Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-экономическая характеристика Гродненского райпо



2020-02-03 402 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика Гродненского райпо 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Гродненский район образован 12 января 1940г. Размещается на северо-западе Гродненской области, около государственной границы Республики Беларусь с Польшей и Литвой, и объединяет территорию 2,6 тыс.кв.км. Центр района – г. Гродно.

В настоящее время население района насчитывает 68,05 тыс.чел. В том числе в сельской местности 55,02 тыс.чел. Живут в нем представители разных национальностей: белорусы – 49,8%; поляки – 40,1%; русские – 7,8%; другие национальности – 1,9%.

В состав района входит один город, 14 сельских советов, один поселок городского типа, который объединяет 383 населенных пункта с количеством дворов 20980.

В районе 17 медицинских учреждений, в том числе 7 больниц, 8 амбулаторий, 3 поликлиники.

Народное образование представлено 52 школами, где обучается 9344 чел. Из них средних – 23, школ-интернатов – 3. Имеется детский юношеский центр и среднее профессионально-техническое училище г.Скиделя.

К услугам тружеников Гродненщины – 102 учреждения культуры, 49 библиотек, 9 детских музыкальных школ. Имеется районный Дом ремесел.

Кооперативное движение на Гродненщине зародилось еще в 30-е годы. По настоящему развиваться стало уже в послевоенный период.

Гродненское райпо было основано в 1944 году и является добровольным объединением граждан и в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридически оформивших свое членство в райпо путем подписания учредительного договора о создании и деятельности райпо. Райпо создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных, паевых взносов для торговой деятельности, заготовительной, производственной и другой в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Гродненское райпо является юридическим лицом, имеет в собственности имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Райпо на добровольной основе входит в Гродненский областной союз потребительских обществ с сохранением своей хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.

Органом управления райпо является Общее собрание, а орган контроля – ревизионная комиссия.

Гродненское райпо создано в целях управления и координации деятельности своих членов, удовлетворения нужд членов потребительского общества и обслуживаемого населения в товарах и услугах через организацию торгового обслуживания, общественного питания, производственно-заготовительную и другие виды деятельности.

Организационная структура управления в потребительской кооперации отличается сложностью и многообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером деятельности.

Структура аппарата управления Гродненского райпо представлена на схеме; она представляет собой совокупность функциональных подразделений.

Функции коммерческого характера в Гродненском райпо выполняет торговый отдел. Он является важным оперативным звеном и возглавляет его заместитель председателя по торговле и общепиту. Товароведы являются ответственными исполнителями торгового отдела, изучают спрос покупателей, составляют заказы на товары, принимают участие в установлении хозяйственных связей с поставщиками, ведут оперативный учет выполненных договоров и следят за наличием и движением товарных запасов. Товароведы систематически посещают магазины, проверяют в них соответствие фактического ассортимента обязательным ассортиментным перечням товаров, оказывает помощь в улучшении торговли и внедрению прогрессивных методов продажи товаров.

Важными задачами коммерческой службы в кооперативной торговле являются изучение и прогнозирование емкости товарного рынка, развития и совершенствования рекламно-информационной деятельности, координации закупочной работы среди поставщиков и покупателей.

Производственная деятельность райпо представлена: комбинатом кооперативной промышленности, имеются колбасные цеха, один хлебозавод, хлебопекарня, цех по переработке рыбы. Так за 2010 год произведено товаров народного потребления на 2010,9 млн.руб., темп роста составил 100,6%. Рентабельность производства составила за 2010 год 4,.4%. Заготовительная деятельность райпо в 2010 году убыточна. Допущено снижение по 11 видам заготовок, выполнено только по5 видам: дикорастущие, лом черных металлов, полиэтилен, кожсырье и мед.

Розничная сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров. В районе осуществляют деятельность предприятия государственной торговли, потребительская кооперация, частные торговые предприятия и предприниматели, промышленные предприятия и даже почтовые отделения Министерства связи. В тоже время торговой деятельностью занимаются 9 колхозов, которые имеют свои магазины, где продают в основном продукцию своих подсобных цехов.

