Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие внешнеэкономического комплекса



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Развитие внешнеэкономического комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Состояние внешнеэкономического комплекса является одним из ключевых факторов, от которого зависит состояние государственного бюджета, а в значительной мере - и динамика развития российской экономики в целом. В 2011 г. только на доходы от экспортных и импортных пошлин приходилось 35,7% совокупных доходов федерального бюджета. Кроме того, прибыль компаний-экспортеров и доходы их сотрудников составляют значительную часть совокупной налоговой базы страны, а динамика внешнеэкономической конъюнктуры оказывает непосредственное влияние на расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этих условиях совершенствование механизмов развития российского внешнеэкономического комплекса является одним из важнейших приоритетов экономической модернизации.

Глобальный экономический кризис нанес серьезный удар по внешнеэкономическим позициям страны. Во-первых, следствием кризиса стало фактическое свертывание процессов диверсификации российского экспорта. Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 65,5% в 2011 г. Таким образом, кризис еще более увеличил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора. Во-вторых, нарастание кризисных тенденций создало угрозу замедления темпов экономического роста в основных странах-партнерах России, прежде всего в странах ЕС. Сокращение темпов роста в ЕС с 1,8% в 2010 г. до 1,5% в 2011 г. и 0,7% в 2012 г. приведет к заметному сокращению спроса на товары российского экспорта, в первую очередь энергоносители. В-третьих, в условиях кризиса резко усилился отток частного капитала из страны. Существенно, что эти тенденции наблюдаются на фоне дальнейшего роста реального валютного курса рубля. За январь-октябрь он укрепился на 4,6% по отношению к евро и на 10,1% по отношению к доллару США, что еще более подрывает внешнеторговую конкурентоспособность российской обрабатывающей промышленности и способствует дальнейшему закреплению сырьевой ориентации страны.

В то же время в 2011 г. были сделаны важные шаги, способные существенно усилить позиции России в мировой экономике. Главное достижение связано с завершением продолжавшегося 18 лет переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Принятые в конце 2011 г. решения открывают для России перспективы стать членом ВТО. В соответствии с достигнутыми договоренностями, средневзвешенная ставка импортной пошлины в России будет снижена с 10% до 7,8%; при этом средневзвешенная ставка по сельскохозяйственным продуктам снизится по сравнению с 13,2% в 2011 г. до 10,8%, а ставка по промышленным товарам - с 9,5% до 7,3%. Столь умеренное снижение, с учетом переходного периода, не должно оказать существенного влияния на конкурентные позиции российских производителей импортозамещающих товаров. В то же время доступ к принятым в ВТО механизмам устранения торговых ограничений и разрешения торговых споров способен существенно укрепить международные позиции российских экспортеров. Ожидается, что уже в 2012 г. ряд отраслей (в первую очередь металлургия) смогут почувствовать позитивные изменения в данной сфере. Кроме того, присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. До настоящего времени Россия была единственной крупной экономикой, остававшейся за пределами ВТО, что накладывало негативный отпечаток на ее восприятие в глобальном бизнес-сообществе. После присоединения на Россию будут распространяться принятые правила защиты прав участников внешнеэкономических операций (в т.ч. инвесторов), что позволит более полно использовать возможности международного экономического сотрудничества.

Кроме того, в 2011 г. наблюдалось дальнейшее усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В октябре 2011 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, членами которой станут Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Режим свободной торговли будет распространяться на большинство товаров во взаимной торговле, за исключением ряда «чувствительных» категорий (в первую очередь к ним относятся энергоносители и продукция металлургии). В рамках развития более глубоких форматов сотрудничества 18 ноября 2011 г. главами России, Беларуси и Казахстана были подписаны Декларация о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии, которая будет представлять собой наднациональный орган управления интеграционными процессами.

Ожидаемое присоединение России к ВТО должно способствовать усилению экономического потенциала данного интеграционного проекта. В частности, выполнение Россией обязательств перед ВТО по снижению импортных пошлин будет способствовать либерализации Единого таможенного тарифа ТС/ЕЭП, который в настоящее время носит излишне протекционистский характер и ограничивает стимулы к повышению конкурентоспособности компаний стран-членов.

В то же время, для наиболее полного использования возможностей, связанных с членством в ВТО и ЕЭП, а также для решения проблем развития внешнеэкономического комплекса, обострившихся под влиянием глобального кризиса, России необходимо в течение 2012-2014 гг. предпринять решительные меры по совершенствованию внешнеэкономической политики. Данные меры могут быть суммированы следующим образом.

В сфере таможенно-тарифной политики: снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также при импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке - установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1-3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами.

