Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы работы с семьей



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Методы работы с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Можно выделить следующие методы работы: диагностические и управленческие (воспитательные).

Диагностические: наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях). Опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану. Тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;.

Управленческие и воспитательные методы включают в себя: (активные), ситуационно - ролевые игры и социально - психологический тренинг.

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи.

Социальный работник влияет на семейную структуру - структуру взаимоотношений в семье. После его воздействия должна измениться психологическая карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, рода родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей легкостью доверяют друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американские психотерапевты называют это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи). Это означает, что модель общения негибка, консервативна.

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ общения - игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

"…Как и во всех человековедческих видах деятельности, в социальной работе первичен метод наблюдения…Наблюдение социального работника - профессионала и наблюдение рядового индивида имеют существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с научных позиций. Его параметры должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации социальным работником для клиентов или всей семьи в целом полезен в целях психодиагностики их психической состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями…

Метод противоречивой оценки семьи. …Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же психолог выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно верить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентировании и сильных, и слабых сторон семейной жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли…. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции…

На одном из занятий с членами семьи специалист социальной службы предлагает мужу и жене поделиться причинами своих трудностей в семье. Выслушав обе половины по очереди, психолог просит супругов в прямом смысле слова поменяться местами. Усевшись на стулья друг друга, они включаются в игру под названием "Стань мною" и продолжают рассказ о проблемных ситуациях в семье глазами своего партнера.

Метод магнитофонных записей может принести немалую пользу для социальной работы с семьей. Суть его проста: беседа психолога с клиентом записывается на пленку, как и диалоги супругов в его присутствии. Делается это с согласия самих клиентов и в их же интересах. В одну из последующих встреч специалист по социальной работе может тщательнейшим образом проанализировать вместе с партнерами по общению все детали разговора. Более современное средство такого плана - видеомагнитофон, он позволяет получить всесторонний анализ события. Однако у этого метода есть и недостаток - во время беседы должен находиться оператор, который ведет съемку. Присутствие постороннего - нежелательный фактор, поскольку внимание партнеров по общению будет рассеиваться, и не все то, что хотелось бы сказать друг другу, можно будет произнести вслух.

Метод консультации - традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости от желания клиента и степени его затруднений. … ценности консультации будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи - ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития.

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой…. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников… Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования группового мнения эффективен в социальной работе дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиции в связи с общими семейными делами.

Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут быть связаны с принятием важного для личности решения - заключения брака или его расторжения, смены места работы или учебы…

Социальный педагог должен учитывать тот факт, что коллективное решение более смелое, чем индивидуальное. Ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть совместно принятого решения…

Собственно психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей - методы убеждения и внушения. Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними - их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, - суггестией…

Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия…

Цель обоих методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении личности…

Метод информирования в социальной работе - самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях - социальных, национальных, половых, конфликтных и т.д. групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом.

Социальный работник может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи". [7, 53-63]

Формы работы с семьей

 

Возможны следующие формы социально психологической работы социального работника: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).

Консультирование - это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия. Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг - это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция - это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

"Для достижения <требуемых результатов социально-психологической работы с семьей> требуется комплексное применение … социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество". [9, стр.153].



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Методы работы с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы работы с семьей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)