Торговое обслуживание населения района осуществляется потребительской кооперацией, которая насчитывает на 01.01.2003г. 133 торговых предприятия. Поэтому целесообразно рассмотреть, какое место занимает розничный товарооборот потребительской кооперации в общем товарообороте района, другими словами определим долю рынка потребительской кооперации в общем товарообороте района.

 

Таблица 2.1.1 Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией в общем товарообороте Гродненского района за 2008 – 2010гг.

№ п/п

Показатели

Ед. изм

Год

Динамика, в %

2008 2009 2010 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Общий товарооборот всех торгующих систем района: в действующих ценах в сопоставимых ценах млн. руб. 8486,71 8486,71 12814,17 8320,88 20654,99 9719,07 150,99 98,04 161,19 116,80
2 Розничный товарооборот предприятий потребительской кооперации в действующих ценах в сопоставимых ценах млн. руб. 4022,70 4022,70 6676,18 4335,18 11133,04 5238,58 165,96 107,77 166,76 120,84
3 Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в общем товарообороте района % 47,4 52,1 53,9 +4,7 +1,8

 

Индекс цен: 2010г. – 1,54; 2010г. – 1,38.

Из таблицы 2.1.1 видно, что товарооборот всех торгующих систем, в том числе и товарооборот Гродненского райпо увеличивался из года в год в действующих ценах. Следует также отметить, что темпы роста товарооборота Гродненского райпо выше темпов роста товарооборота всего района как в действующих, так и в сопоставимых ценах, поэтому доля товарооборота Гродненского райпо на рынке Гродненского района постоянно увеличивается. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом она увеличилась на 4,7%, а в 2010 году – на 1,8% по сравнению с 2010 годом.

Эффективность любой деятельности, с точки зрения ее конечных результатов, в значительной мере зависит от квалификации работников предприятия.

Развитие рыночных отношений связано также с включением в сферу предпринимательской деятельности большого количества людей, многие из которых никогда не занимались коммерческой деятельностью и не имеют необходимой экономической подготовки.

В этих условиях особую актуальность приобретает экономическая подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих знаниями основ коммерческой деятельности и способных определять стратегию и тактику предприятия с учетом требований рынка.

Анализ кадрового потенциала работников Гродненского райпо позволяет дать его качественную оценку (таблица 2.1.2).

 

Таблица 2.1.2 Качественный состав работников Гродненского райпо за 2009 – 2010гг.

п/п

Показатели

Ед. изм.

Год

Динамика

2008 2009 2010 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Среднесписочная численность работников торговли, всего: в том числе имеющих образование: высшее среднее специальное среднее базовое   Чел. 409 53 166 151 39 417 44 164 173 36 387 28 157 165 37 101,95 83,02 98,79 144,57 92,31 92,81 63,64 95,73 95,36 102,78
2 Удельный вес работников, имеющих высшее образование в общей численности работников Чел. 12,96 10,55 7,24 -2,41 -3,31

 


Рис. Качественный состав работников торговли Гродненского райпо.

 

Из таблицы 4.1.2 и рис. видно, что в целом по райпо происходит снижение работников, так в 2010 году их численность снизилась на 1,19 % , особенно резко снизилась численность работников имеющих высшее образование (на 36,36% по сравнению с2010 годом). В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдался рост общей численности работников райпо (на 1,95%), однако также произошло снижение численности работников имеющих высшее и среднее специальное образование.

Работниками коммерческой службы для обоснованного составления заказов по внутригрупповому ассортименту товаров учитываются данные о половозрастном составе населения.

Спрос покупателей зависит от социального состава населения. Изменение этого состава не только отражается на общем объеме товарооборота, но и обуславливает существенные сдвиги в его структуре.

Численность населения района в 2010 году составила 68,05 тыс.чел., в том числе обслуживаемое системой потребительской кооперации 54,9 тыс.чел.

Цифровой материал по данным о составе населения представлен в таблице 2.1.3.

 


Таблица 2.1.3. Изменение численности обслуживаемого населения Гродненского райпо за 2009 – 2010гг.

п/п

Показатели

Ед. изм.

Год

Динамика

2008 2009 2010 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Всего населения в районе в том числе Обслуживаемого потребительской кооперацией из них: Мужчины Женщины Дети   Чел. Чел. Чел. Чел. Чел.   68,44 55,8 20,51 20,86 14,43   68,4 55,9 20,36 21,25 14,29   68,05 55,02 20,04 21,1 13,68   99,94 100,18 99,27 101,87 99,03   99,49 98,43 98,42 99,29 97,13
2 Удельный вес населения обслуживаемого потребительской кооперацией % 81,53 81,73 80,85 +0,2 -0,88

 

Рис. Изменение численности обслуживаемого населения.

 

Из таблицы 2.1.3 и рис. 2 видно, что численность населения района постоянно снижается. Так на 0,51% в 2010 году уменьшилась численность населения района, по сравнению с2010 годом и на 0,06% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Численность населения обслуживаемого потребительской кооперацией в 2010 году увеличилась на 0,18% по сравнению с 2009 годом, что составило 81,73% в общей численности населения района, что на 0,2% больше чем в 2009 году. Однако в 2010 году потребительская кооперация не удержала своих позиций и потеряла часть потребителей (на 0,83%), в результате чего снизился удельный вес численности населения обслуживаемого Гродненским райпо в общей численности населения района.

Торговля является основной отраслью потребительской кооперации. Торговые предприятия – основное звено розничной торговли. Структура розничной торговли Гродненского райпо представлена в таблице 2.1.4.

 

Таблица 2.1.4.

                 

Структура розничного товарооборота Гродненского райпо за 2008 - 2010гг. в действующих ценах

                 
Показатели 2008 год   2009 год   2010 год  

Отклонение удельного веса,%

  сумма, млн.руб. уд.вес, % сумма, млн.руб. уд.вес, % сумма, млн.руб. уд.вес, % 2010 к 2008 2010 к 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9
продовольственные товары 3103,57 77,15 5411,8 81,06 9298 83,52 3,91 2,46
непродовольственные товары 919,13 22,85 1264,4 18,94 1835 16,48 -3,91 -2,46
Розничный товарооборот в том числе: 4022,7 100 6676,18 100 11133,04 100 - -

 

Анализируя данные таблицы 2.1.4. можно сделать вывод о том, что количество торговых предприятий постоянно изменяется. Так в 2010 году общее число торговых предприятий по сравнению с 2010 годом увеличилось на 11 единиц, однако в 2010 году по сравнению с 2009 годом их количество снизилось на 9 единиц. Следует отметить, что в развитии магазинов стационарной торговли наблюдается определенная тенденция. Так количество магазинов по продаже продовольственных товаров постоянно увеличивается, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом их количество увеличилось на 9 единиц, в 2010 году по сравнению с 2010 годом на 29 единиц (торговая площадь увеличилась на 428м.кв. и на 2097 м.кв. соответственно). Увеличение количества магазинов по продаже непродовольственных товаров происходит не такими быстрыми темпами, однако в 2010 году их количество увеличилось по сравнению с 2009 годом на 1 единицу, в 2010 году по сравнению с 2010 годом на 5 единиц (торговая площадь увеличилась на 24 м.кв., 1204 м.кв. соответственно).

Однако по смешанным магазинам наблюдается тенденция к снижению их количества, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом их количество снизилось на 19 единиц, в 2010 году по сравнению с 2010 годом – 23 единицы. Уменьшение торговой площади смешанных магазинов в 2010 году произошло на 947 м.кв., а в 2010 году на 1271 м.кв.

Количество автомагазинов в 2010 году снизилось на 1 единицу, по сравнению с 2010 годом, однако в 2010 году по сравнению с 2009 годом их количество не изменилось. Также из года в год снижается количество лавок на дому, в 2010 году по сравнению с 2009 годом их количество уменьшилось на 3 единицы.

В 2010 году произошло снижение количества торговых предприятий в сельской местности, что привело к уменьшению торговой площади на 319 м.кв. Однако в 2010 году их количество увеличилось на 16 единиц, в следствие чего торговая площадь увеличилась на 3362 м.кв.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности Гродненского райпо используется система показателей.

 

Таблица 2. 1.5. Динамика основных показателей деятельности Гродненского райпо за 2009-2010 гг.

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Год

Динамика

2008 2009 2010 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Розничный товарооборот В действующих ценах В сопоставимых ценах млн.руб   4022,7 4022,7   6676,18 4335,18   11133,04 5238,58   165,96 107,77   166,76 120,08
2 Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах млн.руб 481,1 539,55 953,15 112,15 176,66
3 Время обращения товаров в днях дни 43 29 31 -14 +2
4 Скорость обращения товаров в количестве оборотов раз 8,36 12,37 11,68 +4,01 -0,69
5 Среднесписочная численность работников чел. 409 417 387 101,95 92,81
6 Среднегодовая выработка на одного работника Исходя из товарооборота: В действующих ценах В сопоставимых ценах млн.руб.   9,84 9,84   16,01 10,39   28,76 13,54   162,70 105,59   179,64 130,32
7 Общая сумма валового дохода от реализации товаров млн.руб. 612,31 1129,88 1869,49 184,52 165,46
8 Средний уровень валового дохода в % к товарообороту в действующих ценах % 15,22 16,92 16,79 +1,7 -0,13
9 Общая сумма издержек обращения млн.руб. 664,79 1308,0 2295,18 196,75 165,46
10 Средний уровень издержек обращения в % к товарообороту в действующих ценах % 16,53 30,62 20,62 +14,09 -10
11 Общая сумма убытков от реализации товаров млн.руб. -11,56 -217,54 -495,08 1881,83 227,58
12 Средний уровень прибыли от реализации товаров в % к товарообороту в действующих ценах % -0,29 -3,26 -4,45 -2,97 -1,19
13 Индекс цен - - 1,54 1,38 - -

 

Анализируя данные таблицы 2.1.5 можно сделать следующие выводы: розничный товарооборот Гродненского райпо в 2009 – 2010 гг. как в действующих так и в сопоставимых ценах имеет тенденцию к росту. В 2010 году темп роста в действующих ценах составил 165,96%, а в 2010 году 166,76%. Однако под влиянием ценового фактора темп роста снизился до 107,77% в 2010 году и 120,08% в 2010 году. Увеличение товарооборота в 2010 году привело к сокращению товарных запасов в днях (-14 дней) и ускорению товарооборачиваемости (+4 раза), а в 2010 году по сравнению с 2010 годом товарные запасы увеличились на 2 дня и замедлилась их товарооборачиваемость (-0,69 раза). Валовой доход в 2010 году увеличился только в сумме (на 65,46%) по сравнению с 2010 годом, а его уровень снизился на 0,13%. В 2010 году валовой доход увеличился как в сумме, так и по уровню – на 84,52% и 1,7% соответственно. Что касается издержек обращения, то они в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились как в сумме, так и в процентах к товарообороту. Это является отрицательным моментом в деятельности Гродненского райпо. Однако в 2010 году произошло улучшение положения, так как уровень издержек обращения сократился на 10%. Торговая деятельность Гродненского райпо является убыточной и с каждым годом убытки возрастают.

Для более успешной работы Гродненского райпо составим план мероприятий, которые способствовали бы выходу из сложившейся экономической ситуации:

1. дополнительно изыскать и поставить торговую сеть недостающих и не вырабатываемых в республике товаров: современную бытовую и оргтехнику, бумажно-беловые товары;

2. организация мероприятий по перераспределению товарных запасов (доведя их до 25 дней) и максимальному вовлечению их в товарооборот, увеличение в розничном товарообороте доли товаров с ускоренной товарооборачиваемостью (рыба, мясо, птица, пиво, водка, хлеб

3. улучшить обслуживание покупателей и повысить эффективность использования материально-технической базы торговли можно за счет прогрессивных форм (самообслуживание, продажа по образцам, по предварительному заказу, по почте);

