Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие валюты и валютных ценностей



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Понятие валюты и валютных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

 

Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.

В современной России влияние валютной политики на развитие национальной экономики значительно, но ее последствия двояки. Высокая зависимость федерального бюджета от доходов, поступающих от экспортно-ориентированных отраслей, определяет значение политики валютного обменного курса для поддержания как финансовой, так и социально-экономической стабильности в стране. В то же время, с одной стороны, в нашей стране государственная валютная монополия была отменена только в начале 1990-х годов, и еще не сформировались институты, способные регулировать валютный обменный курс исключительно рыночными методами. С другой стороны, значительная часть национальной экономики по большей части ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей. Для этого сегмента национальной экономики колебания валютного курса выступают как экзогенные шоки, подавляющие (в случае ревальвации национальной валюты) или стимулирующие (в случае девальвации) его конкурентоспособность. Противоположно действующие факторы определяют избирательное воздействие валютной политики на национальную экономику.

Постепенная интеграция российской экономики в международное разделение труда, выход национальных компаний на мировые рынки товаров, ресурсов и капиталов порождают необходимость в прогнозируемой и стабильной валютной политике, соответствии требований национального валютного регулирования общепринятой мировой практике с учетом национальных интересов страны.

Вопросы, связанные с формулированием валютной политики, определением ее социально-экономических последствий, находятся в центре острых теоретических и политических дискуссий. В частности, в нашей стране продолжается дискуссия по вопросу о том, следует ли ужесточить валютное регулирование и контроль или же продолжить валютную либерализацию. Постепенный курс на либерализацию валютного регулирования, проводимый в нашей стране со второй половины 2000 г., хотя и находит отражение в изменении действующего законодательства, поддерживается далеко не всеми российскими специалистами.

Отсутствие у специалистов консенсуса по данному вопросу, частая смена валютной политики делают актуальным рассмотрения условий, определяющих выбор того или иного типа валютной политики, их кратко- и долгосрочных последствий.

Объектом работы выступает анализ функционирования системы валютного регулирования и валютного контроля в России в настоящее время.

Предметом работы выступают валютные операции и валютные отношения между субъектами хозяйствования.

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования

2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля

3) Рассмотреть понятие, механизм государственного регулирования валютных отношений

4) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

5) Выявить понятие и структура механизма валютного регулирования

6) Изучить валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования

7) Проанализировать валютную политику России

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 160 страниц, в том числе 154 страницы основного текста, 9 страниц библиографии и 6 страниц приложений. Работа содержит 2 таблицы, 6 диаграмм и 4 приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРВОАНИЯ

 

 

Понятие валюты и валютных ценностей

 

 

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных едини­цах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Для характеристики соотношения внутренней и иностран­ной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е. валюта, используемая в пре­делах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», валюта обмениваемая на иностранную валюту и явля­ющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» исполь­зуется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

Определение и классификация валюты содержатся в Феде­ральном законе «О валютном регулировании и валютном конт­роле», вступившим в силу в основной своей части 17 июня 2004 г., за исключением ряда статей, перечисленных в ст. 26 указанного Закона.

К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а так­же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие об­мену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах. [14, C.44]

К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обра­щении и являющиеся законным платежным средством в соот­ветствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных еди­ницах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности — ценности, в отношении которых ва­лютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной фор­ме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федера­ции, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на по­лучение валюты РФ и выпущенные на ее территории.

 

 

1.2. Валютное регулирование: понятие и содержание

 

 

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

Регулирование валютных отношений осуществляется с уче­том экономических задач государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осу­ществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определенных случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной ва­люты в качестве платежного средства.

Статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определены следующие основные прин­ципы валютного регулирования: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валют­ного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешатель­ства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валют­ного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение го­сударством защиты прав и экономических интересов резиден­тов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. [13, C.52]

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых яв­ляются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование — это применение пра­вовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение кон­кретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулиро­вания определены Федеральным законом «О валютном регули­ровании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуще­ствляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение).

В соответствии с указанным выше Законом основным орга­ном валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Для реализации функций в сфере валютного регулирования названные органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обяза­тельные для резидентов и нерезидентов.

Правительство РФ регулирует следующие валютные опера­ции движения капитала [11, C.72]:

1) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления иностранным субъектам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров;

2) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления иностранным субъектам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные рабо­ты, а также за поставляемые товары, необходимые для выполне­ния этих работ;

3) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осу­ществлением внешнеторговой деятельности;

4) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении иностранным субъектам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предвари­тельной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой де­ятельности;

5) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении иностранным субъектам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров;

6) расчеты и переводы при приобретении резидентами у не­резидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого това­рищества с нерезидентами.

Банк России в сфере валютного регулирования осуществляет следующие полномочия [11, C.72]:

1) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

2) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

3) проводит все виды валютных операций;

4) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной ва­лютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

5) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резиден­там, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Феде­рации;

6) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

7) устанавливает единые формы учета, отчетности, докумен­тации и статистики валютных операций, в том числе уполномо­ченными банками, а также порядок и сроки их представления;

8) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

9) выполняет другие функции, предусмотренные Федераль­ным законом «О валютном регулировании и валютном контро­ле».

Центральный банк РФ имеет право регулировать валютные операции движения капитала между резидентами и нерезиден­тами только посредством установления требований об исполь­зовании специального счета и резервировании определенной суммы валютной операции.

Требование об использовании резидентом специального сче­та может быть установлено Центральным банком РФ при регу­лировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами[11, C.73]:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных организаций, за исключением банков­ских операций.

Требование об использовании специального счета нерези­дентом может быть установлено Центральным банком РФ при регулировании следующих валютных операций, осуществляе­мых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций, связанных с приобретением нерезидентами у ре­зидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

6) операций, связанных с приобретением резидентами у нере­зидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а так­же исполнением резидентами обязательств по внутренним цен­ным бумагам.

В целях осуществления валютного регулирования Банком России особо устанавливается порядок реализации гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную ино­странную валют. При этом все расчеты между уполномоченны­ми предприятиями и гражданами за реализуемые последним това­ры (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитны­ми и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздей­ствия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля Банк России продает ино­странную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Банк России проводит валютные ин­тервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти комп­ромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором занижении курса рубля заинтересованы пред­приятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, мате­риалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая не­конкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией. Особо актуально это для сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предприни­мает ряд административных мер, позволяющих адекватно осу­ществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частно­сти, относятся [15, C.284]:

1) решение об обязательной продаже части экспортной выруч­ки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

2) лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «от­крытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;

3) разработка совместно с Государственным таможенным ко­митетом РФ (ГТК России) системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживаю­щих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;

4) установление (как временной меры валютного регулирова­ния) верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке — «валютного коридора». На­пример, до конца 1995 г. нижний предел был определен в 4300, а верхний — 4900 рублей за один доллар США. В настоящее время пределы колебания курса рубля не устанавливаются.

Большое внимание Банк России уделяет регулированию об­ращения наличной иностранной валюты, поскольку этот воп­рос имеет для России актуальное значение.

Государство осуществляет регулирование валютных отноше­ний и посредством лицензирования валютной деятельности. Порядок функционирования валютного рынка в России, пол­номочия и функции органов валютного регулирования и валют­ного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения ва­лютными ценностями, ответственность за нарушение валютно­го законодательства определяются Законом «О валютном регу­лировании и валютном контроле». Закон и издаваемые на его основе нормативные акты предусматривают, что все расчеты в иностранной валюте осуществляются только через уполномо­ченные банки, т.е. банки, имеющие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

До апреля 1996 г. лицензии, выдаваемые Центральным бан­ком РФ, подразделялись на генеральные, внутренние и расши­ренные внутренние. Затем в соответствии с письмом Банка России от 19 апреля 1996 г. № 276 лицензии, получаемые ком­мерческими банками, стали подразделяться на следующие виды:

1) генеральные;

2) лицензии на осуществление банковских операций (за исклю­чением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;

3) лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте.

Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны рас­полагать уставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн экю.

Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, причем следует отметить, что наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным. Банк должен располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн экю, и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной про­верки, завершенной не позднее чем за три месяца до предостав­ления документов в Главное территориальное управление Бан­ка России.

Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых бан­ком операций, однако дает право в установленном порядке от­крывать филиалы за рубежом и приобретать акции кредитных организаций — нерезидентов.

Следует отметить, что действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних шести месяцев, выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задол­женности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами. Для получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях банк должен иметь собствен­ные средства (капитал) в размере не ниже установленного Ин­струкцией Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-П «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих проце­дуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

Для получения лицензии коммерческий банк представляет в Центральный банк комплект документов, содержание и поря­док оформления их регламентирует отдельными инструкциями, которые в настоящее время существенно перерабатываются.

Коммерческие банки, имеющие соответствующую лицен­зию, являются основными участниками валютного рынка. Та­кие банки называются уполномоченными и проводят следую­щие операции:

1) покупку и продажу иностранной валюты за счет собственных средств банка, за счет средств обслуживаемой клиентуры;

2) расчеты в иностранной валюте, связанные с экспортом това­ров и услуг, а также проведением различного рода нетоварных операций;

3) установление корреспондентских отношений с другими Российскими уполномоченными и иностранными банками;

4) пассивные и активные операции в иностранной валюте;

5) депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках;

6) обмен для населения иностранной валюты на рублевую и рублевой на иностранную;

7) операции с чеками и другими ценными бумагами в иност­ранной валюте.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятый в 2003 г. позволяет российским физи­ческим и юридическим лицам открывать банковские счета за пределами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 названного Закона резиденты имеют право открывать без огра­ничений счета и вклады в иностранной валюте в банках, распо­ложенных на территориях иностранных государств, являющих­ся членами Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осу­ществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации. Однако совершать через подобные счета валютные операции между резидентами законодательством не разрешается.

Физические лица — резиденты вправе без ограничений осу­ществлять валютные операции через счета, открытые в иност­ранных банках. Вместе с тем объектами подобных валютных операций не должны выступать передача имущества и оказание услуг на территории Российской Федерации.

Об открытии или закрытии валютного счета (вклада) в ино­странном банке резиденты обязаны не позднее одного месяца уведомлять налоговую инспекцию по месту своего учета.

Законодательством РФ определены следующие правовые ос­новы функционирования внутреннего валютного рынка:

а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в поряд­ке, устанавливаемом Банком России;

б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутрен­него валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от кур­са ее продажи, а также проводить операции по покупке и про­даже иностранной валюты;

в) при осуществлении внешнеторговой деятельности рези=-денты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию Российской Федерации. Репат­риированная валютная выручка в размере 30 процентов не по­зднее семи дней подлежит обязательной продаже государству через уполномоченные банки по обменному курсу, установлен­ному Центральным банком РФ на день продажи части валют­ной выручки. Актами валютного законодательства могут пре­дусматриваться льготы по обязательной продаже части валют­ной выручки резидентов, а также полное освобождение резидентов от продажи валютной выручки государству.

 

 



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Понятие валюты и валютных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие валюты и валютных ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)