Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая конкуренция в плюралистической демократии



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Политическая конкуренция в плюралистической демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политическая конкуренция и политический рынок в современном российском обществе становятся важными характеристиками социальной реальности. Ключевой механизм политической конкуренции - это избирательный механизм, основанный на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании - свободные и честные выборы представителей граждан в избираемые органы государственной и местной власти. Именно политическая конкуренция и ее постоянная динамика обеспечивают социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость демократической политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию. Характер и динамика политической конкуренции напрямую связаны и определяются тем, как соблюдаются и защищаются политические права и свободы граждан, их права во взаимоотношениях с государством на формирование органов государственной и местной власти, на контроль и участие в деятельности этих органов в управлении делами государства.

Соответственно, политическая конкуренция в условиях плюрализма является одним из важнейших демократических институтов общества, интегрируя в себе множество показателей, отражающих положение дел в обществе: она непосредственно связана с механизмами избирательного процесса, с формами политической мобилизации, со способами социального контроля над действиями властей. Таким образом, характер политической конкуренции становится наиболее точным индикатором степени демократичности политических процессов.

С политической конкуренцией тесно связан феномен политического рынка. Политический рынок как неотъемлемая часть демократического общества - это рынок политических идей, программ, а также партий, движений и лидеров, выражающих эти идеи и программы. В определенный период времени (смена парламента, президента), а также в определенных политических, социально-экономических ситуациях массами могут быть призваны те или иные идеи и стоящие за ними политики. Предвыборная борьба идей, программ, политиков суть политического рынка. Современная модель политического процесса имеет ту особенность, что соревнуются

не идеи, не программы партий, а личности, по сути, имиджи.

Социально-философская теория политического рынка имеет свою историю. Еще в 1962 г.Ю. Хабермас в своей концепции описывал активность участников избирательной кампании как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг. Данная концепция и по сей день остается актуальной, получив подтверждение своей эвристичности в странах «новой демократии».

Центральным понятием социологии политики П. Бурдье выступает «политическое поле» - «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства».

Й. Шумпетер видел сущность современного «народовластия» в конкурентном лидерстве групп влияния на государственном и межгосударственном уровнях.

При этом формирование рынка социальных и политико-управленческих технологий приводит к качественному изменению политического рынка в целом, что проявляется в «виртуализации» политической жизни и стирании границ между организационно-функциональным и знаково-символическим взаимодействием политических субъектов, а также в появлении принципа «инвестиционной воронки», который заключается в вынужденном участии того или иного автора рынка в политических кампаниях конкурентов. Такое участие обусловлено не столько собственными целями и задачами политической деятельности данного автора, сколько необходимостью сохранять и удерживать имеющиеся ресурсы общественного влияния от притязаний конкурентов.

Товаром на политическом рынке являются ресурсы общественного влияния, не просто используемые для удовлетворения политических интересов и притязаний, но и производимые с целью последующего обмена, в котором возникает конкуренция между субъектами рынка - участниками политических процессов происходящих в обществе. При этом сутью рыночных отношений становится эквивалентный обмен соответствующими ресурсами, в котором для разных субъектов значимыми с точки зрения достижения их целей и реализации политических интересов будут различные виды ресурсов. Эквивалентность в данном случае определяется соотношением субъективной значимости, когда те затраты, которые несет один субъект, обменивая тот или иной объем конкретного вида ресурсов общественного влияния, восполняются или «перекрываются» своеобразной прибылью, то есть возможностями, более предпочтительными с точки зрения его интересов, которые он приобретает. В свою очередь условием для этого становится формирование соответствующей гражданской культуры, в которой следование рыночным стандартам поведения и деятельности в политике становится необходимым условием социализации вообще, а любые альтернативные схемы деятельности расцениваются обществом либо как маргинальные, либо как девиантные.

Действительность социальной реальности («социальная действительность») предстает как социальное пространство многообразных социальных позиций и социальных практик, обусловленных этими позициями. Подобная онтология социальной реальности отличается как от метафизических версий социального субстанционализма, так и феменологических версий конструирования социальной реальности.

 

 


 



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Политическая конкуренция в плюралистической демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая конкуренция в плюралистической демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)