4. считать главной задачей обеспечение постоянного наличия в розничной сети товаров путем неукоснительного соблюдения обязательных ассортиментных перечней;

5. осуществлять товародвижение в сети на условиях ускорения оборачиваемости путем закупа быстрореализуемых и высоко рентабельных товаров (рыба, мясо, птица, пиво, вино, полуфабрикаты, хлеб), не допускать поступление товаров крупными партиями и оседания их в предприятиях;

6. дважды в год проводить работу по пересмотру ассортиментных перечней для всех типов магазинов в весенне-летний и осенне-зимний периоды;

7. максимально увеличить производство и отпуск в торговую сеть товаров вырабатываемых на предприятиях кооперативной промышленности (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, рыба соленая и копченая, колбасных изделий, пельменей);

8. на постоянном контроле держать обслуживание малых населенных пунктов магазинами райцентра согласно утвержденных маршрутов и графиков, утвержденного времени и месте торгового обслуживания.

9. необходимо обеспечивать выполнение объемных показателей деятельности Гродненского райпо не ниже, чем в предыдущие годы.

 

4.2 Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование и проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях

 

В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.

Понятие хозяйственные связи включает экономические, организационные коммерческие правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей формируется на основе свободно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сторон и централизованного распределения отдельных видов товаров по квотам и для государственных нужд.

Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному признаку,

Структура хозяйственных связей может быть простой и сложной.

Простые хозяйственные связи заключаются непосредственно между предприятием-изготовителем товаров и розничными торговыми предприятиями. Они устанавливаются при закупке многих продовольственных товаров особенно скоропортящихся, а также непродовольственных имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи называются прямыми. Преимущества прямых хозяйственных связей заключаются в том, что устраняются излишние звенья перевалки товаров, ускоряется товарооборачиваемость, повышается эффективность воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышается качество товаров, сокращается время на согласование условий поставки.

Сложная структура хозяйственных связей предполагает участие в них посредников, число которых может быть различно. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров в количестве менее минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника.

По срокам действия заключенных договоров различают разовые, краткосрочные (до одного года) и длительные (более года) хозяйственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они гарантирует большую стабильность.

По ведомственной принадлежности участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи,

При межсистемных договорных связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, министерств, ведомств,

Внутрисистемными хозяйственными связями называются договорные отношения между предприятиями и организациями одной системы, например потребительской кооперации.

Система хозяйственных связей торговли с производством включает следующие элементы:

Ø изучение и прогнозирование спроса на товары;

Ø планирование объема и ассортимента товарного предложения;

Ø поиск и выбор партнеров;

Ø экономическое обоснование потребности в товарах;

Ø заключение различных видов хозяйственных договоров;

Ø участие в работе оптовых ярмарок, товарных бирж и т.д.;

Ø реклама товаров и услуг;

Ø применение административно-правовых норм и экономических санкций между субъектами хозяйственных связей.

Эти функции и их значимость меняются по мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон вступающих в хозяйственные связи.

Субъектами хозяйственных связей являются хозяйственные органы предприятия и организации торговли и промышленности, в чью компетенцию входит выполнение экономических, организационных и коммерческих задач по организации производства и реализации товаров народного потребления.

В настоящее время взаимоотношение субъектов коммерческой деятельности по поводу купли-продажи регламентируется рядом нормативных регулирующих и методических документов.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие договор поставки являются следующие:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь от 0712.2007г. (далее -ГК), статьи 476-504,424-461;

2) Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2009 №117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (НРПА РБ от 09.03.2009 №: /1075, «Советская Белоруссия» от 10.03.2009 №59);

3) Положение о поставках товаров в Республике Беларусь (утв. постановлением КМ РБ от 08.07.2005 №444/СДУиП, 2005, №19, БНПИ, 2005, №9, «Рэспублика» от 24.07.2005). Данное постановление действует в части не противоречащей ГК;

4) Положение о приемке товаров по количеству и качеству (утв. постановлением КМ РБ от 26.04.2005 №285 / БНПИ 2005, №6, «Рэспублiка» от 28.08.2005);

5) Приказ Министерства торговли Республики Беларусь Министерства промышленности Республики Беларусь Министерства экономики Республики Беларусь от 11.05.2007 №67/ 31/39 «Об утверждении Типового договора на поставку потребительских товаров на внутренний рынок предприятиям всех форм собственности» (НРПА РБ от 27.05Л998, №2491/12, БНПИ, 2007, №13, «Республика» от 08.07.2007).

