Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку
Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности [10], где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся: · дошкольные образовательные учреждения (ДОУ); · общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучении школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п.; · система дополнительного образования; · школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, не типовые образовательные учреждения) [3]. Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования [4]. Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот нёкоторые из них: 1 склонность одаренных детей избегать, не решать проблемы, сталкиваясь с ними социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудности в познавательной сфере; 2 настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений; 3 трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» [20]. Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это наталкивает на мысль о том, что одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе с социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия. Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов. Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать, социальную компетенцию. А.И. Савенков [14] отмечает, что при разработке содержания обучения одаренных детей следует обращать внимание не только на его количественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. В частности, А.И. Савенков указывает на важность включения в содержание обучения одаренных детей программ и специальных занятий, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. «Эти занятия помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей» [12]. Но обратимся к роли иностранного языка в ходе социализации одарённых детей. Следует сказать, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае мы предлагаем руководствоваться некоторыми положениями, например: • Социальную компетенцию следует рассматривать как компетенцию, обеспечивающую адаптацию человека к обществу, к социуму, взаимодействие и общение человека с другими людьми. При этом, • Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке. К области социальных умений можно отнести следующее: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Ними предложен вариант умений на английском языке.
Рис. 4. Социальные умения на английском языке.
Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие, любознательность; порядочность, открытость и др. Попробуем определить содержание иноязычной социальной компетенции для начальной школы. Итак, к сферам общения школьника можно отнести следующие [15]: - сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому; - сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа; - сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам; - сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий; - сфера исследовательского и научно-познавательного общения. Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социальной взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одаренными детьми. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности [12]. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия. Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку. К области социальных умений на иностранном языке можно отнести такие умения как: · ориентироваться в ситуации общения; · вступать в контакт и поддерживать его; · уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения; · принять точку зрения собеседника; · аргументировано пояснить свою точку зрения; · не допустить и решать конфликтные ситуации в общении; · критично относиться к своим действиям и высказываниям. На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке. Предложенное содержание социальной компетенции на иностранном языке достаточно универсально и может применяться не только при обучении одарённых детей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |