Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку 0.00 из 5.00 0 оценок




Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности [10], где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:

· дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);

· общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуаль­ного обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучении школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п.;

· система дополнительного образования;

· школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, не типовые образовательные учреждения) [3].

Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования [4].

Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот нёкоторые из них:

1 склонность одаренных детей избегать, не решать проблемы, сталкиваясь с ними социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудности в познавательной сфере;

2 настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

3 трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» [20].

Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это наталкивает на мысль о том, что одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе с социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.

Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать, социальную компетенцию. А.И. Савенков [14] отмечает, что при разработке содержания обучения одаренных детей следует обращать внимание не только на его коли­чественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. В частности, А.И. Савенков указывает на важность включения в содержание обучения одаренных детей программ и специ­альных занятий, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. «Эти занятия помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей» [12].

Но обратимся к роли иностранного языка в ходе социализации одарённых детей.

Следует сказать, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае мы предлагаем руководствоваться некоторыми положениями, например:

•   Социальную компетенцию следует рассматривать как компетенцию, обеспечивающую адаптацию человека к обществу, к социуму, взаимодействие и общение человека с другими людьми. При этом,

•   Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеюще­гося опыта общения на родном языке.

К области социальных умений можно отнести следующее: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Ними предложен вариант умений на английском языке.

 

Social Habits
functions overstatement
encouraging Oh, come on in. I haven’t seen you for ages! You haven’t changed a bit.
Showing concern I suppose you’re very tired?
  Polite request It would be really nice if you could spare me a moment of your attention but don’t worry if you don’t have time.
Apologizing I’ll be very brief, my story won’t take a minute.
Expressing gratitude Thank you for a most useful piece of advice.
Praising I just love the way you treat people.
sympathizing How extremely sad! I can’t tell you how sorry I am.

 

Рис. 4. Социальные умения на английском языке.

 

Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие, любознательность; порядочность, открытость и др.

Попробуем определить содержание иноязычной социальной компетенции для начальной школы. Итак, к сферам общения школьника можно отнести следующие [15]:

- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;

- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;

- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;

- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий;

- сфера исследовательского и научно-познавательного общения.

Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социальной взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одаренными детьми. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности [12]. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку.

К области социальных умений на иностранном языке можно отнести такие умения как:

· ориентироваться в ситуации общения;

· вступать в контакт и поддерживать его;

· уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;

· принять точку зрения собеседника;

· аргументировано пояснить свою точку зрения;

· не допустить и решать конфликтные ситуации в общении;

·  критично относиться к своим действиям и высказываниям.

На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.

Предложенное содержание социальной компетенции на иностранном языке достаточно универсально и может применяться не только при обучении одарённых детей.

 



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)