Кроме того, в потребительской кооперации в вопросах организации хозяйственных связей руководствуются ведомственными актами: «Положением о порядке согласования договоров (контрактов), заключаемыми организациями потребительской кооперации» и «Положением об организации договорной работы в потребительской кооперации Республики Беларусь».

Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.

Отход от существовавшей ранее формы хозяйственных отношений, базирующейся на административном регулировании, принес, несомненно, много положительных моментов. Это, прежде всего, свобода в выборе партнеров, ассортимента товаров, форм и методов торговли. Однако в современных экономических условиях существуют определенные проблемы хозяйственных взаимоотношений между торговыми и промышленными предприятиями, решение которых в той или иной степени предполагает участие государственных институтов. Это участие в регулировании взаимоотношений между торговлей и промышленностью должно осуществляться по следующим направлениям:

· совершенствование правового обеспечения коммерческих финансовых и иных сторон взаимодействия;

· решение организационных вопросов формирования товарного предложения на потребительском рынке (организация ярмарок, квотирование заявочно-заказной механизм доставка товаров в торговую сеть);

· совершенствование механизма финансовых расчетов за поставку товаров;

· нормализация товарных запасов в торговой сети и на предприятиях промышленности;

· приведение производственного ассортимента в торговый;

· улучшение качества товаров, поступающих на рынок;

· оптимизация экспортно-импортных операций на потребительском рынке;

· совершенствование механизма ценообразования;

· организация фирменной торговли.В настоящее время сложилась во многом нелогичная ситуация, когда на торговлю и потребителя возлагается функция защиты экономических интересов отечественных производителей. Мировая практика не знает случаев, когда бремя экономических, организационных и других ошибок перекладывается с товаропроизводителя на других участников рынка. Будучи равноправными его участниками (по крайней мере, номинально) товаропроизводители, торговля и потребители имеют свои интересы. Но на самом деле происходит дискриминация прав торговли и потребителей. Защита товаропроизводителей сегодня возведена в ранг государственной политики, которая реализуется не всегда в экономически оправданных мерах. Например, Министерством торговли Республики Беларусь разработаны и доведены до каждой торговой точки ассортимента товаров отечественного производства, куда включено 60 наименований продовольственных, 900 наименований или более 2230 видов и разновидностей товаров культбытхозназначения, 8 тыс. моделей, видов, артикулов одежды, обуви, тканей. Требование Министерства торговли по обязательности наличия отечественных товаров административно оправдана лишь с двух позиций: как мера активизации коммерческой инициативы руководителей торговых предприятий и как мера гражданской поддержки отечественных товаропроизводителей. Но сугубо экономический подход малоэффективен, так как, во-первых, административными мерами спрос населения активизировать невозможно, во-вторых, в условиях роста товарных запасов как в торговле, так и в промышленности, обязательность наличия некоторые товаров приводит к еще большему увеличению запасов.

Многие проблемы во взаимоотношениях торговли и промышленности вызваны противоречиями в нормативно-правовых нормах. Так, в "Положении о поставках товаров в Республике Беларусь утвержденном Кабинетом Министров Республики Беларусь от 8 июля 2005 г, №444 односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично) допускается в случаях (П. 103):

· неоднократной поставки товаров ненадлежащего качества (2 и более раз);

· систематического нарушения сроков поставки (свыше 2-х раз);

· систематической задержки оплаты покупателем поставляемого товара (свыше 2-х раз).

В утвержденном постановлением совместной коллегии Министерства. торговли и Министерства промышленности от 10 июля 2006г. №13/9 "Временном порядке формирования рыночных ресурсов поставки их потребителям и организациям торговли в Республике Беларусь" односторонний порядок изменения договоров допускается в случаях:

· увеличения цен;

· ухудшения качества;

· нарушения сроков Поставки и ассортимента;

· неплатежей (п. 4.3 названного документа).

