Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность государственного регулирования экономики



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Сущность государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния на экономику. Перед государством, как правило, не стоят такие задачи как непосредственное производство и распределение ресурсов, продуктов и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться всеми ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Поэтому государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень своего вмешательства в экономику. Рыночная экономика - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная экономическая политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе государство превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что данная проблема очень насущна, поскольку продолжение масштабных экономических реформ в Российской Федерации, осуществляемых на протяжении значительного периода времени, связано с использованием различных экономических методов регулирования экономики. Ведь именно от этих методов государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны - удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение благосостояния народа. Тем более, что в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций - субъектов воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития государства.

Проблеме государственного регулирования экономики, а также теоретическим и методологическим основам, инструментам и механизмам регулирования посвящены труды и публикации большого количества отечественных и зарубежных ученых. Однако до сих пор не в полной мере раскрыты экономические методы государственного регулирования экономики, что сдерживает ее реформирование и развитие в качестве основы формирования рыночных отношений.

Объектом исследования выступает экономика Российской Федерации.

Предметом исследования послужила система экономических методов государственного регулирования экономики.

Цель курсовой работы состоит в изучении экономических методов государственного регулирования экономики в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и систему методов государственного регулирования экономики;

2. Охарактеризовать содержание экономических методов государственного регулирования экономики;

.   Проанализировать современной состояние российской экономики и выявить перспективы ее развития.


Теоретические основы методов государственного регулирования экономики

Сущность государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности rpажданского государственно-организованного общества [9, c. 105]. Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность страны. При этом государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса [14, c. 25]. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает. Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других).

В процессе своего развития государственное регулирование экономики (ГРЭ) прошло несколько этапов:

1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

.   Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

.   Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

.   Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

.   Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственных за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность.

Эффективность ГРЭ при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Говоря о понятии «государственное регулирование», можно лишь констатировать, что единого определения этой экономико-правовой категории пока не существует ни в экономической и юридической литературе, ни в законодательстве России. Следует согласиться с утверждением, что суть государственного регулирования состоит в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике [4, c. 32]. Лучшее понимание этой сути (характера и масштабов деятельности государства в данной сфере общественных отношений) достигается через рассмотрение способов и средств воздействия государства на указанные отношения, которые предложено классифицировать на следующие группы:

) способы общенормативного регулирования, введение общих правил, установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур, определение системы их деятельности;

) программно-установочные способы: целевые программы; тематические планы; концепции, функциональные правила; схемы управления; схемы градостроительного планирования развития территорий; генеральные планы городов; земельный кадастр;

) легализующие средства: лицензирование, аккредитация, сертификация;

) способы нормативно-количественного измерения: стандарты; квоты; тарифы; нормативы; лимиты, налоги (сборы); плата; ставки (таможенных пошлин и др.);

) способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирование: кредиты, льготы, отсрочки, госзаказы, госзакупки;

) контрольно-учетные и «запретные» способы: учет, статистическая отчетность, проверки и иные формы контроля, запреты, ограничения, предписания, санкции (штрафы и др.), лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов) [16, c. 19].

Государственное регулирование экономики в отдельных странах имеет существенные особенности. Большинство правительств отдельных стран принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий. Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit - разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистских мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными - происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые автомототранспортные виды техники в размере более 100%.

С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому, что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

Таким образом, государственное регулирование экономики в определенном смысле есть процесс, урегулированный нормами действующего законодательства, отражающий правовой принудительный механизм. Государственное регулирование экономики осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Сущность государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность государственного регулирования экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)