В сфере поддержки экспорта: расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения; упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения).

В сфере стимулирования прямых инвестиций: сокращение перечня отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность иностранных инвесторов; организационная и политическая поддержка формирования стратегических альянсов российских компаний с зарубежными компаниями - глобальными лидерами (в т.ч. через софинансирование расходов на подготовку промышленных площадок для совместных предприятий); поддержка создания совместных НИОКР-центров и центров развития компетенций (в первую очередь - компетенций в сфере коммерциализации технологий и управления продвижением на рынок новых продуктов) через освобождение расходов на создание соответствующих центров от налогообложения; дипломатическая поддержка российских компаний, осуществляющих проекты прямого инвестирования за рубежом.

В сфере развития регионального сотрудничества: заключение соглашения о безусловных гарантиях взаимных инвестиций и создание механизма защиты инвестиций (Арбитраж по инвестиционным вопросам) на пространстве СНГ; формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций на пространстве СНГ с использованием российского рубля как основного расчетного средства торгово-инвестиционных отношений; подготовка российских предложений по проекту соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС и начало переговоров по соответствующему вопросу; активизация участия в региональных институтах развития (в т.ч. полноправное членство в Азиатском банке развития). Если проведение взвешенной бюджетной политики и борьба с инфляцией являются ключевыми макроэкономическими приоритетами в период проведения предвыборной кампании и непосредственно после ее завершения, то предлагаемые меры по развитию внешнеэкономического комплекса способны придать мощный импульс развитию реального сектора российской экономики, особенно в свете качественно новых возможностей, открывающихся благодаря присоединению к ВТО и формированию ЕЭП. Сочетание указанных приоритетов способно обеспечить условия для поступательного экономического развития национальной экономики в 2012 г.


Заключение

 

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции и установления основ экономических процессов. Речь идет о системе соответствующих мер, осуществляемых органами государственной власти в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к современным, зачастую изменяющимся условиям. При этом следует заметить, что эффективность применяемых мер зависит от действующего законодательства, способного (или не способного) регулировать механизм функционирования экономики страны.

Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические. В настоящее время свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Система государственного регулирования рыночной экономики базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Тем не менее необходимо отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Признавая главенство экономических методов государственного регулирования отношений в экономике страны, следует отметить, что эти методы, в свою очередь, применяются не стихийно, а в соответствующих правовых формах, их опосредующих. Речь идет, таким образом, о поиске формулы правильного сочетания экономических и правовых (административных) методов государственного регулирования экономики при безусловном приоритете экономическим методов.

Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжает работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям.

Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления необходимо содействовать укреплению финансовой стабильности. В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике необходимо расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. Кроме того, необходимо продолжить работу по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.


Список использованной литературы

 

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов (одобрено Советом директоров Банка России 28 октября 2011 г.) // Вестник Банка России. - 2011. - № 65.

. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (разработан Минэкономразвития РФ).

. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. - М.: Дело и сервис, 2012. - 176 с.

4. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. - М.: Юристь, 2009. - 320 с.

5. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо, 2011. - 736 с.

. Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты. - М.: Деловой двор, 2010. - 80

7. Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации. - 2009. - № 2. - С. 44-47.

8. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с.

9. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.

10. Мартынов А.В. Философия и феноменология административного надзора: новые научные подходы к формированию концепции в условиях модернизации Российского государства и права // Административное право и процесс. - 2010. - № 5. - С. 9-13.

11. Моисеев С. Банк России: политика выхода из кризиса // Банковское обозрение. - 210. - № 6. - С. 19-22.

.   Моисеев С., Пантина И., Сарнычева М., Уткина Н. Валютные интервенции Центрального банка. Анализ операций Банка России // БДМ. Банки и деловой мир. - 2009. - № 4. - С. 39-43.

.   Посадская М. Концепция развития платежной системы Банка России до 2015 года: проблемы и перспективы // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2010. - № 4. - С. 11-13.

.   Саттарова Н.А. Правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности // Банковское право. - 2010. - № 2. - С. 25-27.

15. Симкина Л. Экономическая теория: учебник для вузов. - СПб.: Питер Пресс, 2010. - 384 с.

. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. - 2001. - № 5. - С. 18-19.

17. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. - М.: Инфра-М, 2010. - 400 с.

18. Чиркин В.Е. Возможности и пределы публично-правовых инструментов в условиях финансово-экономического кризиса // Государство и право. - 2009. - № 10. - С. 6-8.

. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики. Предпринимательско-правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 250 с.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Развитие внешнеэкономического комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие внешнеэкономического комплекса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)