Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА



2020-02-04 179 Обсуждений (0)
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Анкета — это упорядоченный по содержанию и формой набор вопросов и высказываний, направленных на раскрытие содержания проблемы. Анкета имеет определенную структуру и складывается, как правило, из трех частей: вступительной, основной и «паспортной». Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором отмечается, кто, с какой целью проводит опрос, где и как будут использоваться его результаты, подчеркивается важность и значимость личного участия каждого респондента в исследовании, наводится сжатая инструкция относительно заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов, отмечается, кому следует повернуть заполненную анкету. В основной части анкеты подаются вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. «Паспортная» часть включает вопрос, ответы на которых характеризуют демографическое и социальное состояние респондента. В конце анкеты респонденту предлагают выразить свое мнение относительно темы опроса и выражают благодарность за участие в исследовании. По способу общения между исследователем и респондентами анкетирования бывает: — через прессу, когда анкеты печатаются на страницах журналов и газет, а ответы на вопрос анкеты пересылаются в редакцию; — почтовое, когда анкеты и ответы пересылаются по почте; — роздаткове, когда анкеты раздаются непосредственно респондентам. Почтовое анкетирование и анкетирование через прессу дают очень низкий процент возвращения заполненных анкет, которое требует от исследователя дополнительных усилий для обеспечения репрезентативности полученной информации. Эффективность роздаткового анкетирования зависит не только от содержания и структуры анкет, но и от навыков и умения проводить опрос анкетером, от его личных качеств.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Социологическое наблюдение — важен метод сбора первичной социологической информации через целеустремленное, систематическое, непосредственное восприятие ; прямую регистрацию значимых (с точки зрения целей исследования) фактов социальной действительности, наиболее важных ее событий, процессов, явлений. В процессе наблюдения получают информацию о внешних иластивости обектив, что изучаются. В научном наблюдении (в отличие от будничного) планируется заранее его организация, определяются методы фиксации, обработки и анализа данных, который обеспечивает определенную надежность информации, Обектами наблюдения в социологии есть поведение отдельных индивидов, социальных групп. условия их деятельности и тому подобное. Ценным является то, что наблюдение дает возможность фиксировать реальные по-чединкови факты, однако они по большей части поверхностные и касается достаточно узкого круга индивидов. Потому наблюдение более частое используются совместно с другими методами. Метод наблюдения в социологическом исследовании чаще всего используют на его разведывательном этапе, когда происходит общее ознакомление из обектом исследования и разрабатываются гипотезы. Кроме того, его можно применять для проверки данных, собранных другими методами, и получения дополнительных сведений об исследуемом обект, а также для разработки гипотез. Метод наблюдения широко используют социологи предприятия, изучая практику проведения разных собраний работников, процессы обсуждения на них неотложных проблем, механизм выработки коллективных решений. Наблюдая за работой подразделов предприятия, встречаясь с их работников, социологи получают эмпирическую информацию об отношении к труду, отношению работников друг к другу, о реагировании на смену условий трудовой ситуации не на уровне сознания, а на поведенческом уровне, то есть наблюдают действия работников за введение новых условий оплаты, напружениших норм, внедрения рационализаторских предложений и тому подобное. Эти явления исследуются в динамике как действительность, которая формируется и развивается. Наблюдение можно классифицировать в зависимости от места наблюдателя в процессе наблюдения (невключено и включено); степени формализованости наблюдения (стандартизированное и произвольное); регулярности проведения (систематическое и случайное); места проведения и способа организации наблюдения (полевое и лабораторное); наличию контроля за проведением наблюдения (контролируемое — некон-тролеване); меры открытости (открыто и инкогнито) (рис. 5). Невключенное наблюдение заключается в изучении процессов исследования внешне без вмешательства в их ход. Оно направлено по большей части на описание социальной атмосферы и применяется чаще всего на разведывательном этапе монографического исследования и для экспериментальной проверки гипотез в лабораторных условиях.

МЕТОД ОПРОСА

Опрос и другие методы сбора социологической информации. Опрос — самый распространенный в социологии метод сбора первичной вербальной информации, которая основывается на обращении к группе людей с вопросами, направленными на раскрытие содержания проблемы, которая исследуется. С помощью опроса получают как подийну (фактическую) информацию, так и сведения о мыслях, оценках и потребностях опрашиваемых. Оно основано на непосредственном (интервю) или опосредствованном (анкетирование) социально-пси-хологичний взаимодействии исследователя с респондентом. Источником информации являются устные или письменные высказывания респондентов о состоянии общественного мнения и общественного сознания, обективних явлений и процессов не только в теперешнем, но и в прошлом и будущем времени. Правильно организованный опрос дает возможность получить информацию практически обо всех проблемах. Исследователь должен организовать общение так, чтобы пробудить у респондента любопытство к теме опроса, стимулировать его к активному участию в исследовании, обеспечить искренность ответов. В процессе опроса исследователь с помощью специальных высказываний и вопросов может моделировать разные экспериментальные ситуации, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о ее реальные и гипотетические поступки, планы и намерения на будущее ([•акти конкретной деятельности, ее мотивы, результаты, субективний состояние, чувство, наклоны, суждения: зясувати ее мысль по разным вопросам коллективной деятельности, в первую очередь относительно того, которое не нашло отображения в официальных документах, в результатах наблюдения и других методах исследования. Да. опрос дает возможность расшифровать мотивы освобождения по собственному желанию и обнаружить настоящие его причины, зясувати мотивы пассивного отношения к труду и меру удовлетворения членов коллектива социально психологическим климатом, который сложился, отношениями с руководителем, стилем деятельности коллектива и тому подобное. Другими словами, во время опроса обективний материал, собранный с помощью других методов исследования (наблюдение. изучение документации), дополняется сведениями о субективне восприятии предмета исследования членами коллектива. Опрос оказывает позитивное психологическое влияние на членов коллектива. Они видят, что их мыслью интересуется администрация, общественность. Зясування мнения членов коллектива и проработки на этом основании мероприятий по социальному развитию коллектива — одна из форм участия работников в управлении делами коллектива. Специфика метода опроса заключается в том, что источником информации является словесное сообщение респондента, его суждения. Исследователь вмешивается в процесс формулировки сообщения, направляет его в соответствующее русло. В звязку с этим возникает необходимость обеспечить надежность и достоверность получаемой исследователем информации. Надежность информации оказывается в стойкости, независимость ее от действия случайных факторов, достоверность — в ее адекватности реальной действительности. Эти качества информации обеспечиваются преимущественно постоянством условий сбора ее и искренностью ответов респондентов, их осведомленностью о сущности исследуемого обекта, о том. что интересует исследователя. Надежность информации, которую собирают опросом, зависит от планирования ее содержания и характера, от техники опроса, уровня компетентности респондента. На достоверность получаемой исследователем информации влияют личные качества респондента — защитные механизмы психики, уровень образования и культуры, свойства памяти, его установки относительно организации, которая проводит опрос; отношение к теме исследования, к самому исследователю. Методика и техника опроса дает возможность в значительной мере нейтрализовать негативное влияние этих факторов. Достоверность ответа респондента во многом зависит от умения исследователя начать опрос, от его профессионализма.



2020-02-04 179 Обсуждений (0)
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)