацию по теме.

Подведение итогов.

Урок 4.

Тема: “My Hobby”

Цели: развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся; развивать воображение, фантазию, творческое мышление; развивать речевые способности, способность логически излагать свои мысли, развивать умения сравнивать, анализировать, воображать; формировать языковые навыки учащихся; развитие умения работать в группах.

Plan.

I Организационный момент.

II Dictation:

- Вспомним все изученные слова по теме “My Hobby”. Let’s play with me. Our game is called “The Ball” (в ходе игры повторяем слова, затем пишем небольшой диктант).

III Составление предложений:

-Write the sentences using the words in brackets. (Каждому ученику предлагаются карточки с заданием).

- Match the questions and the answers.

IV Обобщение по теме:

- Заседание «Круглый стол». Ученики анализируют свои работы, накопленный материал и свои достижения. Сравнивают начальный этап своих проектов и уже конечный. Делают вывод, что хотели сделать, и что получилось, какие предложения на будущее.

V. H/w: провести коррекцию собранного материала. Составить презентацию своей работы. Работа со славарём.

 

Урок 5.

Тема: “My Hobby”

Цели: развитие умений добывания информации; развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу.

Форма урока: презентация и защита проектов.

Оборудование:

· - плакаты, подготовленные учащимися, посвященные своему любимому занятию;

· - магнитная доска, магниты;

· - компьютер, презентации учащихся по теме;

· - магнитофон, музыкальное сопровождение;

· - театральные костюмы и декорации.

I Организационный момент.

Учитель: Dear friends! Good morning! I’m glad to see you very much.

 II Актуализация опорных знаний .

Учитель: Today we are going to have an interesting lesson about different hobbies. We have four projects in the blackboard: Autosport, Shopping, Flowers and Theatre. Listen to the pupils who made these projects, make your questions about their jobs and tell us your opinions, please.

Проект 1: I’m Igor. I’ve got a friend. His name is Paul. We like Auto sport very much. We decided to make our project about Auto sport and racers. We began our job two weeks ago. Paul read many magazines, I got information from Internet. We made this placate and computer presentation. (Приложение №3).




2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)