В соответствии с Положением о поставках, а также Временным порядком формирования рыночных ресурсов к договорам на поставку должна прилагаться спецификация на поставку товаров с указанием ассортимента, единицы измерения, количества, цены и суммы. В реальной практике договорных отношений это требование часто игнорируется или выполняется частично.

Вопреки существующему Положению о поставке товаров в Республике Беларусь торгующие организации заключают договоры, заранее ставящие их в экономически невыгодное положение. Дело в том, что система государственного регулирования предусматривает одностороннюю ответственность торгующих организаций и органов управления торговлей за обеспечение рынка товарами. Еще более строгим режимом для торговли являются спроектированные ею обязательные ассортиментные перечни наличия в торговой сети товаров отечественных товаропроизводителей.

Недостаточна гибкость реагирования предприятий промышленности на изменения в спросе населения. В 2009 г. отечественными товаропроизводителями было освоено около 250 наименований и разновидностей товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Это примерно в три раза меньше перечня, предложенного Министерством торговли к освоению промышленностью.

В то же время отечественной промышленностью не производятся или производятся в недостаточных объемах: нарядная одежда и обувь, швейные и трикотажные изделия из новых современных видов сырья и материалов; одежда из натуральной кожи; средства для защиты садов и огородов; большинство спортивных, школьно-письменных и канцелярских товаров (карандаши, ручки, готовальни, фломастеры, альбомы и блоки для черчения); электробритвы, стиральные машины автоматические и полуавтоматические, лезвия для бритья; аудио и видеокассеты; гальванические элементы и т. д. Предлагаемый ассортимент фотоаппаратов, стиральных машин, пылесосов, посуды фарфоровой тонкостенной, зубной пасты, мыла туалетного, чемоданов, парфюмерно-косметических товаров и других изделий очень узок, давно устарел по дизайну и упаковке, потребительским свойствам. Проблемным вопросом во взаимоотношениях торговли и промышленности являются расчеты за поставленную продукцию. В п. 66 Положения о поставке говорится, что порядок расчетов определяется соглашением сторон в соответствии с настоящим положением и иным законодательством» И далее: в случае отсутствия в договоре указания о сроке платежа покупатель обязан оплатить товар до непосредственной его поставки (передачи) поставщиком. Эта норма регулирования отношений на потребительском рынке несовершенна в принципе по следующим соображениям. Требование предварительной оплаты в счет будущих поставок товаропроизводитель мотивирует прежде всего тем, что ему также нужно расплатиться с поставщиками сырья, энергоресурсов и других элементов производства. Но, с другой стороны, предоплата за будущие поставки есть не что иное как беспроцентный для производителя денежный кредит от имени и за счет торговли, а еще точнее за счет покупателя.

Явный нонсенс -так называемый самовывоз, когда торгующие предприятия самостоятельно за свой счет забирают товар у товаропроизводителя и доставляют его в розничную сеть. Такой подход приводит к значительным издержкам., торгующие предприятия вынуждены брать у предприятия тот ассортимент который сейчас идет у него на потоке: одна модель, один артикул, одна расцветка, один размер и т.д. В результате образуются излишки товаров в магазинах, происходит затоваривание. Эти факты являются массовыми.

Таким образом, взаимоотношение промышленных и торговых предприятий Республики Беларусь характеризуется наличием множества серьезных проблем. Они могут быть объяснены в первую очередь неразвитостью подлинно рыночных отношений, монопольным положением производителей отдельных видов продукции, отсутствием равноправных условий между торговыми и промышленными .предприятиями. В определенной мере это обусловлено неграмотной политикой поддержания интересов национальных производителей и защиты внутреннего рынка, обеспечивающие решение этой проблемы только в краткосрочном периоде, причем за счет ущемления интересов торговли и потребителей.

 



2020-02-03 402 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика Гродненского райпо 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-экономическая характеристика Гродненского райпо

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)